Интегрированные занятия в физическом развитии детей дошкольного возраста

Важным фактором в современном мире является всё большее осознание физической культуры, как части культуры личности и общества. Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно меняется содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность детей и т. д.) внимание педагога направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребёнка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем мире. Занимая одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, раздел «физического развития и здоровья» в комплексных образовательных программах содержит лишь перечень двигательных действий, которым следует обучать детей. Но ещё П.Ф. Лесгафт, основоположник научной системы физического воспитания, критиковал односторонность образования, научно обосновывая связь между физическим, умственным и нравственным воспитанием. Эффективно решают эту задачу новые формы физического развития - интегрированные занятия.   Интегрированные занятия - это творчество педагога, умение соединить знания из разных предметных областей в одно целое. На мой взгляд, интегрированное занятие даёт детям дополнительные возможности переключения внимания с одного объекта на другие и возможности применения знаний в новых условиях, формированию целостных представлений о здоровом образе жизни, формированию здоровьесберегающей компетентности.

Интегрированные занятия для детей старшего дошкольного возраста я провожу по традиционной схеме, но включаю в них задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по познавательному и художественно-продуктивному развитию. В зависимости от темы и содержания, выстраиваю единую сюжетную линию занятия. При сочетании разнообразной деятельности детей с физкультурой, я придерживаюсь чёткой структурной последовательности отдельных частей занятия. Структура интегрированных занятий, представлена тремя частями:

1. Вводная часть предполагает организацию игровой мотивации и нацеливание детей на определённую тему. Двигательная деятельность детей (ходьба, бег, перестроения) подобраны согласно содержанию и сюжету занятия. Длительность основной части занятия 3-5 мин.

2. Основная часть решает задачи физического развития (формирование умений и навыков основных видов движения) и познавательного развития (формирование представлений у детей об основах безопасного поведения в конкретной ситуации, представлении о себе как человеке). Длительность основной части занятия 15-20 мин.

3. Заключительная часть решает задачи приведения функциональной деятельности организма детей к норме и закрепления полученных знаний и умений с помощью релаксации, психоэтюда. Эта часть сопровождается рассказом педагога по данной теме занятия. Длительность заключительной части занятия 2-5 мин.

Интеграция разных видов деятельности и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных,  так  и оздоровительных  задач. Интегрированный подход соответствует одному из требований дошкольной дидактики: образование должно  быть небольшим  по  объёму,  но  ёмким, а также занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию у них перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения внимания воспитанников на разнообразные виды детской деятельности.

При планировании и организации интегрированных физкультурных занятий важным компонентом является взаимодействие и сотрудничество инструктора по физической культуре с воспитателями и другими специалистами ДОУ. Мною организован кружок «Мой мир» для детей старшего дошкольного возраста, в котором дети на занятиях по физической культуре закрепляют знания и представления, полученные на занятиях по ОБЖ. В своей работе активно использую парциальную программу Р.Б. Стёркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Темы кружковых занятия, игр, досугов, развлечений подбираю с учётом содержания воспитательно-образовательного процесса по познавательному развитию в конкретной возрастной группе. Педагог-психолог ДОУ помогает мне в подборе игр-тренингов, психоэтюдов, в разработке проблемных ситуаций. При организации двигательной деятельности на физкультурных занятиях дети закрепляют знания и правила безопасного поведения на улице и в быту

Цель кружка:

1. Развитие основных двигательных навыков и активизация знаний детей, приобретённых при изучении основ безопасной жизнедеятельности.

2. Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни, формирование правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Поэтому я при проведении кружковой работы ставлю перед собой следующие задачи:

1. Формирование качественно новых двигательных навыков при восприятии окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом, но и уметь координировать свои движения  с  движениями других людей и перемещением предметов.

2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения в общественных местах.

3. Развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного,  безопасного    поведения.

В процессе занятий в кружке «Мой мир», стараюсь прививать детям не только навыки безопасного поведения, но и расширять объём двигательных умений и навыков, вызывать эмоциональный отклик у детей. Чтобы учебный процесс был более эффективным, я максимально использую в нём игру. Я убедилась в том, что дети лучше усваивают полученные знания на физкультурных занятиях в игровой и увлекательной форме, поэтому занятия провожу с использованием наглядного материала, проигрыванием детьми определённых проблемных жизненных ситуаций (звонить по телефону в службу спасения, помочь пострадавшим и др.). Дети участвуют в играх-тренингах, применяют приёмы саморегуляции ощущений своего организма с целью самообладания своими эмоционально-психологическими и физическими качествами.

В структуре занятий я стараюсь использовать различные виды двигательной деятельности: общеразвивающие упражнения, основные виды движений, дыхательную гимнастику, разнообразные виды самомассажа, упражнения на релаксацию. Я стараюсь учить детей чувствовать и ощущать процесс своих движений, тщательно разъяснять детям, как способ, так и цель выполнения упражнения, а для этого необходимо соединять движения и сознание, т.е. осознано выполнять движения. Для развития познавательной деятельности мною используются игровые, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки, которые усиливают, а соответственно, помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Сказки, беседы, чтение стихотворений или отрывков из художественной литературы, пословицы, поговорки, которые помогают осмысливать поставленные перед детьми задачи и сознательно выполнять двигательные упражнения, самостоятельно применять эти упражнения в различных ситуациях.

При проведении интегрированных занятий я заметила, что необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала, свободное и продуманное размещение наглядного материала, привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей   детей.

При проведении интегрированных занятий я руководствуюсь следующими правилами:

1. Самое главное условие эффективности этих занятий - добровольное участие в них детей

2. Занятия не должны утомлять детей. Они заканчиваются чем-то приятным, весёлым, радостным (пусть это будет игра, релаксация или просто сюрприз)

3. На занятиях царит дух соревнования, но на первом плане не критика, а стремление быть лучше.

При организации и проведении интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста в кружке «Мой мир», мною нарабатывается практический опыт по оказанию влияния средств физического воспитания на общее развитие ребёнка, в частности по формированию речи, психических процессов, анализаторских систем, таких как: зрительная, слуховая, тактильная, а также по формированию поведения ребёнка, его жизненной позиции.

Анализируя свою практическую работу по проведению интегрированных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, я сделала следующие выводы:

- интегрированные   занятия   по   физической культуре способствуют формированию у детей целостной картины мира;

- у детей формируется интерес к занятиям «умной» физической культурой и занятия дают высокую результативность, т.к. ребёнок вовлечён в активный процесс движения и познания;

- развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации данного занятия;

- интегрированные занятия обогащают детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

- организация и проведение интегрированных занятий способствует творческому взаимодействию специалистов и педагогов детского дошкольного учреждения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в зимний лес» Для детей средней группы Цель: - Дать представление о зиме, птицах и животных в зимнем лесу. Задачи: - Учить внимательно слушать...

Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

 Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие»

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие» Цель: познакомить детей с лучшими образцами военных песен, разъяснить детям, как с помощью...

Читайте также

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Тема «Ежик готовится к зиме». Конспект организованной образовательной деятельности по…

Тема «Ежик готовится к зиме» Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе Цель: рисование Ежа с применением (нетрадиционной техники...