Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


«Театрализованная игра как средство социального развития детей с нарушением интеллекта»

Театрализованная игра – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненное сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельности принятия образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, речью, пением и т.п.). (Д.Б.Эльконин, И.Г.Вечканова). Ребенок формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробуя себя в разных ролях. В ней ребенок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, которых облегчает ему вхождение в жизнь. В театрализованной игре в эмоционально комфортных условиях моделируется социальное отношение с взрослыми и природным миром, положение ребенка в семье, в кругу своих сверстников. Игра помогает ребенку обогащать словарь новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивать интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

В современном мире актуальна проблема воспитания и развития творческой личности. И сейчас больше внимания стали уделять проблему помощи детям с ограниченными возможностями. Одна из важнейших задач коррекционной педагогики – повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. И одной из видов творческих игр является игра театрализация. Театрализованные игры играют важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития подготовки детей с нарушением интеллекта к жизни. Проведение театрализованных игр в детском саду позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи:

  • Развивать точность координацию движений
  • Развивать речевые и неречевые средства общения
  • Развивать эмоционально-волевую деятельность

Особенно это важно в работе разной степени детей с нарушением интеллекта, у которых наблюдается недоразвитие познавательной и особенности эмоционально-волевой сферы, когда педагогам необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении, особенно детей с тяжелой степенью умственной отсталости и детей с диагнозом РДА (ранний детский аутизм). Такие дети имеют скудный запас знаний о социальном и природном мире, поэтому не владеют правилами взаимодействия с ним. У таких детей отмечается слабо дифференцированное эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым. Можно сделать вывод, что детей с нарушением интеллекта имеют неустойчивое внимание, плохая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности в ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, не четкая дифференцированность словаря, а значит, такие дети склонны к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быстро утомляются, не хватает внимания сосредоточенности.

Работа c детьми с нарушением интеллекта, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии осуществляются следующем направлении:

  • Знакомство с окружающим миром с целью формирования образов-представлений о моделируемых объектах и отражения в их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в последующей игре;
  • Формирование познавательных действий и ориентировки пространстве: 1)реальном - на основе предметно-игровой деятельности; 2)отражение в различных знаках- с предметами – заместителями в ходе игровой, предметно-практической, элементарно трудовой деятельности;
  • Обучение принятию игрового образа, роли:1) восприятие собственного тела, наблюдение за своими движениями, за тем, как педагог заменяет реальное поведение игровым; 2) освоение действий с различными игрушками в ходе режиссерских игр; 3) взаимодействие персонажей в режиссерских играх и играх драматизации;
  • Развитие психомоторики, обусловливающей точность выполнения задуманного действия, модели: 1) освоение крупных движений тела, действий с реальными предметами; 2) движения с предметами-заместителями; 3) движение с условными изображениями и отдельными деталями костюма;
  • Развитие мелкой моторики рук, осуществляющееся в ходе управления различными куклами, переодевания и действий с воображаемыми предметами;
  • Овладение различными средствами межличностного общения и развитие функций речи: 1) согласование со словами педагога; 2) произнесение отдельных реплик персонажей в ходе театрализованных игр; 3) освоение интонирования речи в ходе образных игр.

Таким образом, происходит развитие важных функций: подготовка театрализации и процесс игровой деятельности. Чтобы решить все эти функции в театрализованной игре, нам помогает в работе с детьми нарушением интеллекта комплексный подход, который тесно взаимосвязанный с занятиями по разделам программы (ознакомление с окружающим миром и художественной литературой; развитие речи и музыкальное воспитание и т.д.) Комплектность таких занятий достигает взаимодействие согласованность в работе с педагогами, которые знакомят с методами и приемами театрализованной деятельности. В своей работе, мы педагоги, считаем особой задачей развитие гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, пробуждение их интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей, а также к сверстникам как партнерам по совместной деятельности.

В театрализованной игре детей с нарушением интеллекта социальные отношения моделируются в эмоциональных комфортных условиях, отражающие общение с людьми и природным миром, положение ребенка в семье, в кругу сверстников и взрослых. В результате этого дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Особое внимание уделяется познавательного общения взрослого и детьми, а также сверстников между собой, поскольку такие дети не могут и не стремятся продуктивно взаимодействовать с окружающим.

Например, игра с куклой или переодевание, в перевоплощение в игровой персонаж используется прием для знакомства с детьми детей друг с другом, а также для создания игровой мотивации. Приобщение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывается более эффективным, чем прямое общение. Если ребенок проявляет интерес и желание ответить сам за животного, то стараемся поощрять эти попытки. Поначалу дети наблюдают за тем, как действует с игрушкой взрослый, а затем они самостоятельно учатся взаимодействовать с ней. Постепенно, по мере овладения элементами театрализованной игры, дети начинают выступать от имени персонажа. Они благодарят сверстников, обращаются друг к другу, хвалят друг друга. Таким образом, дети овладевают возможными способами невербального общения: учатся привлекать внимание партнера выражать заинтересованность в общении и игре с ним жестами, мимикой и т.д. Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что манипулирование взрослым куклой делает возможным телесный контакт, прикосновения, что очень важно для детей, испытывающих страхи при общении с незнакомыми людьми, в незнакомой ситуации. В результате такой формы установления контакта, дети начинают воспринимать взрослого как «друга». Ребенок привыкает к тому, что взрослый «ведет» его, изменяя его движения. У него возникает доверие к педагогу, чувство общности с ним, интерес занятия с взрослым. И дети учатся активно улыбаться, смотреть в глаза педагогу. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдая друг за другом, стараются лучше сыграть роль. В своей работе мы, педагоги используем аудиозаписи для образных театрализованных игр. Музыка помогает детям имитировать движения персонажей, подчеркивать характер героев, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движение в свою очередь помогает детям повышать активность речедвигательного анализатора, «балансирует» процессы возбуждения и торможения.

Использование театрализованных игр как средство социального развития детей с нарушением интеллекта, позволяет не только знакомить с прекрасным или расширить представление об окружающем, но и пробуждать способность к состраданию, сопереживанию. Активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.


Литература:

  1. О. А. Гнедова, Л.Е.Майдонюк «Театрализация сказок в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками». Санк - Пет. «Детство Пресс» 2007г.
  2. А. Н. Брызгалова, М.А.Калиновская «Театрально – игровая деятельность дошкольников». Минск «Изд.Юнипресс» 2006г.
  3. М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» (Театрализованные развлечения) М. «Сфера» 2008г.
  4. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» М., «Аркти»1999г.
  5. А. В. Запорожец «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения» М.,2001г.

 



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Елена
    Замечательный проект!!!

    Подробнее...

     
  • ИРИНА
    Очень интересно услышать отзывы! спасибо!

    Подробнее...

     
  • Ольга
    материал интересный, доступный

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо!Очен ь достойный сценарий, ещё хорошо, что он весенний (очень много осенних, весенние ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    отличное развлечение, очень понравилось. Наталья Викторовна творческих Вам успехов, спасибо за хороший ...

    Подробнее...