Из опыта работы

«Играем - правила дорожного движения запоминаем!»

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием 1детей. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

На улицах  часто можно наблюдать такую картину: не дожидаясь разрешающего сигнала светофора, пешеходы, нарушая правила, ступают на заветную «зебру», пытаясь перейти дорогу в перерывах   автомобильного движения; игнорируя дорожные знаки, переходят улицу в запрещённом месте, нисколько не заботясь о том, какой пример, они подают детям. А ведь мы, взрослые, являемся для детей образцом поведения.

Детский травматизм на дорогах – серьёзная проблема, с которой из года в год приходится сталкиваться сотрудникам ГИБДД. Чаще всего дети сами являются причиной дорожно-транспортных происшествий. И причина здесь не только в том, что дети плохо ориентируются на дорогах, не соблюдают правила дорожного движения или  у них нет опыта и психологической подготовленности, но что самое главное, очень часто нет положительного примера перед глазами - примера взрослых. Поэтому, каждое дорожно-транспортное происшествие, в которое попадает ребёнок, - это прямой укор всем взрослым, так бездумно нарушающим правила дорожного движения.

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – это знать и соблюдать правила дорожного движения!

Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улице должна быть систематической. И чтобы ребенок не попал в беду, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво. Ему нужно объяснить, что произойдет при нарушении правил дорожного движения с пешеходом, транспортом. Развивать у детей зрительную память, внимание.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Взрослые должны помнить, что дети – это зеркала, отражающие поступки взрослых! Поэтому именно своей культурой поведения на улицах  мы воспитываем наших детей с раннего детства, именно с этого возраста мы преподаём им азы дорожной культуры. Всё, что усваивает ребенок, прочно закрепляется у него в памяти и остаётся с ним навсегда!

Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому я   использую игры-минутки – кратковременные занятия по безопасности движения. Цель этих «игр-минуток» состоит в том, чтобы повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путём создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления в вопросах «дороги» и «безопасности».   В процессе этих игр внимание детей переключается на вопросы безопасности путём разбора проблемного вопроса, где ребёнок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме.

Например:

- На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

- Как определить, далеко машина или близко?

- Можно ли играть на тротуаре?

- Если кто-то из взрослых пешеходов переходит проезжую часть улицы на красный сигнал светофора, можно ли следовать его примеру?

- Почему опасно перебегать через проезжую часть?

- Почему надо переходить улицу на перекрестке?

- Легко ли остановить машину на скользкой дороге? и т.п.

Помимо «игр-минуток» я использую и настольные игры:

- игра «Собери знак» - закрепляет  знание дорожных знаков и правила их выполнения, развивает память, внимание, мышление.

- игра «Узнай знак» - закрепляет знания детей о дорожных знаках.

- «Азбука пешехода»- с помощью этой игры дети быстро узнают язык дорожных знаков и дорожной разметки. Учатся правильно и безопасно переходить улицу.

- игра «Дорога» (детское домино) – дети учатся строить свою дорогу и быстро запоминают предупреждающие знаки.

Интересной и эффективной формой работы стала организация подвижных и ролевых игр, например:

- игра «Автогараж» - закрепляет знания о видах транспорта. Дети упражняются в умении различать дорожные знаки для водителей и пешеходов.

- игра «Наша улица» - уточняет представления детей о правилах поведения на улице и закрепляет знания о правилах перехода проезжей части.

- «Светофор» - на сигнал, подаваемый кругом определённого цвета, дети выполняют

соответствующие этому знаку движения.

- «Цветные автомобили» - дети учатся передвигаться по площадке, не задевая друг друга. Игра развивает внимание, наблюдательность и т.д.

Усвоение и закрепление знаний о правилах дорожного движения провожу и с помощью чтения художественной  литературы, в настоящее время для детей имеется много книг,   с яркими красочными иллюстрациями, которые дополнительно дают детям возможность лучшего усвоения и запоминания материала:

- «Умный Светофор» М.В. Дружининой,

- «Автомобиль» Н. Носова,

- «Моя улица», «Велосипед» С. Михалкова,

- «Мяч» С. Маршака,

- «Машины» В. Кожевникова и т.д.

Я понимаю, что не всё зависит от меня и прилежности пешеходов. К сожалению, существует множество факторов, влияющих на риск пострадать в ДТП, но, прежде всего каждый педагог, родитель должен спросить себя самого: «А что я сделал, чтобы этого неслучилось?"


Используемая литература:

  1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,2009.
  2. К.Ю.Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. – 4 изд.- М.: Просвещение, 2004.
  3. Н.А. Извекова. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Т. А. Шорыгина Основы безопасности для детей 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера 2007.
  5. Н.Н. Авдеева. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» , Санкт-Петербург, государство «Детство –Пресс», 2004.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год…

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год учебный год Первая смешанная дошкольная группа Цель: установление сотрудничества детского сада...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Мною представлен опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к...

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...