«Консультация для воспитателей»
Познавательный интерес имеет огромное значение в умственном развитии ребенка, являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта и тем самым готовя ребенка к школьному обучению.
В начале года была проведена диагностика, направленная на изучение уровня познавательного развития у детей младшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что многие дети имеют низкий уровень познавательного развития, не владеют теми знаниями и умениями, необходимыми для данного возраста. Опираясь на результаты диагностики детей, провела анкетирование родителей. В результате обнаружилось, то большинство родителей не расширяло и не обогащало представление об окружающем мире, 70% невнимательно относятся к детским наблюдениям, не создают условия для детского экспериментирования- 65%, не задумываются при выборе новой игрушки о ее педагогической ценности- 75%. Основываясь на полученных данных начала работу по развитию познавательного интереса к окружающему миру у детей младшего дошкольного возраста. Система моей работы включает следующие направления:
1. Изучение методической литературы, передового опыта по формированию интересов к окружающему миру.
2. Создание предметно-развивающей среды.
3. Установление тесного сотрудничества с семьей, просвещение родителей, разработка комплексов мероприятий по формированию познавательного интереса к окружающему миру.
Мною была изучена инновационная программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей от 1 года до 4 лет под редакцией Дороновой Т. Н. «Из детства в Отрочество». Особое внимание я уделила формированию познавательных интересов, т.к. они являются целью познавательного развития. По данной теме обогатила свои знания через ознакомление материала, публикуемого в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика» и др.
Мною был разработан план работы с детьми и родителями, подобран материал для информационно-просветительской работе по данной проблеме. Т.к. в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать накопленные знания с максимальной пользой для своего развития, поэтому всю работу стою на игровых приемах, обговаривая и побуждая детей к разнообразным действиям с предметами, учу устанавливать сходство и различие. Развивающую среду обогатила иллюстрациями, картинками, открытками с изображением животных и растений, изготовила тематические альбомы, дидактические игры. Подбор игровых упражнений, сюжетов, ситуаций последовательно и постоянно меняю, вношу что-то новое, усложняю условия действия с игрушкой и пособиями, расширяю представление ближайшего окружения. Познавательный интерес малышей развиваю постоянно ( во время бодрствования). Бытовые моменты, такие как еда, умывание и пр. несут ребенку массу сведений об окружающем мире, тем самым, формируя познавательный интерес, поэтому сознательно включаю «бытовое» содержание в познавательные мероприятия. Нахожу для детей поручения и задания, в результате развивается наблюдательность, они замечают то, чего раньше не видели, это содействует пробуждению устойчивого интереса. Широко использую игровые ситуации «на прогулку мы идем» «подарки игрушек», «сюрпризные моменты в работе с дидактическим панно и пособием» «посмотри в окно!», познавательные забавы с воздушными шарами и мыльными пузырями. В повседневной деятельности внимательно наблюдаю за детьми, подключаюсь к любым проявлениям заинтересованности малышей к предметам группы, к объектам и событиям, происходящим эпизодически, но непосредственно воспринимаемыми детьми. Все игры и материалы, с которыми знакомятся дети на занятиях переношу в повседневную жизнь. На прогулке организую в играх элементарное экспериментирование с объектами неживой природы. Формируя у детей интерес к миру природы, воспитываю одновременно у них бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам. Каждую семью мы посетили до адаптации ребенка в детском саду, познакомились с условиями семейного быта, подходами в воспитании, традициями, установили доверительные отношения с семьей. Ненавязчиво, в доступной форме, познакомила с правами и обязанностями родителей через наглядную информацию и индивидуальную беседу. Провела беседы и семинары по ознакомлению с задачами программы «Из детства в Отрочество» Т. Н. Дороновой. Особое внимание уделила познавательному развитию, т.к. это одно из важнейших задач воспитания ребенка в этом возрасте. После предварительной работы стало легко привлекать родителей к воспитательно-образовательной работе. Совместно с родителями были изготовлены дидактические игры и пособия для ознакомления с окружающим. Составила перспективный план по ознакомлению с окружающим, с трудом взрослых.
Читайте также |
---|
Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность
Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...
Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»
Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...
Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск»
Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства гордости за свою страну- Россию, за...