Сайт для воспитателей детских садов



Консультация по музейной педагогике
«Моя малая Родина»

Не редким является тот факт, что воспитанники детских садов по объективным причинам не имеют возможности посещать городские музеи. На это1 есть и вполне объективные причины: значительная отдаленность от музея, определённый социум.

...Если ребёнок не идет в музей, то музей приходит в дошкольное учреждение.

В дошкольном образовательном учреждении в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к её историческому культурному наследию, уважению к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. С целью решения этих задач наш «Детский сад №147» на протяжении трех лет сотрудничает с Новокузнецким краеведческим музеем, который реализует музейные программы патриотической направленности. Научные сотрудники музея в стенах дошкольного учреждения проводят занятия по музейной программе «Моя малая Родина», которая рассчитана на двухгодичное обучение. Программа состоит из двух блоков: исторического и естественно – научного. Занятия, входящие в эту программу, дают возможности для комплексного воспитания, обеспечивающего гармоничное развитие ребёнка. Фундаментом здесь служит историческое сознание, а на его основе уже патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый период времени, в определённых этнокультурных условиях, и в то же время начинает приобщаться к богатству национальной и мировой культуры. Музейная педагогика помогает формировать творческую активность ребёнка, его эстетические чувства. Если при посещении обычной музейной экскурсии ребёнок нередко обрекается на пассивность, то музейные занятия, проводимые в детском саду, предполагают максимальную активность детей.

В рамках музейных занятий дошкольники получают представления об археологическом прошлом нашего края, знакомятся с бытом коренных жителей и русских поселенцев. С помощью музейных предметов, используемых на занятиях, к детям приходит осознание изменчивости человеческих идеалов и представлений, поскольку они отражены в этих предметах. Например, дети узнают, что накостные украшения с раковинами каури, которые носили шорские женщины, использовались ими не только для красоты, но и как способ борьбы с нечистой силой.

Известно, что основной формой психической жизни маленького человека, его естественным состоянием является игра. Игра для ребёнка является наиболее активной формой познания мира, поэтому музейные занятия фактически построены на игре. Игровая форма используется в самом процессе путешествий в прошлое, в процессе «вовлечения» в реалии прошлого. Чтобы понять прошлое, необходимо «погрузиться» в него. Поэтому занятия с ребятами строятся на основе практических занятий с предметами старинной утвари. Девочки деловито, с достоинством, достают из печи ухватом горшок «с кашей», пытаются погладить вышитый рушник скалкой и рубелем, а мальчишки с увлечением, по-хозяйски, отшлифовывают заготовки деревянных ложек.

Музейные сотрудники включают в некоторые занятия моменты театрализации. Становясь юными «геологами», дети увлечённо проходят по маршруту в поисках полезных ископаемых («Каменная сказка»), встречаются в «пещере» с «гномами», которые «стерегут» богатства края. Музейные занятия постепенно приучают детей осознавать, что современность, сегодняшний день есть часть истории и общей культуры человека.

Сотрудничество дошкольного учреждения с краеведческим музеем в рамках реализации музейной программы «Моя малая Родина» позволяет ребёнку овладеть основными музейными терминами, обогатить его словарный запас; действительно формирует его творческую активность; способствует всестороннему гармоничному развитию каждого ребёнка; формирует любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

 





Новые публикации

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается...

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (из опыта ра…

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (Из опыта работы) «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую...

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготов…

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготовительной к школе группеТема: «Маленький самолетик» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей:...

Читайте также

Подготовка детей к школе в нашем холдинге. Преемственность

Подготовка детей к школе в нашем холдинге. Преемственность   Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который...

Звуковая культура речи в старшей группе «Песенка воздушного шарика»

Звуковая культура речи в старшей группе«Песенка воздушного шарика»   Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно – эстетическое», «Познание»...

Организация сюжетно–ролевой игры дошкольников в средней группе

Организация сюжетно–ролевой игры дошкольников в средней группе Свою статью я хотела бы начать с высказывания великих учителей из далекого прошлого: Вам никогда...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Конспект занятия по робототехнике «Карас…

Задачи: - учить детей, используя схему, строить карася из конструктора «KID K,NEX Education»; называть детали конструктора (коннектор, стержень, глаз) через упражнение «Скажи правильно»; - закрепить правила безопасности (детали в рот брать нельзя)...

Модель НОД «Весенние лужицы» образовател…

Модель НОД «Весенние лужицы» образовательная область «Физическое развитие»   Цель:      -Воспитание у детей интереса к занятиям физической культурой.   Задачи: -Продолжать учить ходить в колонне по одному по кругу и бегать с остановкой по сигналу, - Учить детей...

Доклад по самообразованию.

Доклад на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.наше...

Конспект ООД в старшей группе «Как верну…

Конспект ООД в старшей группе  на тему «Как вернуть хорошее настроение». Цель: Создание условий для творческой деятельности посредством аппликации по мотивам сказки. Задачи образовательных  областей интеграции: Социально-коммуникативное развитие -Совершенствовать умение понимать собственное настроение. Закреплять...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство