Консультация по музейной педагогике
«Моя малая Родина»

Не редким является тот факт, что воспитанники детских садов по объективным причинам не имеют возможности посещать городские музеи. На это1 есть и вполне объективные причины: значительная отдаленность от музея, определённый социум.

...Если ребёнок не идет в музей, то музей приходит в дошкольное учреждение.

В дошкольном образовательном учреждении в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к её историческому культурному наследию, уважению к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. С целью решения этих задач наш «Детский сад №147» на протяжении трех лет сотрудничает с Новокузнецким краеведческим музеем, который реализует музейные программы патриотической направленности. Научные сотрудники музея в стенах дошкольного учреждения проводят занятия по музейной программе «Моя малая Родина», которая рассчитана на двухгодичное обучение. Программа состоит из двух блоков: исторического и естественно – научного. Занятия, входящие в эту программу, дают возможности для комплексного воспитания, обеспечивающего гармоничное развитие ребёнка. Фундаментом здесь служит историческое сознание, а на его основе уже патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый период времени, в определённых этнокультурных условиях, и в то же время начинает приобщаться к богатству национальной и мировой культуры. Музейная педагогика помогает формировать творческую активность ребёнка, его эстетические чувства. Если при посещении обычной музейной экскурсии ребёнок нередко обрекается на пассивность, то музейные занятия, проводимые в детском саду, предполагают максимальную активность детей.

В рамках музейных занятий дошкольники получают представления об археологическом прошлом нашего края, знакомятся с бытом коренных жителей и русских поселенцев. С помощью музейных предметов, используемых на занятиях, к детям приходит осознание изменчивости человеческих идеалов и представлений, поскольку они отражены в этих предметах. Например, дети узнают, что накостные украшения с раковинами каури, которые носили шорские женщины, использовались ими не только для красоты, но и как способ борьбы с нечистой силой.

Известно, что основной формой психической жизни маленького человека, его естественным состоянием является игра. Игра для ребёнка является наиболее активной формой познания мира, поэтому музейные занятия фактически построены на игре. Игровая форма используется в самом процессе путешествий в прошлое, в процессе «вовлечения» в реалии прошлого. Чтобы понять прошлое, необходимо «погрузиться» в него. Поэтому занятия с ребятами строятся на основе практических занятий с предметами старинной утвари. Девочки деловито, с достоинством, достают из печи ухватом горшок «с кашей», пытаются погладить вышитый рушник скалкой и рубелем, а мальчишки с увлечением, по-хозяйски, отшлифовывают заготовки деревянных ложек.

Музейные сотрудники включают в некоторые занятия моменты театрализации. Становясь юными «геологами», дети увлечённо проходят по маршруту в поисках полезных ископаемых («Каменная сказка»), встречаются в «пещере» с «гномами», которые «стерегут» богатства края. Музейные занятия постепенно приучают детей осознавать, что современность, сегодняшний день есть часть истории и общей культуры человека.

Сотрудничество дошкольного учреждения с краеведческим музеем в рамках реализации музейной программы «Моя малая Родина» позволяет ребёнку овладеть основными музейными терминами, обогатить его словарный запас; действительно формирует его творческую активность; способствует всестороннему гармоничному развитию каждого ребёнка; формирует любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе

Конспект НОД «Урок доброты» в средней группе Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста нравственное представление о доброте. Задачи: - формировать доброжелательное, вежливое...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...

План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

 План родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»

Читайте также

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви…

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви и верности» Цель:Воспитывать ответственное отношение детей к семье, как базовой ценности...

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности С 2009 года наш детский сад работает по программе «Сообщество». Работа по данной...