Сайт для воспитателей детских садов



Консультация по музейной педагогике
«Моя малая Родина»

Не редким является тот факт, что воспитанники детских садов по объективным причинам не имеют возможности посещать городские музеи. На это1 есть и вполне объективные причины: значительная отдаленность от музея, определённый социум.

...Если ребёнок не идет в музей, то музей приходит в дошкольное учреждение.

В дошкольном образовательном учреждении в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к её историческому культурному наследию, уважению к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. С целью решения этих задач наш «Детский сад №147» на протяжении трех лет сотрудничает с Новокузнецким краеведческим музеем, который реализует музейные программы патриотической направленности. Научные сотрудники музея в стенах дошкольного учреждения проводят занятия по музейной программе «Моя малая Родина», которая рассчитана на двухгодичное обучение. Программа состоит из двух блоков: исторического и естественно – научного. Занятия, входящие в эту программу, дают возможности для комплексного воспитания, обеспечивающего гармоничное развитие ребёнка. Фундаментом здесь служит историческое сознание, а на его основе уже патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый период времени, в определённых этнокультурных условиях, и в то же время начинает приобщаться к богатству национальной и мировой культуры. Музейная педагогика помогает формировать творческую активность ребёнка, его эстетические чувства. Если при посещении обычной музейной экскурсии ребёнок нередко обрекается на пассивность, то музейные занятия, проводимые в детском саду, предполагают максимальную активность детей.

В рамках музейных занятий дошкольники получают представления об археологическом прошлом нашего края, знакомятся с бытом коренных жителей и русских поселенцев. С помощью музейных предметов, используемых на занятиях, к детям приходит осознание изменчивости человеческих идеалов и представлений, поскольку они отражены в этих предметах. Например, дети узнают, что накостные украшения с раковинами каури, которые носили шорские женщины, использовались ими не только для красоты, но и как способ борьбы с нечистой силой.

Известно, что основной формой психической жизни маленького человека, его естественным состоянием является игра. Игра для ребёнка является наиболее активной формой познания мира, поэтому музейные занятия фактически построены на игре. Игровая форма используется в самом процессе путешествий в прошлое, в процессе «вовлечения» в реалии прошлого. Чтобы понять прошлое, необходимо «погрузиться» в него. Поэтому занятия с ребятами строятся на основе практических занятий с предметами старинной утвари. Девочки деловито, с достоинством, достают из печи ухватом горшок «с кашей», пытаются погладить вышитый рушник скалкой и рубелем, а мальчишки с увлечением, по-хозяйски, отшлифовывают заготовки деревянных ложек.

Музейные сотрудники включают в некоторые занятия моменты театрализации. Становясь юными «геологами», дети увлечённо проходят по маршруту в поисках полезных ископаемых («Каменная сказка»), встречаются в «пещере» с «гномами», которые «стерегут» богатства края. Музейные занятия постепенно приучают детей осознавать, что современность, сегодняшний день есть часть истории и общей культуры человека.

Сотрудничество дошкольного учреждения с краеведческим музеем в рамках реализации музейной программы «Моя малая Родина» позволяет ребёнку овладеть основными музейными терминами, обогатить его словарный запас; действительно формирует его творческую активность; способствует всестороннему гармоничному развитию каждого ребёнка; формирует любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.

 





Новые публикации

Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекцион…

Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в группе для детей с ТНР Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова» Цель: Формирование у детей представлений о ценности хлеба в ходе проектной деятельности. Задачи: 1. Расширить знания...

Дидактическая игра «Тактильная дощечка»

Дидактическая игра «Тактильная дощечка» Аннотация: Дидактическое пособие «Тактильная дощечка» предназначена для детей 2-3 лет. Пособие направлено на развитие тактильных ощущений, что в...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружаю…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Весенний лес полон чудес»   Цель. Обобщить представления детей о весенних...

«Реализация принципов полиязычия в системе дошкольного образования»

«Реализация принципов полиязычия в системе дошкольного образования»   Аннотация: Бұл мақалада мектепке дейінгі білім беру жүйесіндегі көптілділік принциптерін жүзеге асыру бойынша міндеттер қарастырылған...

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Цветы для мамы»

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Цветы для мамы» Программное содержание: Закреплять умение детей изображать в рисунках строение цветка (стебель, листья...




Комментарии

  • Tany
    Как же помогла мне эта статья в адаптации ребенка к детскому саду! tchild.ru/.../ ...

    Подробнее...

     
  • Маслова Марина
    Очень нужный и своевременный материал. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо! Понравилось.!

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Как вы успеваете провести все? Я проводила это занятие в старшей группе и то не успела за полчаса.

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    СПАСИБО!!!

    Подробнее...

В блогах

Конспект проведения семинара – практикум…

18 октября 2019 года в группе №6 "Бусинки" Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализирпованный дом ребенка прошел семинар - практикум для родителейКонспект проведения семинара – практикума для родителей по теме «Влияние...

Многофункциональная играс элементами ТРИ…

Паспорт игрового дидактического пособия Название «Забавушка» Есть в саду у нас Забава, Всем забавушкам на славу. Развлекает детвору, И не только развлекает, Развивает, обучает, В каждой группе помогает В воспитанье малыша. Всем подружка, всем мила! Дети с радостью встречают, Умницу-разумницу. Вместе праздники справляют, И...

Турник ,как витамин роста

Управление образования и молодежной политики администрации г.о.г. Чкаловск Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Сказка» Конкурс исследовательских (творческих) работ «Мой первый проект» Тема: «Турник как витамин роста» Выполнил: Дулепов Семен старшая группа Руководитель: мама Мясникова Татьяна Александровна Воспитатель: Вителева В.А. г.о.г.Чкаловск 2017 год План...

Исследовательский проект "Поведай, …

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 5» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Поведай, ракушка, мне тайну на ушко»     Автор проекта: Дымов Константин, 6 лет, Старшая...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство