Реализация творческого и профессионального потенциала педагога через авторские программы

При выстраивании стратегии развития дошкольного образовательного учреждения необходимо, с одной стороны. Учитывать особенности воспитания современных детей и запросы их родителей, а с другой стороны - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогического коллектива. Сохранить высокий уровень воспитательно-образовательных услуг возможно при грамотно подобранных образовательных программах, высоком профессионализме педагогов, созданных условиях, обеспечивающих качество дошкольного образования.

Современная динамика развития дошкольного образования ставит ДОУ и воспитателей перед необходимостью составления авторских или модифицированных образовательных программ, т.к. существующие программы иногда не отвечают возможностям детского контингента группы или не отражают требования образовательной программы ДОУ (например: региональный компонент). Однако коллектив дошкольного учреждения по разным причинам оказывается не готов к такой сложной деятельности. Возникает противоречие между потребностью в составлении авторских и модифицированных программ и  отсутствием необходимых знаний и умений у воспитателей для осуществления этой деятельности. Разрешить данное противоречие можно только через практическую деятельность. Нельзя научиться чему-либо без накопления знаний и навыков.

И так о знаниях: что необходимо знать об авторских программах и их особенностях.

1. В чем отличие авторских и модифицированных программ.

2. Как построить структуру программы.

3. Какова необходимость той или иной программы.

4. С какой целью создается программа.

5. При каких условиях может быть реализована та или иная программа.

6. Как оценить оправданность и эффективность программы.

Авторская программа – это программа разработанная одним автором или авторским коллективом, содержащая новое на настоящий момент направление и (или) содержание учебного плана. Таким направлением в нашем регионе может быть ознакомление с народами ханты и манси, нефтепромыслами или обучение, скажем, математике на основе  природных ресурсов нашего края. Таких программ, рекомендованных министерством образования пока нет, а следовательно могут быть авторскими.

Модифицированная программа – это программа,  составленная на основе уже существующей или существующих программ в которой автор или авторский коллектив меняют содержание или структуру, с учетом поставленных целей и задач.

Структура программы – это одно из основных требований к любой программе:

1. Пояснительная записка, содержащая актуальность ,цели задачи программы, её новизну и прогнозируемую эффективность, условия реализации программы.

2. Методики и технологии обучения и воспитания по данной программе, сроки обучения, планирование по часам и темам.

3. Мониторинг, включающий предполагаемые результаты и критерии их оценивания.

4. Список используемой литературы.

5. Приложения в виде конспектов, наглядных пособий и пр.

Программа оформляется титульным листом, содержащим название программы, фамилии авторов, указания на кого рассчитана программа.

Необходимость составления той или иной программы вытекает, прежде всего, из уровня профессиональной компетентности педагога, осуществляющего воспитательно-образоательный процесс, его умения работать с каждым конкретным ребенком и с конкретной группой, умения планировать. Прогнозировать результаты и выстраивать оптимальные педагогические способы достижения желаемых результатов. Воспитание ребенка – это творческий процесс, требующий профессиональных знаний и высокой ответственности педагога.

Цель составления авторских программ - это прежде всего возможность каждого педагога реализовать свой творческий и профессиональный    потенциал в ответственном деле – воспитании будущего поколения, это все возрастающее качество дошкольного образования. Это возможность удовлетворить социальный заказ родителей и общества на оказание образовательных услуг дошкольным учреждением.

Однако необходимо помнить, что прежде чем какая-либо авторская программа получит право на апробирование и реализацию она должна пройти рецензирование и утверждение. Рецензером программы может быть специалист в данной области, имеющий ученую степень или высшую профессиональную квалификацию и работающий в дошкольном учреждении.

Утверждение на использование программы может осуществляться на педагогическом совете ДОУ или городском методическом объединении. Решение на одобрение программы должно содержать формы и сроки отчетности по результатам апробации программы.

Авторские программы могут быть как комплексными так и парциальными, обеспечивающими основное или дополнительное образование. По объему программы могут быть разными, например, парциальная программа может быть рассчитана, самое меньшее, на 9-12 занятий, а целью её будет расширение какой-либо тематической информации или развития у детей определенных навыков. Так, в рамках развития у детей элементарных математических представлений, может быть включена авторская программа по обучению детей шахматной игре или разгадыванию ребусов и т.п.

 Любая авторская программа отражает в первую очередь индивидуальность самого педагога, его интеллект, область интересов, эрудицию и общую образованность. Программа ДОУ свидетельствует о специфике и индивидуальности образовательного учреждения.

Наше дошкольное учреждение, в рамках своей образовательной программы, достаточно конкретно определилось с комплексными, парциальными программами основного и дополнительного образования. Реализация поставленных задач программой развития нашего ДОУ поставила нас перед необходимостью составления своих программ. Так нами разработана комплексная программа по работе с родителями «Партнерство». Данная программа является комплексной, так как поставленные цели и задачи направлены на решение общих вопросов взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии ребенка. Программа стала победителем городского конкурса программ по профилактике детской безнадзорности и беспризорности ,победителем всероссийского конкурса «Детский сад будущего» в номинации «родитель тоже педагог».Признание нашей программы на таком высоком уровне дает нам право на её распространение, а педагогам возможность творчески на научной основе стоить свою профессиональную деятельность. В нашем дошкольном учреждении уже несколько авторских и модифицированных программ, которые позволяют педагогам развивать потенциальные возможности каждого ребёнка, совершенствовать качество образования и обеспечивать хорошую подготовку к школе каждому воспитаннику.

                           



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с…

Педагогический проект в подготовительной к школе группе «Писатели, любимые с детства» Актуальность: Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может...

Читайте также

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад и огород»

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на…

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему «Страна Дружбы» Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии «дружба». Задачи: расширять...

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей…

Открытое занятие по математике «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием блоков Дьенеша Ход занятия: Приветствие педагога с детьми: Здравствуйте, ладошки! (вытягивают...