Консультация для воспитателей «Сюжетно–ролевая игра в жизни малышей»

 

Самая любимая и основная деятельность в младшей группе – это конечно игра. Она развивается на протяжении всего года. В начале года – это узнавание, в конце – самостоятельность и творчество. На четвёртом году жизни ребёнка, игра начинает приобретать статус ведущей деятельности. В игре зарождаются предпосылки новых видов деятельности. Происходит переход от сюжетно – отобразительной игры к сюжетно – ролевой.

И наконец, наступает период собственно – ролевой игры, где малыши начинают моделировать знакомые ему трудовые и социальные отношения. Главные сюжеты малышей « Дочки – матери», «Гости».

Чем же привлекает малышей сюжетно – ролевая игра? Ну, прежде всего, это конечно предметы (коляска, машина, кукла, зайка), с которыми можно выполнять действия (куклу уложить спать, машину помыть, перевезти на ней груз и т. д.). Ребёнок сначала просто манипулирует с предметами и получает от этого удовольствие. Постепенно, он раскрывает содержание нравственной стороны «позаботиться о ком – то». Малыш учится отображать жизнь и деятельность, взаимоотношения взрослого с ребёнком, с животным, с машиной в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым воображением.

Возьмём сюжет игры « Дочки – матери». Малыш выполняет очень короткую деятельность (моет руки кукле и укладывает её спать», потом ещё дополняет действие (варит еду), потом ещё (кормит дочку) и так далее. Так развивается умение связывать несколько действий и выполнять их друг за другом (шофёр моет машину, заправляет её бензином, нагружает грузом, перевозит в другое место). В течении дня ребёнок наблюдает за трудом взрослого (это семь трудовых процессов няни), Вместе с воспитателем рассматривает картинки с изображением заботы о животных, о машинах, о детях, обозначает результаты их деятельности – это побуждает его к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательные взаимоотношения с другими детьми. Малыши объединяются по своей инициативе, ходят друг к другу в гости, хозяин дома готовит для каждого еду, угощает щедро, а гость со своим ребёнком дарит подарки, читает стихи, рисует рисунки – идёт подражание празднованию дня рождения.

Предлагая детям вариативные размеры кукол, машин и других предметов, о которых малыш может «заботиться», мы тем самым ставим его в нестандартные ситуации. В игре ребёнок берёт на себя выполнение нравственного урока, который он выполняет с помощью решения разнообразных задач (речевых, эстетических, математических, конструктивных и т. д.) интегративно. Создавая игровой образ, ребёнок подбирает предметы для куклы в соответствии с её размером: постельные принадлежности по ширине, длине дочки. При конструировании стола, стула их высота определяется высотой строительного материала, столешницу для стола ребёнок выбирает на уровне эмоций (какая нравится).

Сознательное обозначение своего отношения к кукле ребёнок формулирует в самооценке созданного образа, а это результат игры (я чисто вымыла ей руки, она не заболеет, я позаботилась о дочке, я заботливая мама).

В начале года инициатор и организатор сюжетно – ролевой игры воспитатель, спустя три месяца инициатива принадлежит ребёнку. Мальчики с удовольствием заботятся не только о машинах, но и о куклах, а девочки наоборот.

В первой половине года малыши играют рядом, а во второй половине проявляют интерес, доброжелательное и внимательное отношение к игре товарища. У детей развивается умение договориться о том, во что и как играть, развивается привычка отзываться на просьбу. Благодаря целенаправленному обучению каждый ребёнок овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Дети объединяются в подгруппы благодаря самодеятельности сюжетно – ролевой игры. Происходит переход от игры рядом к игре вместе «Гости».

 

Используемая литература:

 

  1. Программа Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»
  2. Н. М. Крылова «Лесенка успеха»

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия/НОД по математике «Сказочная Страна Геометрических Фигур» для…

Конспект открытого занятия/НОД по математике «Сказочная Страна Геометрических Фигур» для детей 5-7 лет Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально- коммуникативное развитие»;...

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так…

Как сохранить планету Земля, почему экологический образ жизни сегодня так важен Мое поколение, это поколение 70-х. В 70-е годы ХХ века происходит...

Путешествие в мир народной куклы

Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...

Читайте также

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...