Программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности «Сказки и краски» с 4 -5 лет.
Цикл 3 «Беседы об искусстве»

1. Тема: «Соломенные игрушки»

Цель: Знакомство с народным промыслом – плетение из соломы.

Задачи:

  • Познакомить с народным промыслом – плетение из соломы.
  • Развивать интерес к народному искусству
  • Воспитывать любовь к природе.

Материал: образцы, картон, клей, оборудование для аппликации, мягкая солома.

Ход занятия:

Сказка.

- Знаете ли вы, что давным-давно, когда еще не было магазинов игрушек, мамы и папы сами делали своим детям игрушки-забавы. Сегодня я вам расскажу о том, как появились соломенные игрушки.

Так вот, жила-была в Беловежской пуще (Белоруссия) одна семья. Отец, мать и дочка Олеся. Отец в поле работал, мать снопы вязала да копны ставила, а дочка ей во всем помогала. Сидела однажды Олеся и смотрела, как мать ловко снопы ставит. Сначала их перекрутит, а потом соломенной бечевкой свяжет. Ловко идет работа!

Солома на солнышке блестит, переливается золотистыми бликами, как грива коня волшебного. Захотелось Олесе из золотистой соломы игрушку себе сделать. Взяла она пучок, покрутила, повертела, связала, перевязала и вышла у нее игрушка. Глянула Олеська и удивилась своей поделке.

- Да это же куколка у меня получилась,- ахнула девчушка ,-да какая замечательная!

Подумала она, подумала и сделала еще несколько игрушек для себя и своих подружек. Всем очень понравились Олесины соломенные игрушки. С тех пор славится Белоруссия своими солнечными, золотистыми соломенными игрушками.

Педагог предлагает детям самим сделать игрушку с использованием соломы.

П.г. Пальцы в гости приходили, тук, тук, тук – стучали в дверь. Только дверь им не открыли: думали, там страшный зверь (Самомас.)

Объяснить технику выполнения работы. На один силуэт коня (петуха) наклеиваем солому вместо гривы и хвоста, второй идентичный силуэт наклеиваем сверху так, чтоб кончики соломы оказались внутри.   Нос, глаза, рот рисуем коричневым фломастером.

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, какой красивый цвет у соломы.

Обсуждение: Рассмотреть соломенных петухов и коней. Спросить детей о промысле.

Психофизическая разгрузка: Каждый получает карточку с изображением животного, далее всем завязывают глаза. Обладатели карточек с одинаковыми животными должны собраться в группу, прибегая только к одному средству – издавать звуки соответствующие их животному.

2. Тема: «Каргопольские игрушки»

Цель: Знакомство с каргопольским промыслом.

Задачи:

  • Познакомить с каргопольским промыслом.
  • Развивать интерес к народному искусству
  • Воспитывать любовь к природе.

Материал: образцы, силуэты, материал для изодеятельности.

Ход занятия:

Сказка.

Давно это случилось, сейчас и не вспомнить когда именно. А произошло все это в селе Гринево Архангельской области.

Жили в том селе люди добрые и трудолюбивые. Землю пахали, рожь сеяли, а вечерами игрушки из глины лепили. Глина в тех местах была красная, жирная. Хороша глина! Лепили селяне коней и мужичков, охотников с собаками, баб с детьми на руках да птиц разных. Обжигали игрушки в печи да раскрашивали. Брали краски не яркие, северные, но игрушки выходили просто загляденье! Игрушки называли каргопольскими. Вы спросите почему? Да потому что в стародавние времена ворон называли просто – карга. Ходили карги по полям и своим мощным клювом ковырялись в глинистой земле, выворачивали на поверхность комки глины. Из нее и лепили каргопольские игрушки. Но вот однажды случилось горе великое. Исчезла вся глина в тех местах. Не из чего лепить игрушки, нечем порадовать деток. Но жил в тех местах мудрый старик, он и предложил слепить из последней глины защитников для их села. Чтоб стояли они на страже и день и ночь. Оберегали от всякой беды и напасти. Так селяне и сделали. Из одного куска глины слепили Полкана – могучего богатыря с телом коня, а из другого Берегиню. Обожгли их в печи, расписали узорами разными и поставили на видное место. Дня не прошло, как появилась вновь красная глина в тех местах. Стали вновь селяне лепить игрушки разные. Себе на радость, а детям на забаву!

И сейчас в тех местах игрушки каргопольские лепят (г. Каргополь). Видно охраняют, до сей поры те места Полкан и Берегиня.

Педагог предлагает детям самим расписать силуэт Полкана по мотивам каргопольской росписи.

П.г. Раз, два, три, четыре, пять–вышли пальцы рисовать ( Самомассаж каждого пальца).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, какие элементы узора лучше использовать в работе.

Обсуждение: Рассмотреть работы. Спросить детей о промысле.

Психофизическая разгрузка: Игра «Живая скульптура» (ведущий конструирует из детей «сосуд», затем прикасается к скульптуре и она разбивается на мелкие кусочки – дети разъединяются и бегают под музыку, когда музыка прекращается, все бегут на свое место, снова образуется «сосуд»).

3. Тема: «Художник и сказка»

Цель: Знакомство с творчеством Е.М.Рачева.

Задачи:

  • Познакомить с творчеством Е.М.Рачева.
  • Развивать интерес к книжной графике.
  • Воспитывать любовь к книгам.

Материал: Книги в оформлении Е.М.Рачева, силуэты народных костюмов, оборудование для изодеятельности.

Ход занятия:    

Сказка.

Поздним вечером в одной обычной городской квартире произошла эта чудесная история. Каждый вечер, уютно устроившись на диване, Аленка с мамой читали сказки

- А какую сегодня будем читать книгу,- спросила Аленка свою маму,- какая сказка будет сегодня?

- Сегодня для тебя самая интересная книга,- загадочным голосом сказала мама, - ведь она так и называется «Аленушкины сказки».

Аленка обрадовалась и села слушать сказки. Мама читала, а девчурка рассматривала картинки.

- Какие интересные картинки, - произнесла Аленка, задумавшись,- кажется, я уже видела такие.

- Конечно,- сказала мама,- ведь рисунки к этой книге сделал известный художник -иллюстратор Евгений Михайлович Рачев. А ты знаешь, что этот художник родился в 1906 г. в г. Томске. Он много учился, прежде чем стать художником, который иллюстрирует детские книги.

-На его рисунках звери в одежде,- смеясь, проговорила Аленка,- и выглядят совсем как люди, только наряды у них какие-то необычные.

- Молодец Аленка,- похвалила мама,- все подмечаешь! Рачев всегда, когда иллюстрировал сказки, старался, чтобы животные были похожи на людей. Все звери на его рисунках имеют характеры: добродушный неуклюжий медведь, задиристый и трусливый заяц, хищный и мрачный волк. Они бегают на задних лапах, разговаривают, живут в настоящих избушках и, естественно, ходят в одежде. Одежда у них не простая. Все звери на рисунках Евгения Михайловича Рачева наряжены в народные костюмы. Посмотри, на иллюстрации к сказке «Колобок», «Заяц-хваста» и «Кот и лиса» - это русские народные сказки и костюмы у всех героев национальные русские (волк в сером зипунишке и шапке - гречивнике), а вот в «Башкирских сказках» наряды совсем другие. Сказка «Рукавичка» - это украинская народная сказка и одежда здесь настоящая украинская, вся вышивкой украшена. Всю жизнь Рачев иллюстрировал сказки. Друзья его спрашивали о том, почему он такой взрослый и известный человек рисует мышек да лисичек, а он отвечал, что со сказками он не стареет и всегда остается немного ребенком.

Аленка посмотрела на маму, на книжку и подумала о том, что когда вырастет, тоже станет рисовать сказки, тогда можно будет до самой старости не взрослеть.

Педагог предлагает детям рассмотреть национальные костюмы и нарисовать такие же по образцу. П.г.

Обсуждение: Рассмотреть работы. Спросить о творчестве Рачева.

Психофизическая разгрузка: Ароматерапия . Зажигаем ароматическую палочку, накидываем на себя шифоновую ткань и под музыку начинаем кружиться

4. Тема: «Сутеев и мультфильмы»

Цель: Знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева.

Задачи: Познакомить с творчеством В. Г.Сутеева.

  • Развивать интерес к творчеству художников-иллюстраторов, художников-мультипликаторов.
  • Воспитывать любовь к книгам.

Материал: книги В.Г.Сутеева, материал для изодеятельности.

Ход занятия:      

Сказка.

Мой знакомый мальчик Паша уже большой, ведь он научился читать.

Правда пока еще по слогам, но он этим очень гордится. Павлик прочитал дома все книжки и стал уговаривать папу записаться в библиотеку. И вот, в ближайшие выходные папа с Пашей отправились в детскую библиотеку. Там они поднялись на второй этаж, и мальчик увидел огромные стеллажи с книгами. Были там и тонкие, и толстые книги, и книги с картинками, и даже книги с мелкими буковками и какими-то чертежами. Павлик листал книги одну за другой и вдруг замер, открыв рот.

- Папа, папа,- задыхаясь, зашептал Паша,- посмотри, мультфильмы из телевизора в книжке сидят!

- Что ты, - удивленно произнес папа, - разве могут мультфильмы быть в книге.

Папа подошел к сыну, взял книгу и улыбнулся.

- Это же книги Владимира Григорьевича Сутеева,- сказал папа,- он не только писал сказки и был художником - иллюстратором, он еще был одним из лучших художников-мультипликаторов. Ты знаешь кто такие художники - мультипликаторы? Ну, раз нет, то я расскажу. Чтобы сделать мультфильмы, которые ты любишь смотреть по телевизору, нужна работа многих и многих людей. Это и сценаристы, и режиссеры, и операторы, но самые главные люди это художники - мультипликаторы. Они рисуют весь мультфильм, сцена за сценой. В.Г.Сутеев не сразу стал известным сказочником. Он много учился у знаменитых скульпторов, художников и даже окончил институт кинематографии.

- Папочка, - рассмеялся Павлик, - посмотри, рисунки Сутеева так забавны и интересны. Как много прелестных зверят и у каждого свой характер. Гляди, по страницам гуляют очаровательные глазастые котята, курносый любопытный щенок, хитрый и добрый ежик в подшитых валеночках, и даже чудовище - глупый и завистливый гусь с лебединой шеей, пеликаньим клювом и павлиньим хвостом. Когда я вырасту,- мечтательно произнес Павлик,- то обязательно стану художником - мультипликатором.

- Зачем так долго ждать,- голосом сказал папа,- можно и сейчас сделать свой мультфильм. Ты будешь художником - мультипликатором, а я кинооператором.

Когда папа с Пашей пришли домой, то тут же принялись за работу. Папа из старой коробки сделал телевизор, а Павлик нарисовал все моменты своей любимой сказки. Они склеили рисунки по порядку так, чтобы получилась кинопленка, и вставили ее в самодельный телевизор. Все соседи пришли смотреть мультфильм, а Паша с гордостью показывал его снова и снова. Он был очень горд тем, что стал художником – мультипликатором.

Педагог предлагает детям стать художниками - мультипликаторами. И нарисовать кадры любимой сказки.   П.г. (Самомассаж каждого пальца).

Обсуждение: Рассмотреть работы. Спросить детей о творчестве Сутеева.

Релаксация под спокойную музыку.

5. Тема: «Гжель»

Цель: Знакомство с гжельским промыслом.

Задачи:

  • Познакомить с гжельским промыслом.
  • Развивать интерес к народному искусству
  • Воспитывать любовь к природе.

Материал: образцы, фланелеграф в форме гжельской посуды, элементы узора.

Ход занятия:      

Сказка.

Жила-была в г. Москве девочка Маша. Вот однажды, когда никого не было дома, решила она помочь маме и перемыть всю посуду. Только начала мыть и вдруг, невзначай, разбила любимую мамину чашку, с синим узором. Маша села на пол, заплакала горючими слезами, а потом успокоилась и решила достать для мамы такую же чашку. Девочка пошла в магазин и показала продавцу осколки чашки.

- У нас таких нет,- ответила продавец посуды, - ведь это чашка с гжельской росписью. Такие делают недалеко от Москвы в Раменском районе Московской области. Поезжай туда!

Маша так и сделала. Когда она попала на завод, где делают такую посуду, то сразу встретила старого мастера. Она рассказала ему о своей беде и попросила о помощи.

- Я твоей беде не только помогу, - улыбаясь, сказал мастер,- но и расскажу, как такую красивую посуду делают. Производство гжельской посуды начинается с гипсолитейного цеха, здесь изготавливают гипсовые формы для отливки изделий. Гипсовые формы – разъемные коробки с округлым отверстием, внутри каждой - углубленный отпечаток будущего изделия. В эти формы заливается жидкая глина и там засыхает. Затем обжигают, а после расписывают синей краской. Гжельские мастера создают разные изделия. Это посуда – чайники, кувшины, кружки, масленки… Иногда сосуду придается форма животного. Изделия украшают маленькими скульптурками. Но скульптура существует и отдельно, изображая народные сюжеты – гулянья, чаепития, животных… Посуда и скульптурки расписываются узором. У каждого мастера своя манера, свой почерк, но сохраняются традиции узора, синий и голубой цвет.

Маша шла по цехам смотрела, как работают мастера, и выбирала чашку для мамы. Девчурка нашла для своей любимой мамы точно такую же чашечку и радостная отправилась домой. Приехав, домой она поставила драгоценную чашечку на самое видное место. Теперь то она все знала о любимой гжельской чашке своей мамы!

Педагог предлагает детям рассмотреть гжельскую посуду и попробовать украсить силуэтные фланелеграфы элементами узора по мотивам гжельской..

П.г. Снег, снег, снег, снег падает и падает,

Снег, снег, снег, снег всех он очень радует.

(Дети пальцами рук имитируют падающие снежинки, на массажной карточке).

Обсуждение: Рассмотреть работы. Спросить детей о промысле.

Игра: «Отправь в свое царство» На столе кружочки разных цветов, дети их берут, подходят к любой емкости – с холодной, теплой или горячей водой – и со словами: «Синий цвет живет в Холодном царстве, потому что…» опускают кружочек и.т.д. все цвета.

6. Тема: «Богородская игрушка»

Цель: Знакомство с богородским промыслом.

Задачи:

  • Познакомить с богородским промыслом.
  • Развивать интерес к народному искусству
  • Воспитывать любовь к природе.

Материал: образцы, материал для совместной работы воспитателя и детей: силуэты медведя и мужика с топорами (высота 5 см.), силуэт бревна, 2 полоски картона (длинна 15см., ширина 1,5 см.), нитка с иголкой.

Ход занятия:

Сказка.

В стародавние времена в подмосковном селе Богородское Владимирской губернии жила-была одна семья. Семья как семья, ничего особенного. Мать по хозяйству хлопотала, отец лес валил, да доски пилил, а сын Ванюшка отцу помогал. Ванюшка был не такой как все сельские мальчишки. Глаза у него были внимательные, все подмечали, все запоминали. Запоминали, как птицы крыльями машут, как кони на лугу резвятся. Да и руки у Ванюшки были не простые, а умелые. За что не возьмется все получается у него быстро да ладно.

Рубил как-то раз отец липовые да осиновые бревна, а брусочки маленькие на траву кидал. Подобрал брусок Данилка, посмотрел на него внимательно, достал из кармана ножик, киянку (деревянный молоток), да пару полукруглых стамесок и вырезал из дерева красивого орла. Вот когда пригодилась Данилкина наблюдательность! Подошла к сыну мать, удивилась необычной деревянной игрушке. Как живой орел! Лапки у него с коготками, клюв крючком, даже перья на крыльях вырезаны. Кажется, вот-вот взмахнет своими крыльями и полетит. Похвалила она сына, а он и рад стараться. Взял еще один ольховый брусок и давай вырезать новую игрушку. Дерево мягкое, податливое. Стружки золотистые в разные стороны летят. Вот и готов медведь – плясун. Всем жителям села понравились Данилкины игрушки. А когда мальчишка подрос, то и других научил резать забавные деревянные игрушки. Вот так и появился богородский промысел. В тех местах до сих пор живут и работают народные умельцы и не перестают удивлять народ своими веселыми деревянными игрушками.

Педагог предлагает сделать игрушку (по мотивам богородской) совместно.

П.г. Раз, два, три, четыре, пять–вышли пальцы рисовать ( Самомассаж каждого пальца).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что силуэты мужика и медведя пришиваются к картонным полоскам так, чтобы получилась подвижная игрушка.

Обсуждение: Рассмотреть работу. Спросить детей о промысле.

Психофизическая разгрузка: Игра « Дровосек». Складываем руки «топориком», говорим «Ух…» и с размаху опускаем вниз.

7. Тема: «Жостовские подносы»

Цель: Знакомство с жостовским промыслом.

Задачи:

  • Познакомить с жостовским промыслом.
  • Развивать интерес к народному творчеству
  • Воспитывать любовь к народному искусству

Материал: силуэты подносов разной формы и величины, вырезанные из открыток цветы и листья, оборудование для аппликации, образцы.

Ход занятия:

Сказка.

Давно в 1825 случилась вот какая интересная история. Сидели в придорожной харчевне купцы проезжие, ямщики да моряки с заморского судна. Все обсуждали прошедший день и вели неспешные беседы. Но за одним столом разговор шел бойкий, на редкость интересный. Спор вели купцы из подмосковного села Жостово, которые ехали на ярмарку в Москву и везли красивые расписные жостовские подносы, и моряки с заморского судна.

- Если бы мы, моряки, не завезли в ваши края чай,- важно говорили заморские мореплаватели,- то не было бы у вас и этих подносов!

И действительно, в те времена на Руси получил широкое распространение заморский напиток – чай. Он вытеснил сбитень и медовуху. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали и подносы.

- Правду говоришь, гость заморский,- отвечал жостовский купец,- чай нам ваш по вкусу пришелся. А подносы мы и раньше делали, только из папье-маше, а металлические очень редко. Но богата талантами наша русская земля. Низкий поклон тому неизвестному мастеру, что решил расписать кованый поднос цветами да листьями сказочными, а кузнецами да ковщиками наши места всегда славились.

- А что за мастера сейчас подносы делают,- заинтересовался моряк,- и что за узоры на них рисуют?

- Мастера у нас именитые,- отвечал с гордостью купец, - одна мастерская Филиппа Вишнякова чего стоит. Цыгановы и Беляевы – тоже мастера знатные. Подносы у них неповторимые. Один другого краше. То букет цветов пышный на лаковом фоне раскинут, то места родные нарисуют, да так, что за душу берет. Каких только подносов не изготавливают те мастера! Трактирные, или «скатерные» достигают размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки. Форма у них разнообразная – это и шести-восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные, круглые и даже треугольные подносы для угловых столиков.

Задумались моряки заморские, загляделись на красу жостовскую.

- Да, чай наш хорош,- проговорил моряк,- но подносы ваши, их краса и неповторимость не наша заслуга, а земли Русской.

Педагог предлагает детям украсить аппликацией силуэты подносов.

П.г самомассаж рук.

Во время выполнения работы обратить внимание детей на композицию.

Обсуждение: Спросить о промысле.

Психофизическая разгрузка: Ароматерапия . Зажигаем ароматическую свечу, накидываем на себя шифоновую ткань и под музыку начинаем кружиться.

8. Тема: «Художник»

Цель: Знакомство с творчеством Валентина Александровича Серова и Исаака Ильича Левитана.

Задачи:

  • Познакомить с творчеством В.А.Серова и И.И.Левитана.
  • Развивать интерес к живописи.
  • Воспитывать любовь к искусству.

Материал: Фланелеграф, силуэты деревьев для составления пейзажа.

Ход занятия:

Сказка.

Саша и Женя братья и они всегда попадают в необычные и даже немного сказочные истории. Так было и на этот раз. Братья пришли в гости к дедушке. Он раньше работал в милиции, а сейчас был на пенсии. Мальчики рассматривали старые дедушкины фотографии, книги, картины, и вдруг нашли папку с портретами каких то людей. Лица у этих людей были серьезные, важные.

- Кто эти люди, - спросил Саша у Жени, - и почему нарисовали их портреты?

- Давай будем играть в сыщиков, - ответил Женя, - и все разузнаем об этих странных личностях и о том человеке, что нарисовал портреты.

Так они и сделали. Взяли портреты, и пошли во двор. Братья показали их дворнику дяде Ване, и он сказал, что таких людей никогда не встречал. Тогда они дали понюхать портреты сторожевому псу Мухтару, чтобы он взял след и нашел этих странных людей. Мухтар обнюхал все портреты один за другим, настороженно поднял уши, задумался на минуту, и бросился бежать в сторону соседнего дома.

- Он взял след, - закричал Женя, - теперь мы узнаем, чьи это портреты.

След привел братьев двери квартиры №32, Саша позвонил, и ему открыли дверь. На пороге стоял Сергей Иванович, его во дворе все знали. Сергей Иванович работал в музее и был очень образованным человеком.

- Сергей Иванович, - серьезным голосом сказал Женя, показав портреты, - вы знаете этих людей?

- Конечно, знаю, - ответил Сергей Иванович, - эти портреты написаны В.А.Серовым. Выдающийся портретист, Серов в живописи и графики создал образы своих современников – художников, писателей, музыкантов, артистов. Портреты И.Е.Репина, К.А.Коровина, И. И. Левитана, Н.С.Лескова, А.М.Горького, А.П.Чехова, Н.А.Римского-Корсакова, Ф.И.Шаляпина, М.Н.Ермоловой, В.И.Качалова

- А вы можете рассказать об одном из этих художников?- спросил Саша.

- С удовольствием, - ответил Сергей Иванович и показал ребятам один из портретов, - это портрет И.И.Левитана. Он родился в 1860 г., и много учился, прежде чем стал знаменитым художником. Друзья называли его «певец природы», потому что он очень любил рисовать пейзажи.

Сергей Иванович достал несколько репродукций картин Левитана и показал братьям.

- Какие то его картины грустные, - сказал Саша.

- Да, - ответил Сергей Иванович, - в судьбе художника не всегда все складывалось гладко. Были в его жизни и хмурые дни, но даже тогда он не терял любви к жизни. Поэтому и в картинах художник изображал красоту обычных, тихих и даже немного скучных дней.

- Как интересно, - восхищенно выдохнул Женя, - а у других художников и поэтов с этих портретов такая же интересная судьба?

- Тогда мы, как настоящие сыщики должны все о них узнать!

Братья, сказав спасибо, взяли с собой Мухтара и побежали продолжать свое расследование в библиотеку. Настоящий сыщик должен знать все!

Педагог предлагает детям составить на фланелеграфе пейзаж. П.г.

Обсуждение: Рассмотреть работы. Игра «Картина»

9. Тема: «Архитектура – застывшая музыка»

Цель: Знакомство с искусством - архитектура.

Задачи:

  • Познакомить с искусством - архитектура.
  • Развивать интерес к искусству
  • Воспитывать любовь к своему городу.

Материал: конструкторы, мягкие модули, схемы для конструирования, Бах. «Кантата» №2, Бетховен «Лунная соната», Шопен «Мазурка», Чайковский «Шестая симфония», часть 3.

Ход занятия:        

Сказка.

Встретились однажды известный композитор и очень известный архитектор. Пошли они прогуляться вместе по улочкам Санкт- Петербурга и вышел у них спор о том, чье искусство лучше.

- Музыка - лучшее из искусств, - вдохновлено произнес композитор.

- Когда слышишь великолепные звуки, то так и хочется превратиться в птицу и полететь. Послушай, какая прекрасная музыка доносится из окон этого дворца. (звучит Шопен «Мазурка»)

- Музыка прекрасна, но еще лучше дворец, из окон которого слышна эта мелодия. Это Шереметьевский Дворец архитекторов С. Чевакинского и Ф.Аргунова. Кстати, здесь находится Петербургская коллекция музыкальных инструментов. Дворец прекрасней любой музыки, значит архитектура – лучшее искусство! (рассмотреть архитектуру дворца)

- Нет, дорогой мой друг, - возразил композитор, глядя на Храм Воскресенья Христова, у человека сразу в голове начинает звучать музыка.

- Конечно,- добавил архитектор,- ведь этот храм создавался по эскизам 30 художников, в том числе В.Васнецова.(рассмотреть архитектуру Храма под музыку Бах. «Кантата» №2, Бетховен «Лунная соната»)

Так они шли по улицам и спорили, пока не увидели каменщика, строившего дом. Решили композитор и архитектор спросить у него о том, какое искусство главнее.

- Нет среди искусств главного,- ответил каменщик,- не может музыка без архитектуры, а архитектура без музыки, ведь архитектура это застывшая музыка. Посмотрите на здание, ведь ступеньки это клавиши, колонны – аккорды.

Обрадовались композитор и архитектор, улыбнулись, обнялись и больше никогда не спорили.

Педагог предлагает детям построить дворец по схеме или по воображению под музыку Чайковский «Шестая симфония», часть 3.

П.г. Целый день тук да тук. Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат, строим домик для скворчат.

Этот дом для белочек, этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

Будем весело в нем жить, веселиться и дружить.

(Дети имитируют стук молотков кулачком, пальцем на массажной карточке).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, что архитектурная постройка должна соответствовать характеру музыки.

Обсуждение: Рассмотреть постройки, спросить о том, как они называются и для чего предназначены.

Игра «Живая скульптура» (коллективное изображение храма с куполами, машин, деревьев, кустов, птиц…)

10. Тема: «Игрушки из бумаги»

Цель: Знакомство с оригами

Задачи:

  • Познакомить с оригами.
  • Развивать интерес к бумажной пластике.
  • Воспитывать интерес к искусству-оригами

Материал: модели оригами, листы бумаги на каждого ребенка

Ход занятия:          

Сказка.

- Вы думаете, что взрослые не играют в игрушки? А вот и нет, еще как играют! Многие очень серьезные дяди и тети любят не только играть с игрушками, но еще и делать их. Они любят складывать их из бумаги.

- Я расскажу вам одну очень правдивую историю героями, которой будут английский писатель Льюис Кэрролл– автор книги «Алиса в стране чудес» и маленькая девочка, которую тоже звали Алиса.

Пришел как-то, раз писатель в гости к своим знакомым и увидел, что их дочь Алиса сидит за столом и грустит.

- Что случилось,- ласковым голосом спросил Льюис Кэрролл, - почему ты грустишь?

- Надоели все книжки, - вздохнув, ответила Алиса, - а старые игрушки еще больше надоели.

- Посмотри, Алиса, - воскликнул писатель, - у тебя на столе лежит волшебный лист бумаги. Если он попадет в умелые руки, то может рассказать интересную историю. Льюис Кэрролл взял в руки лист бумаги и начал свой рассказ тихим неторопливым голосом.

- Когда-то давным–давно, в далекой Японии жил молодой парень Акира. Он очень любил свою семью, был трудолюбивым человеком и веселым выдумщиком. Работа у него была не простая. Он изготавливал бумагу. Способ изготовления бумаги был завезен из Китая в Японию. Бумага была очень дорогой, ее изготавливали из коконов шелкопряда, а потом стали делать из стеблей бамбука и древесной коры.

Пока писатель рассказывал историю, он все время крутил в руках лист бумаги. Сворачивал его, складывал, перегибал его и вдруг поставил на стол бумажную куклу. Подрисовал ей глаза, рот и перед Алисой появился молодой японский парень. ( показать модель «кукла»)

- Но вот однажды его маленькая сестренка заболела. Доктор сказал, что ей поможет только волшебный цветок, который растет у дома волшебника живущего за морем. Акира долго не думал, а пошел на берег, сел в корабль и отправился в путь ( модель «корабль») Плыл он и день, и два, и три пока не встретил огромную рыбу (модель «рыба-кит»)

- Здравствуй, смелый Акира,- сказал кит,- куда путь держишь?

Акира рассказал киту свою грустную историю, а кит сказал, что знает и может показать, где на далеком берегу стоит дом волшебника. Парень поплыл на своем корабле вслед за китом и приплыл к крутому скалистому берегу. Тут он увидел журавля. (модель «журавль»)

- Журавль,- взмолился Акира, - не знаешь ли ты, где живет волшебник

- Конечно, знаю, - ответил журавль, - на его крыше я свил гнездо. За мной!

Акира пошел за журавлем к дому волшебника. (модель «дом») Волшебник оказался очень добрый и сразу дал парню цветок ( модель «цветок»), который исполнял любое желание. Акира пожелал, чтоб его сестра выздоровела, и желание исполнилось в тот же миг.

Льюис Кэрролл закончил свой рассказ, а на столе перед Алисой стояли бумажные игрушки.

- Это оригами, дорогая Алиса, - сказал писатель, - оригами –это искусство складывания бумаги.

Педагог предлагает детям сделать модель «домик».

Игра «Разбитый сосуд»

11. Тема: «История соленого теста»

Цель: Знакомство с историей возникновения лепки из соленого теста.

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения лепки из соленого теста
  • Развивать интерес к прикладному искусству
  • Воспитывать любовь к природе

Материал: соленое тесто, образцы, стеки, штампы, формочки для печенья.

Ход занятия:

Сказка.

Эта правдивая история произошла на самом деле. Сидела как-то, раз Наташка на кухне и

смотрела, как бабушка месит тесто для пирожков. – Скучное это дело, месить тесто, лепить из него - сказала Наташка, зевнув,- ничего интересного в этом нет!

- Разве ты не знаешь, внученька, - таинственным голосом произнесла бабушка,- тесто это не простое, оно имеет давнюю историю.

- Когда-то давным-давно, в седую старину, люди стали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. В Китае давным-давно делали марионетки из теста. В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.

- Так-то, дорогая внученька, - закончила свой рассказ бабушка, - не такое это скучное дело, как ты думала. Из теста можно стряпать не только пирожки, но и игрушки лепить и картины разные.

Сказала так бабушка и протянула внучке кусочек теста. Наташка посмотрела на него и начала лепить затейливые фигурки.

Педагог предлагает детям слепить разные фигурки из соленого теста при помощи формочек для печенья.

П.г. Если стало почему-то очень грустно вдруг кому-то, и не знаешь, как же быть, чтоб его развеселить, ты возьми стакан смешинок, громкий хохот из корзинок, рассыпного смеха ложку и хихиканья немножко. Их веселкой размешай, в тонкий юмор раскатай, обваляй все в прибаутках, запекай в горячих шутках. Кто попробует кусочек, непременно захохочет! (дети изображают движения руками)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на то, какой красивый узор получается при использовании штампов и фигурных стеков.

Обсуждение: Работы выставить все вместе. Педагог предлагает детям рассмотреть работы друг друга.

Психофизическая разгрузка: Разговор на тарабарском языке.

12. Тема: «Моя книга»

Цель: Знакомство с книжной графикой Т.А Мавриной и В.В.Лебедева.

Задачи:

  • Познакомить с творчеством Т.А Мавриной и В.В.Лебедева.
  • Развивать интерес к книжной графике.
  • Воспитывать любовь к книгам.

Материал: книги в оформлении Т.А Мавриной и В.В.Лебедева, простые карандаши, уголь.  

Ход занятия:      

Сказка.

Эта необыкновенная, но очень правдивая история случилась в квартире моего соседа Васи. Этот Вася был мальчик хороший и добрый, но вот читать совсем не любил, только телевизор смотрел.

- Вася, посмотри, сколько интересных книг стоит и пылится у тебя на полке, - часто с

укором говорила бабушка,- возьми хоть одну, почитай.

Вася только отмахивался от бабушкиных слов и продолжал смотреть телевизор. Но вот однажды ночью, когда в доме все спали, книжки на полках тихо зашелестели и сказочные герои нарисованные на страницах ожили, вышли из книг и собрались вместе на самом краю книжной полки. Были здесь и Зайчишка-трусишка, и Золотой петушок, и три медведя и многие сказочные герои.

- Вася нас совсем не любит,- сказала Красная Шапочка,- ему совсем не интересны книжки!

- Что же нам делать,- прошептала Лисичка-сестричка,- как проучить Васю?

- А давайте,- проговорил Золотой петушок,- все книжки перепутаем. Откроет Вася книгу «Малыш и Карлсон», а там, прямо на него с иллюстрации смотрят три медведя. То-то он удивится, испугается!

- Правильно,- сказал Буратино,- может хоть тогда начнет читать книжки.

Так они и сделали. Наступило утро. Вася проснулся, включил телевизор, но там вдруг что-то щелкнуло и экран телевизора погас. Сломался телевизор. Вася ходил по комнате, ходил и совсем не знал чем заняться. Он взглянул на полку с книжками, решил взять одну и почитать. Достал он книгу «Усатый - полосатый», открыл и глазам не поверил. На него со страницы глядит Золотой Петушок. Что такое?!

- Бабушка, бабушка, - закричал Вася,- посмотри, что с моими книгами!

- Все понятно, дорогой внучек,- горько произнесла бабушка, - обиделись на тебя книжки, не хотят с тобой дружить.

- Как мне все исправить,- милая бабушка,- как вернуть героев сказок по своим книгам? - Давай посмотрим, - сказала бабушка и взяла книгу из рук Васи. Этого Золотого Петушка из сказки А.С.Пушкина я знаю, а нарисовала его Татьяна Алексеевна Маврина. Она очень известный художник - иллюстратор. Маврина много училась живописи, скульптуре, графике и рисовала серьезные картины, но всегда мечтала рисовать картинки к сказкам. Ведь она родилась и выросла в Нижнем - Новгороде и с детства видела вокруг себя прекрасные изделия народных мастеров – расписные ложки и короба, веселые раскрашенные игрушки. Она осуществила свою мечту и оформила много книг яркими, звучными, красочными рисунками. Как только бабушка закончила рассказ, Золотой Петушок перелетел в свою книгу, а Усатый - полосатый в свою. Бабушка рассказала Васе и о Владимире Васильевиче Лебедеве – художнике - иллюстраторе книге «Усатый - полосатый». О том, что он родился в Петербурге, дружил с С.Я.Маршаком и оформлял самые первые детские книги. Вася понял, как интересны книги и с тех пор очень полюбил их читать.        

Педагог предлагает детям нарисовать иллюстрации, как у Лебедева к любимым сказкам. П.г.            

Обсуждение. Релаксация под спокойную музыку.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Занятие по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» Цель: учим детей надавливать пластилин и размазывать его на картоне указательным пальцем. Прививаем...

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали»

Познавательное развитие (авторская математическая сказка) «Как муравьи дорожки искали» Средняя группа «Сказка-это то золото, что блестит огоньком в детских глазках». Ганс Христиан Андерсен. Цель: развивать...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В…

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: Расширять представление детей о домашних животных. Задачи: Закрепить...

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной...