Консультация для воспитателей: «Концепция патриотического воспитания дошкольников в условиях современности»

Любовь к Родине – чувство, которое мало поддается измерению. Патриотизм, это качество человека, коллектива, общества. Закаляется (развивается) оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом учителя входи в жизнь Гражданина.

В начале 90-х годов 20 века, в перестроечное время, яркой страницей в педагогике стали разработки многоступенчатого предмета «Народная культура», предложенные Татьяной Александровной Пигиловой и ее сотрудниками.

Татьяна Александровна Пигилова – талантливый педагог, сильная, яркая личность, собиратель и исследователь сокровищ народной культуры, - создала концепцию предмета, предложила механизм реализации своего замысла, опробовала технологии преподавания народной культуры в дошкольных учреждениях и в школы.

Теоретическая концепция Т. А. Пигиловой привлекает своей четкостью, логической выстроенностью, простотой и жизнеспособностью. Прежде всего, стоит обратить внимание на принципы, которые Пигилова считала базовыми при создании любых программ по народной культуре.

Первым принципом, полагала она, следует избрать историчность. «Наш мир не таков, каким был мир наших предков. Он изменился, изменились люди, сменился ритм жизни. Можно ли в этом сегодняшний мир, в современное культурное поле России перенести абсолютно точно все то, что оставили нам наши предки, как материальное и духовное наследие?»

По ее убеждению, ответ отрицательный. Она думает, что «абсолютно все переносить нет смысла – мы должны выступать как наследники лучшего в прошлом».

Второй принцип – целостность. Знакомясь с народной культурой как частью культуры отечественной, постепенно начинаешь воспринимать ее как единое целое. Начать можно, в общем-то, с чего угодно – со сказки, праздника, промысла, но постепенно выйдешь на глубинные смыслы, логику их соотнесенности, выстроенности в единую картину мира.

Третий принцип – интегрированность. Предмет «Народная культура» дает возможность подлинной интеграции на занятиях различных областей культурологического и искусствоведческого знания, классического искусства и разнообразных видов фольклора, использования педагогических технологий, опирающихся на традиционную культуру и продолжения народной традиции в творческой деятельности детей. Сочетание традиционного и новаторского в прочтении культурного наследия своего народа – залог жизнеспособности этнокультуры.

На этих принципах Т. А. Пигилова выстраивает свое представление об основных ступенях развертывания предмета «Народная культура».

Первой ступенью, основой основ она называет народную философию и народную педагогику. Что такое «народная философия»? Это – то, что объясняет способ выживания народа на Земле. Каждый народ рано или поздно встает перед вопросом, что он должен делать, чтобы выжить. Каждый дает свой ответ: один - воюет, другой – прячется, один – строи стены и убивает любого проникшего за них, а другой – заручается помощью соседей – идя на компромисс… Исторических вариантов предложено немало.

Но в результате всех испытаний, если только народ не исчезает с лица Земли навсегда, формируется философия жизни и выживания, дающая рецепт – как жить. Абсолютно ясно всем, что такие сведения отбираются в течение жизни не одного поколения. И обязательно возникает вопрос, как передать жизненно важную информацию о предков к потомкам – тем, кто потом жить будет. Так начинает складываться народная педагогика – воспитание детей на основе традиций народной культуры. Пока у народа есть дети, он активно занимается их воспитанием. Воспитание делает детей «своими».

Таким образом, можно сказать, что народная философия выступает как обоснование способа выживания народа на Земле, а народная педагогика – как совокупность способов передачи жизненно важной информации через воспитание и обучение.

Второй ступенью в изучении культуры народов должно стать представление о доме. Т. А. Пигилова называет эту ступень «Дом как Космос».

Дом, если был построен правильно, с соблюдением всех канонов, защищал – человек это знал. Недаром мы до сих пор говорим: «Мой дом – моя крепость». Но человек не улитка, свой дом не может унести с собой. Он должен выходить за его пределы, покидать обжитое, знакомое пространство. Мир манит, чарует многообразием возможностей, дразнит, пугает……   Смелый выходит, но хочет быть защищенным, спокойным. Эту защиту человеку дает одежда.

Третья ступень называется «Одежда как Космос».   Одевать, облекать, покрывать, прятать тело, защищать. Современное слово «костюм» мы употребляем гораздо чаще, чем слово «одежда». Этот термин пришел к нам из итальянского языка, перевод его гласит: костюм – это нрав, обычай. Конечно, в первую очередь, речь идет о постепенно формирующемся народной, позже – национальном костюме. Он отражает нравы, представления о мире, степень экономического развития народа, эталоны прекрасного, но всегда при этом служит системой оберегов и совокупностью смыслов. Форма народного костюма – неслучайна, каждая черточка диктуется обстоятельствами, как иногда говорят, здравый смысл – главный модельер древнего костюма. Защита, удобство, прочность и только потом – красота.

Самый яркий наряд, конечно, был предназначен для праздника. Поэтому, четвертой ступенью в изучении предмета «Народная культура» должен стать народный праздник.

Сегодня это очень широкое понятие. На самом деле, если внимательно изучить литературу, посвященную народным праздникам, можно выстроить своеобразную историческую пирамиду, где праздники могут быть выстроены в следующем условном порядке.

Вершину пирамиды составят праздники личные или личносемейные. Далее – праздники календарные. Со временем формируются праздники религиозные, а с момента появления государства – праздники политические. По мере развития общества появляются корпоративные и профессиональные праздники.

По сути дела, почти к каждой из этих форм можно сегодня применить понятие «народный». Однако в специальной литературе оно применяется к так называемым традиционным праздникам, укоренившимся в народной культуре.

Последней по порядку, но не последней по значимости в данной концепции является ступень «Народные промыслы». Впрочем, Т. А. Пигилова употребляет здесь удивительное слово – «рукомесло» (ремесло в руках). Как это справедливо и красиво обозначено: действительно, дом надо построить, одежду – сшить и украсить, орудия труда и предметы быта – создать. И всем этим заняты люди. Кто-то ладно и ловко справляется с задачей, ну а кто-то «руки не тем концом»……

Само собой «промысел» от «промыслить», добыть, приобрести. В этом разделе созданной ею концепции Татьяна Александровна предлагает не просто всемирно известные промыслы изучать (Гжель, Хохлома, северную резьбу или кружево – это, конечно, тоже очень нужное дело), а в сущность творческого труда заглянуть, доказать современному ребенку значимость и важность такого труда для самореализации личности и для блага общества.

Можно ли представить себе более достойную задачу? Абсолютно ясно, что в этом случае исподволь, аккуратно формируется установка не только на результативный труд, а на активное, неравнодушное к нему отношение – и к самому процессу, и к его плодам. Как раз это то, что так не хватает нашему современному обществу. Ведь если это заложено с детства, то и вопроса некачественного продукта просто не возникает.

Всему этому богатству народной мудрости, которое можно сравнить с неисчерпаемым колодцем, учила Т. А. Пигилова, бережно показывая, как, из чего складывается та или иная традиция. Она помогала размышлять о том, как накапливается народная мудрость, из века в век забывается что-то отжившее и добавляется что-то новое.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов до ухода в мир иной. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Изучив концепцию Т. А. Пигиловой, пришла к выводу, что выстроенная таким образом логика преподнесения материала детям – от мала до велика – позволит грамотному, хорошо обученному и, конечно, увлеченному воспитателю воспитывать, учителю – учить, мастеру – свои секреты передавать, тем самым, заботясь о будущем нашей страны и реально помогая пришедшим к нему детям.


Литература:

Пигилова Т. А. Предмет «Народная культура» М.; Издательство «Русский дом».; 1993г.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...

Конспект совместной деятельности по интересам «Мир Доброты» с детьми с…

Конспект совместной деятельности по интересам «Мир Доброты» с детьми с ограниченными возможностями здоровья 5-6 лет, имеющих тяжелые нарушения речи «Мать...

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...