Сайт для воспитателей детских садов






Консультация для воспитателей
«Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности»

(Из опыта работы)

 

Народная игрушка и скульптура малой формы - одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе. Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия самым маленьким детям, так как содержит в себе те образы птиц и животных, которые окружают их и хорошо известны с первых лет жизни. Это курочка, петушок, соловушка, баран, коза, корова и т.д.

Каждый вид народной игрушки по-своему необычен, в нем много шутки, юмора. Важно показать, что народные мастера с любовью создавали эти образы.

Существуют различные виды народной игрушки, которые с успехом могут быть использованы на занятиях по лепке.
Игрушек имеет свое традиционное содержание. Например, калининские мастера в основном изображают птиц. Содержанием богородской игрушки является медведь, который представлен в различных ситуациях; часто его образ связан с сюжетами русских народных сказок. Дымковская игрушка изображает фигуру человека с маленькой головкой и довольно объемным и массивным туловищем; в каргольской - с укороченными конечностями; в филимоновской - С вытянутым торсом, плавно переходящим в шею и голову, причем шея часто преувеличенно длинная, а голова очень маленькая с затейливой шляпой. Богородская деревянная игрушка, наоборот, дает вполне реальные пропорции всех предметов.

Декоративное оформление игрушки, и прежде всего ее роспись, в первую очередь обращает на себя внимание ребенка. Каждый промысел имеет свои традиции в оформлении. Например, дымковские игрушки расписаны орнаментом из кружков, колец, точек и полос. Каргопольские, по сравнению с дымковскими, очень скромны по росписи: здесь преобладают коричневые, зеленые, синие и желтые цвета. Филимоновские игрушки в основном расписаны яркими полосами, кольцами и точками. Элементами украшений являются налепы, которые придают изделиям особую праздничность.

Народные игрушки увлекают дошкольников своим замыслом и яркостью росписи. Они с удовольствием рассматривают их и лепят как с натуры и по представлению.

Способы изготовления глиняных игрушек очень просты - фигура или предмет лепятся из целого куска, из отдельных частей при помощи стеки и без нее.

Таким образом, каждый вид игрушек имеет свои особенности, которые с успехом можно использовать для обогащения детских представлений о предметах и явлениях окружающего мира, для углубления знаний о форме и способах изображения.

Для работы с детьми я отобрала глиняные игрушки: дымковскую, каргопольскую, торжокскую, а также декоративную пластину.

Дымковская игрушка была частым гостем у детей на занятиях по лепке, рисованию и аппликации, на которых она использовалась в качестве игрового и сюрпризного моментов и как образец. Игрушка появлялась на занятиях по-разному, иногда из «волшебного сундучка». Затем забавные зверюшки катались на карусели, уточки - крылатки пронзительно свистали - перекликались друг с другом. Я стремилась к тому, чтобы игрушка «пела», «говорила», «танцевала» с детьми. Показ всегда сопровождали художественным словом. Например, рассматривая композицию из дымковских игрушек я говорила:

«На них посмотреть вам и то интересно.

А знаете, куклы танцуют чудесно;

Под наши веселые русские пляске

Они оживают, как будто бы в сказке!»

На занятиях по темам «Плывут уточки», «Птичий разговор», «Утица - крылатка» предлагала детям вылепить разнообразных маленьких птичек, показывая детям прием лепки от конуса - морковки. Вылепленные фигурки птиц раскрашивали дымковским орнаментом.

Для того чтобы сказочный красочный мир игрушек становился ближе и понятнее дошкольникам, использовали на занятии потешку:

«Летели две птички, собой невелички,

Как они летали, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились

Сели, посидели, взвились, полетели,

Взвились, полетели, песенки запели».

На следующем занятии была дана уточка, но с характерными для торжокской игрушки налепами. Прежде чем дать задание детям, я познакомила их со значение этих налепов, показала, как можно с помощью налепов придавать выразительность образа.

- Посмотрите, дети, - говорю я, у этой птицы налепы расположены по шейке,' они продолговатые, хохолок из налепов
смотрит вверх. Что выражает образ этой птицы?

Подумав, дети отвечали - это птица гордая, красивая, величавая, смелая.

- Обратите внимание на эту птицу, как у нее расположены налепы и почему?

Дети отвечали по-разному: эта птица скромная, домашняя, милая, приветливая.

- А вот петушок. Посмотрите, сколько здесь налепов, и что они помогают выразить в образе петушка? - он задиристый, горластый, веселый, - отвечали дети. И вот занятие на тему: «Сказочная птица». Получилось удивительное зрелище. Сколько здесь было различных птиц! Для передачи выразительности образа дети использовали налепы в виде ожерелья, пуговок, сережек, короны, хохолков, изображали птиц в движении.

Радовали меня все дети. Когда же мы проводили анализ детских работ, ребята сумели их красочно описать. Лена сказала о работе Олега так: «Это волшебная сказочная птица, она умеет говорить человеческим голосом» На вопрос:

«О чем же говорит птица?». Лена ответила: «Какая я красивая, перышки у меня все плавные, музыкальные».

- После того как дети овладели навыками лепки птиц, мы показали им приемы лепки четвероногих животных - оленей, козлов, Конюшков, баранчиков, поросят и т.д., а затем стали учить лепить павлинов, индюков, фигурки людей - барынь, скоморохов. Человеческие фигурки и индюшки - самые сложные по технике лепки. Здесь очень много различных деталей, которые придают живость дымковской игрушке: пышные рукава жакетов и кофт барынь, сложные головные уборы вятских модниц, многочисленные, разнообразные оборки на их юбках; украшения на хвостах, крыльях и гребнях индюков. Чтобы научить детей передавать эти детали, мы провели несколько специальных занятий, целью которых было овладение навыками налепов: шарик, лепешечка, плетенка, розетки.

Рассматривая образцы игрушек, дети замечают, что они куклы высокие, статные, другие ниже ростом, шире в плечах; по-разному уложены локоны у барынь, неодинаково повернуты рога у козлов.

Все это побуждало детей к изобразительному творчеству: они лепили

индюков с разными хвостами; барынь - маленьких и больших; козлов, баранов, у которых по-особому были повернуты рога.

Работа по совершенствованию приобретенных навыков продолжалась и на занятиях по рисованию. Дети расписывали
силуэты дымковских игрушек. Помимо кружочков, горошин, прямых линий они вносили более сложные элементы: волнистые линии, сеточки. Я обращаю внимание детей на красоту орнамента. Учу их варьировать элементами «дымки». Например, кружок - широкий узкий, точки - большие и маленькие, чтобы точки ставились в кружок, по - разному: выше, ниже, посередине. В качестве образца при рисовании даю несколько игрушек на выбор. Одобряю тех детей, которые раскрашивали фигурки по собственному замыслу.

 

0 Плохо0


Добавить комментарий

Оставляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

17-01-2019 Просмотров:8 Проектная деятельность в детском саду Архипова Мария Алексеевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №4" г. Калачинск - avatar Архипова Мария Алексеевна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №4" г. Калачинск

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть своя природа, свои традиции и свой быт. Нужно показать ребенку...

Опыт работы по развитию познавательных и…

17-01-2019 Просмотров:18 Статьи Ершова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ Виловатовский детский сад «Петушок» (МБДОУ детский сад «Петушок»), Горномарийский район - avatar Ершова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ Виловатовский детский сад «Петушок» (МБДОУ детский сад «Петушок»), Горномарийский район

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой...

Конспект фронтальной ООД по обучению гра…

17-01-2019 Просмотров:21 Логопеду Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей - avatar Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и четкого произношение звуков [с-сь]; закреплять умение давать характеристику звукам; учить детей...

Развитие творческих способностей детей д…

17-01-2019 Просмотров:28 Методические разработки Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ - avatar Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель. Введение Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация.   Формирование...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Интегрированное занятие по ознакомлению …

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях города Саки; учить составлять карту города и рассказывать о своем городе. Учить изменять слова в уменьшительно - ласкательной форме, отвечать на вопросы сложносочененными предложениями...

Родительское собрание

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Итоговое родительское собрание в старшей группе     Цель: Познакомить родителей с итогами воспитательно- образовательной работы за 2017-2018 уч.год. Вот и стали мы на год взрослее, прошел и этот учебный год. Впереди нас...

Круги Луллия как средство активизации ре…

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

     В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» -...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО …

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки. Научиться понимать их важность...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство