Консультация для воспитателей
«Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности»

(Из опыта работы)

 

Народная игрушка и скульптура малой формы - одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе. Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия самым маленьким детям, так как содержит в себе те образы птиц и животных, которые окружают их и хорошо известны с первых лет жизни. Это курочка, петушок, соловушка, баран, коза, корова и т.д.

Каждый вид народной игрушки по-своему необычен, в нем много шутки, юмора. Важно показать, что народные мастера с любовью создавали эти образы.

Существуют различные виды народной игрушки, которые с успехом могут быть использованы на занятиях по лепке.
Игрушек имеет свое традиционное содержание. Например, калининские мастера в основном изображают птиц. Содержанием богородской игрушки является медведь, который представлен в различных ситуациях; часто его образ связан с сюжетами русских народных сказок. Дымковская игрушка изображает фигуру человека с маленькой головкой и довольно объемным и массивным туловищем; в каргольской - с укороченными конечностями; в филимоновской - С вытянутым торсом, плавно переходящим в шею и голову, причем шея часто преувеличенно длинная, а голова очень маленькая с затейливой шляпой. Богородская деревянная игрушка, наоборот, дает вполне реальные пропорции всех предметов.

Декоративное оформление игрушки, и прежде всего ее роспись, в первую очередь обращает на себя внимание ребенка. Каждый промысел имеет свои традиции в оформлении. Например, дымковские игрушки расписаны орнаментом из кружков, колец, точек и полос. Каргопольские, по сравнению с дымковскими, очень скромны по росписи: здесь преобладают коричневые, зеленые, синие и желтые цвета. Филимоновские игрушки в основном расписаны яркими полосами, кольцами и точками. Элементами украшений являются налепы, которые придают изделиям особую праздничность.

Народные игрушки увлекают дошкольников своим замыслом и яркостью росписи. Они с удовольствием рассматривают их и лепят как с натуры и по представлению.

Способы изготовления глиняных игрушек очень просты - фигура или предмет лепятся из целого куска, из отдельных частей при помощи стеки и без нее.

Таким образом, каждый вид игрушек имеет свои особенности, которые с успехом можно использовать для обогащения детских представлений о предметах и явлениях окружающего мира, для углубления знаний о форме и способах изображения.

Для работы с детьми я отобрала глиняные игрушки: дымковскую, каргопольскую, торжокскую, а также декоративную пластину.

Дымковская игрушка была частым гостем у детей на занятиях по лепке, рисованию и аппликации, на которых она использовалась в качестве игрового и сюрпризного моментов и как образец. Игрушка появлялась на занятиях по-разному, иногда из «волшебного сундучка». Затем забавные зверюшки катались на карусели, уточки - крылатки пронзительно свистали - перекликались друг с другом. Я стремилась к тому, чтобы игрушка «пела», «говорила», «танцевала» с детьми. Показ всегда сопровождали художественным словом. Например, рассматривая композицию из дымковских игрушек я говорила:

«На них посмотреть вам и то интересно.

А знаете, куклы танцуют чудесно;

Под наши веселые русские пляске

Они оживают, как будто бы в сказке!»

На занятиях по темам «Плывут уточки», «Птичий разговор», «Утица - крылатка» предлагала детям вылепить разнообразных маленьких птичек, показывая детям прием лепки от конуса - морковки. Вылепленные фигурки птиц раскрашивали дымковским орнаментом.

Для того чтобы сказочный красочный мир игрушек становился ближе и понятнее дошкольникам, использовали на занятии потешку:

«Летели две птички, собой невелички,

Как они летали, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились

Сели, посидели, взвились, полетели,

Взвились, полетели, песенки запели».

На следующем занятии была дана уточка, но с характерными для торжокской игрушки налепами. Прежде чем дать задание детям, я познакомила их со значение этих налепов, показала, как можно с помощью налепов придавать выразительность образа.

- Посмотрите, дети, - говорю я, у этой птицы налепы расположены по шейке,' они продолговатые, хохолок из налепов
смотрит вверх. Что выражает образ этой птицы?

Подумав, дети отвечали - это птица гордая, красивая, величавая, смелая.

- Обратите внимание на эту птицу, как у нее расположены налепы и почему?

Дети отвечали по-разному: эта птица скромная, домашняя, милая, приветливая.

- А вот петушок. Посмотрите, сколько здесь налепов, и что они помогают выразить в образе петушка? - он задиристый, горластый, веселый, - отвечали дети. И вот занятие на тему: «Сказочная птица». Получилось удивительное зрелище. Сколько здесь было различных птиц! Для передачи выразительности образа дети использовали налепы в виде ожерелья, пуговок, сережек, короны, хохолков, изображали птиц в движении.

Радовали меня все дети. Когда же мы проводили анализ детских работ, ребята сумели их красочно описать. Лена сказала о работе Олега так: «Это волшебная сказочная птица, она умеет говорить человеческим голосом» На вопрос:

«О чем же говорит птица?». Лена ответила: «Какая я красивая, перышки у меня все плавные, музыкальные».

- После того как дети овладели навыками лепки птиц, мы показали им приемы лепки четвероногих животных - оленей, козлов, Конюшков, баранчиков, поросят и т.д., а затем стали учить лепить павлинов, индюков, фигурки людей - барынь, скоморохов. Человеческие фигурки и индюшки - самые сложные по технике лепки. Здесь очень много различных деталей, которые придают живость дымковской игрушке: пышные рукава жакетов и кофт барынь, сложные головные уборы вятских модниц, многочисленные, разнообразные оборки на их юбках; украшения на хвостах, крыльях и гребнях индюков. Чтобы научить детей передавать эти детали, мы провели несколько специальных занятий, целью которых было овладение навыками налепов: шарик, лепешечка, плетенка, розетки.

Рассматривая образцы игрушек, дети замечают, что они куклы высокие, статные, другие ниже ростом, шире в плечах; по-разному уложены локоны у барынь, неодинаково повернуты рога у козлов.

Все это побуждало детей к изобразительному творчеству: они лепили

индюков с разными хвостами; барынь - маленьких и больших; козлов, баранов, у которых по-особому были повернуты рога.

Работа по совершенствованию приобретенных навыков продолжалась и на занятиях по рисованию. Дети расписывали
силуэты дымковских игрушек. Помимо кружочков, горошин, прямых линий они вносили более сложные элементы: волнистые линии, сеточки. Я обращаю внимание детей на красоту орнамента. Учу их варьировать элементами «дымки». Например, кружок - широкий узкий, точки - большие и маленькие, чтобы точки ставились в кружок, по - разному: выше, ниже, посередине. В качестве образца при рисовании даю несколько игрушек на выбор. Одобряю тех детей, которые раскрашивали фигурки по собственному замыслу.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара»

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная группа. Основные цели: Формировать представления о достопримечательностях...

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...

«Осеннее путешествие». Сценарий осеннего развлечения для детей младшей группы

«Осеннее путешествие»Сценарий осеннего развлечения для детей младшей группы Цель: Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной...

Читайте также

Проект «Цветы»

Проект «Цветы»

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного…

Организация совместной работы с родителями по организации предметно-развивающей среды прогулочного участка. Геометрические счеты для участка детского сада Цель: Закрепить знания детей...

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшей группы

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшей группы В наши дни мы часто слышим о том, что мир находится...