Сайт для воспитателей детских садов



Консультация для воспитателей
«Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности»

(Из опыта работы)

 

Народная игрушка и скульптура малой формы - одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе. Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия самым маленьким детям, так как содержит в себе те образы птиц и животных, которые окружают их и хорошо известны с первых лет жизни. Это курочка, петушок, соловушка, баран, коза, корова и т.д.

Каждый вид народной игрушки по-своему необычен, в нем много шутки, юмора. Важно показать, что народные мастера с любовью создавали эти образы.

Существуют различные виды народной игрушки, которые с успехом могут быть использованы на занятиях по лепке.
Игрушек имеет свое традиционное содержание. Например, калининские мастера в основном изображают птиц. Содержанием богородской игрушки является медведь, который представлен в различных ситуациях; часто его образ связан с сюжетами русских народных сказок. Дымковская игрушка изображает фигуру человека с маленькой головкой и довольно объемным и массивным туловищем; в каргольской - с укороченными конечностями; в филимоновской - С вытянутым торсом, плавно переходящим в шею и голову, причем шея часто преувеличенно длинная, а голова очень маленькая с затейливой шляпой. Богородская деревянная игрушка, наоборот, дает вполне реальные пропорции всех предметов.

Декоративное оформление игрушки, и прежде всего ее роспись, в первую очередь обращает на себя внимание ребенка. Каждый промысел имеет свои традиции в оформлении. Например, дымковские игрушки расписаны орнаментом из кружков, колец, точек и полос. Каргопольские, по сравнению с дымковскими, очень скромны по росписи: здесь преобладают коричневые, зеленые, синие и желтые цвета. Филимоновские игрушки в основном расписаны яркими полосами, кольцами и точками. Элементами украшений являются налепы, которые придают изделиям особую праздничность.

Народные игрушки увлекают дошкольников своим замыслом и яркостью росписи. Они с удовольствием рассматривают их и лепят как с натуры и по представлению.

Способы изготовления глиняных игрушек очень просты - фигура или предмет лепятся из целого куска, из отдельных частей при помощи стеки и без нее.

Таким образом, каждый вид игрушек имеет свои особенности, которые с успехом можно использовать для обогащения детских представлений о предметах и явлениях окружающего мира, для углубления знаний о форме и способах изображения.

Для работы с детьми я отобрала глиняные игрушки: дымковскую, каргопольскую, торжокскую, а также декоративную пластину.

Дымковская игрушка была частым гостем у детей на занятиях по лепке, рисованию и аппликации, на которых она использовалась в качестве игрового и сюрпризного моментов и как образец. Игрушка появлялась на занятиях по-разному, иногда из «волшебного сундучка». Затем забавные зверюшки катались на карусели, уточки - крылатки пронзительно свистали - перекликались друг с другом. Я стремилась к тому, чтобы игрушка «пела», «говорила», «танцевала» с детьми. Показ всегда сопровождали художественным словом. Например, рассматривая композицию из дымковских игрушек я говорила:

«На них посмотреть вам и то интересно.

А знаете, куклы танцуют чудесно;

Под наши веселые русские пляске

Они оживают, как будто бы в сказке!»

На занятиях по темам «Плывут уточки», «Птичий разговор», «Утица - крылатка» предлагала детям вылепить разнообразных маленьких птичек, показывая детям прием лепки от конуса - морковки. Вылепленные фигурки птиц раскрашивали дымковским орнаментом.

Для того чтобы сказочный красочный мир игрушек становился ближе и понятнее дошкольникам, использовали на занятии потешку:

«Летели две птички, собой невелички,

Как они летали, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились

Сели, посидели, взвились, полетели,

Взвились, полетели, песенки запели».

На следующем занятии была дана уточка, но с характерными для торжокской игрушки налепами. Прежде чем дать задание детям, я познакомила их со значение этих налепов, показала, как можно с помощью налепов придавать выразительность образа.

- Посмотрите, дети, - говорю я, у этой птицы налепы расположены по шейке,' они продолговатые, хохолок из налепов
смотрит вверх. Что выражает образ этой птицы?

Подумав, дети отвечали - это птица гордая, красивая, величавая, смелая.

- Обратите внимание на эту птицу, как у нее расположены налепы и почему?

Дети отвечали по-разному: эта птица скромная, домашняя, милая, приветливая.

- А вот петушок. Посмотрите, сколько здесь налепов, и что они помогают выразить в образе петушка? - он задиристый, горластый, веселый, - отвечали дети. И вот занятие на тему: «Сказочная птица». Получилось удивительное зрелище. Сколько здесь было различных птиц! Для передачи выразительности образа дети использовали налепы в виде ожерелья, пуговок, сережек, короны, хохолков, изображали птиц в движении.

Радовали меня все дети. Когда же мы проводили анализ детских работ, ребята сумели их красочно описать. Лена сказала о работе Олега так: «Это волшебная сказочная птица, она умеет говорить человеческим голосом» На вопрос:

«О чем же говорит птица?». Лена ответила: «Какая я красивая, перышки у меня все плавные, музыкальные».

- После того как дети овладели навыками лепки птиц, мы показали им приемы лепки четвероногих животных - оленей, козлов, Конюшков, баранчиков, поросят и т.д., а затем стали учить лепить павлинов, индюков, фигурки людей - барынь, скоморохов. Человеческие фигурки и индюшки - самые сложные по технике лепки. Здесь очень много различных деталей, которые придают живость дымковской игрушке: пышные рукава жакетов и кофт барынь, сложные головные уборы вятских модниц, многочисленные, разнообразные оборки на их юбках; украшения на хвостах, крыльях и гребнях индюков. Чтобы научить детей передавать эти детали, мы провели несколько специальных занятий, целью которых было овладение навыками налепов: шарик, лепешечка, плетенка, розетки.

Рассматривая образцы игрушек, дети замечают, что они куклы высокие, статные, другие ниже ростом, шире в плечах; по-разному уложены локоны у барынь, неодинаково повернуты рога у козлов.

Все это побуждало детей к изобразительному творчеству: они лепили

индюков с разными хвостами; барынь - маленьких и больших; козлов, баранов, у которых по-особому были повернуты рога.

Работа по совершенствованию приобретенных навыков продолжалась и на занятиях по рисованию. Дети расписывали
силуэты дымковских игрушек. Помимо кружочков, горошин, прямых линий они вносили более сложные элементы: волнистые линии, сеточки. Я обращаю внимание детей на красоту орнамента. Учу их варьировать элементами «дымки». Например, кружок - широкий узкий, точки - большие и маленькие, чтобы точки ставились в кружок, по - разному: выше, ниже, посередине. В качестве образца при рисовании даю несколько игрушек на выбор. Одобряю тех детей, которые раскрашивали фигурки по собственному замыслу.

 





Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

Непосредственная образовательная деятельность познавательного цикла для детей и …

Непосредственная образовательная деятельность познавательного цикла для детей и родителей ко дню матери «Моя профессия - мама» Цели: - учить детей бережно относиться к женщине, показать...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с …

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием различных педагогических технологий «Звук - знакомый незнакомец» Цель: Комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей...

Обобщающее занятие по теме «Осень» в интегрированной форме. Тема: «Лунтик и осен…

Обобщающее занятие по теме «Осень» в интегрированной формеТема: «Лунтик и осень»   Цель: Закрепить и обобщить знание детей о характерных признаках осени через...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект итогового собрания в подготов…

Цель:  вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе.Задачи: - подведение итогов работы группы за год; -знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС.   Ход: Организационная часть. Ведущий:    Добрый день...

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство