Сайт для воспитателей детских садов



Методические рекомендации по бисероплетению на проволочной основе для кружковой работы с детьми 5-7 лет

Методические рекомендации по бисероплетению на проволочной основе предназначены для кружковой работы с детьми 5-7 лет с нарушением речи, а также для начального звена коррекционных школ.

В основу методических рекомендаций положен метод работы с бисером на проволочной основе, авторами которого являются И.Н. Котова и А.С. Котова.

Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики руки, что особенно важно для детей логопедической группы.

Изготовление поделок из бисера на проволочной основе способствует развитию координации, формирует точность и темп движений. При этом развивается зрительное, тактильное восприятие, формируется пространственная ориентировка. Обсуждение поделок и выбор оптимальных вариантов работы, когда ребенок может самостоятельно поободрать цвет, форму, внести дополнение сначала в схему, а потом и в готовое изделие, способствует развитию монологической, диалогической и связной речи, уточняет и обогащает словарь.

Предварительная работа по бисероплетению состоит из рассматривания образца, работы по схеме, визуализации с включением всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), что ведет к развитию воображения, внимания и памяти.

Набор бисера на проволоку активизирует биологически активные точки на пальцах, что оздоравливает организм. Сам процесс набора бисера закрепляет навыки порядкового и количественного счета.

Бисероплетение оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой моторики, способствует развитию речи ребенка, улучшает память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывает усидчивость.

В результате обучения дети могут сами составлять схемы любого изделия с последующим изготовлением, что формирует положительную мотивацию к труду и развивает творческие способности.

Цель методических рекомендаций: развитие речи ребенка-дошкольника посредством овладения навыками бисероплетения на проволочной основе.

Задачи:

  • Обучение технологии изготовления поделок из бисера на проволочной основе.
  • Формирование координации и активизация биологически активных точек на пальцах рук.
  • Активизация монологической и диалогической речи.
  • Развитие зрительного и цветового восприятия, воображения, внимания.
  • Обучение планированию работы с использованием схем и составлением эскизов.
  • Формировать умение по форме и цвету выбирать и трансформировать схемы для работы с бисером.
  • Развитие любознательности, художественного вкуса, интереса к народному творчеству.
  • Закрепление навыков порядкового и количественного счета.
  • Воспитание аккуратности.
  • Развитие глазомера, чувства ритма и такта.

Разработано 49 кружковых занятий продолжительностью 30 минут. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из теоретической – 8-10 минут и практической части продолжительностью 20 минут.

Обучение делится на два этапа:

1 этап:

  • формирование умений работать с бисером, планирование и составление схем с визуализацией и включением анализаторов.

2 этап:

  • самостоятельная работа на основе ранее приобретенных умений;
  • изложение в устной форме плана предстоящей работы;
  • схематической изображение схем в цветовой гамме и выполнение изделия.

Приемы и методы:

  1. oпостановка учебной задачи, рассказ, показ;
  2. oигровая ситуация;
  3. oсхематическое изображение;
  4. oнаблюдение, обсуждение;
  5. oисследование, эксперимент;
  6. oсоздание проблемной ситуации;
  7. oанализ и синтез.

Оборудование и материалы:

  1. oбисер, стеклярус, бусинки;
  2. oпроволока Д 0,5 мм;
  3. oмозаика;
  4. oсхемы, таблицы, образцы, иллюстрации;
  5. oклей ПВА;
  6. oножницы;
  7. oнитки мулине и шерстяные.

Учебно-тематический план

Тема занятий

Количество по заданной теме

1

Знакомство с искусством бисероплетения

1

2

Организация рабочего места. Оборудование: инструменты и материалы, техника безопасности.

1

3

Знакомство с бисероплетением

6

4

Изготовление «фенечек»

5

5

 

Выставка «фенечек»

 

1

6

Гармония цвета. Изготовление броши «Подснежник»

5

7

Коллективная работа: панно «Весна»

5

8

 

Изготовление броши «Ветка сирени»

 

3

9

Изготовление броши «Бабочка»

3

10

Коллективная работа «Лето»

3

11

Кулон и сережки «Звездочка»

3

12

Изготовление сережек и кулона «Золотая рыбка»

6

13

Представление настольного магнитного театра по фрагменту сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

2

14

Подготовка и проведение выставки «Волшебный бисер»

5

 

ВСЕГО:

49

В результате обучения дети получат следующие знания :

  • oистории бисероплетения;
  • oвидах бисера;
  • oсочетании цветов и их оттенков;
  • oвариантах использования бисероплетения в жизни:

 умения:

  • oорганизовать рабочее место;
  • oпланировать свою работу и самостоятельно ее выполнять;
  • oрассказывать об этапах выполнения работы;
  • oиспользовать инструменты;
  • oовладеть приемами бисероплетения;
  • oподбирать цветовую гамму;
  • oработать по предлагаемому образцу;
  • oпо формированию анализа и синтеза.

Программа работы кружка

Тема 1. Знакомство с искусством бисероплетения (1 занятие).

Знакомство с историей бисероплетения и традиции использования бисера у народов мира.

Рассматривание поделок из бисера.

Тема 2. Организация рабочего места. Оборудование: инструменты и материалы. Техника безопасности (1 занятие).

Учебные задачи:

  • Создание безопасных условий работы.
  • Воспитание аккуратности: «Каждой вещи свое место».
  • Формирование понятий об инструментах и материалах, необходимых для бисероплетения, безопасность работы с инструментами.
  • Закрепление порядка расположения инструмента и материала на рабочем месте.
  • Развитие памяти, внимания и речи.

- Необходимость организации рабочего места. Игра «Что, где лежит?», местоположение бисера, ножниц, проволоки, клея, салфетки, подноса.

Тема 3. Знакомство с бисероплетением (6 занятий).

Учебные задачи:

  • Обучение последовательности изготовления поделок из бисера на проволочной основе.
  • Порядок работы при бисероплетении. Рассматривание иллюстраций и схем готового изделия с переносом на мозаику. План работы бисероплетения: выбор длины проволоки, прием нанизывания и закрепления бисера на проволоке. Выполнение изделия по схеме с последующим обсуждением. Виды бисера, сочетание цветов и тональности.
  • Развитие внимания, воображения.
  • Закрепления навыков порядкового и количественного счета.
  • Активизация биологически активных точек на пальцах рук.
  • Обучение планированию работы с использованием схем.
  • Перенос схемы на мозаику.
  • Развитие монологической и диалогической речи.
  • Формирование тонких дифференцированных движений и координации пальцев рук.

Тема 4. Изготовление «фенечек» (5 занятий).

Учебные задачи:

  • Продолжение последовательности обучения нанизывания бисера на проволоку.
  • Развитие внимания, воображения.
  • Закрепление порядкового и количественного счета.
  • Обучение планированию работы с использованием схем.
  • Активизация биологически активных точек на пальцах рук и развитие тонких дифференцированных движений.

- Изготовление «фенечек» на основе плана работы бисероплетения.

Тема 5. Выставка «фенечек» (1 занятие).

Учебные задачи:

  • Создание положительного психо-эмоционального настроя.
  • Умение демонстрировать конечный продукт своей деятельности.

- Выставка «фенечек» для родителей, сотрудников и детей детского сада.

Тема 6. Изготовление броши «Подснежник» (5 занятий).

Учебные задачи:

  • Обучение схематическому изображению на рисунке броши «Подснежник» в цветовой гамме.
  • Развитие речи.
  • Развитие внимания, воображения, координация движений.

- Понятие о гармонии цвета, о теплых и холодных оттенках. Связь с живой природой. Учить рассказывать о последовательности выполнения работы. Изготовление лепестка, тычинок, листика по схеме. Сборка изделия.

Тема 7. Коллективная работа: панно «Весна» (5 занятий).

Учебные задачи:

  • Учить взаимодействовать в коллективе.
  • Учить обсуждать ход работы.
  • Повторить стихи о весне.
  • Развитие воображения, творческих способностей.
  • Учить анализировать итоги работы.

Тема 8. Изготовление броши «Ветка сирени» (1 занятие).

Учебные задачи:

  • Обучение схематическому изображению на рисунке в цветовой гамме броши «Ветка сирени».
  • Развитие речи, умение описывать свою работу.
  • Развитие воображения.
  • Формирование умения самостоятельно выбрать цветовую гамму изделия.

- Изучение схемы работы с обсуждением. Изложение в устной форме плана работы по изделию броши «Ветка сирени». Конструирование схемы на мозаике с последующим изготовлением изделия из бисера. Сборка деталей.

Тема 9. Изготовление броши «Бабочка» (3 занятия).

Учебные задачи:

  • Обучение схематическому изображению на рисунке в цветовой гамме броши «Бабочка».
  • Развитие речи.
  • Развитие внимания, воображения.

- Насекомое «бабочка», его виды, значение в природе. Синхронизация детьми движений со звуковым изображением. Перенос со схемы на мозаику в цветовой гамме. Выполнение работы по плану бисероплетения.

Тема 10. Коллективная работа «Лето» (1 занятие).

Учебные задачи:

  • Развитие воображения, творческих способностей детей.
  • Развитие кругозора и словарного запаса.
  • Развитие эстетических чувств.

- Оформление панно «Лето» с последующим обсуждением. Использование загадок и стихов о весне.

Тема 11. Изготовление кулона и сережек «Звездочка» (3 занятия).

Учебные задачи:

  • Обучение самостоятельному планированию работы с использованием схем.
  • Обучение умению выбирать и трансформировать схемы.
  • Развитие речи, обучение рассказыванию о последовательности работы.
  • Формирование воображения и творческих способностей.

- Самостоятельно придумать эскиз кулона «Звездочка» в различной цветовой гамме и форме. Перенести воображаемое на мозаику или схему. Обучение уменьшению схемы кулона до схемы сережек «Звездочек». Выполнение кулона и сережек по плану бисероплетения.

Тема 12. Изготовление кулона и сережек «Золотая рыбка» (6 занятий).

Учебные задачи:

  • Обучение схематическому изображению на рисунке и мозаике в цветовой гамме.
  • Закрепление способа трансформации схемы по размеру.
  • Развитие внимания, воображения, координации движений.

Предварительная работа.

Подготовка к театральному представлению: выбор с детьми фрагмента из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», заучивание отрывков, работа над выразительностью речи, распределение ролей, изготовление декораций.

- Составление схемы кулона без иллюстраций, соблюдая цветовую гамму. Самостоятельное уменьшение схемы кулона до схемы сережек. Выполнение кулона и сережек по плану бисероплетения.

Тема 13. Театрализованное представление с использованием магнитного настольного театра и поделок из бисера по фрагменту сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 занятия).

Учебные задачи:

  • Развитие выразительной монологической и диалогической речи.
  • Развитие памяти.
  • Формирование воображения.
  • Развитие творческих способностей.

Тема 14. Итоговое мероприятие. Подготовка и проведение выставки работ из бисера (5 занятий).

Учебные задачи:

  • Учить демонстрировать свои работы.
  • Учить обсуждать ход работы по оформлению выставки, распределять ответственность.
  • Учить оформлять выставку (изготовить пригласительные билеты, рационально расположить экспонаты выставки).

Список литературы:

  1. Якимовская, Л.В. Уроки бисероплетения [Текст]: практическое пособие/ Л.В. Якимовская – СПб.: Корона-принт, 1998. – 192 с.
  2. Зайцева, Н.К. Украшения: Кулоны [Текст] / Н.К. Зайцева – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 32 с.
  3. Соколова, Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера [Текст]: Ю.П. Соколова, Н.В. Пырерка – СПб.: Литера, 1999.- 176 с.
  4. Петрунькина, А. Фенечки из бисера [Текст]: А. Петрунькина – СПб.: Кристалл, 1998. – 292 с.
  5. Артамонова, Е.В. Украшения и сувениры из бисера [Текст]: Е.В. Артамонова- М.: ЭКСМО-пресс, 2000. – 240 с. 

 

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт