Авторская программа
«Развитие элементарных математических представлений в логопедической группе с ОНР»
«Конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений в старшей и подготовительной группе»
Полную версию работы (266 страниц) можно скачать здесь.
Введение.
Овладение детьми школьного возраста математическими знаниями является одним из приоритетных направлений в системе дошкольного образования для познавательного развития ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Преследуется главная мысль: нужно вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Математика до сих пор считается скучной наукой. Ведь и сами взрослые работают наиболее продуктивно, если занимаются интересным делом. Как же сделать математику интересной для детей? Для этого нужно было пересмотреть методы и приемы, дидактические средства и форму занятий. Нужно подчинить их основной цели – развитию познавательно-творческих способностей. А это обосновано идеями развивающего обучения, которое соответствует требования современности.
Во-первых, дети, имеющие недоразвитие речи, кА правило, имеют недостаточный лексический запас. Поэтому работа в такой группе построена тематически. Каждая неделя в течение учебного года посвящена определенной теме, работая над которой дети обогащают. Расширяют свой словарный запас, приобретая более глубокие знания по изучаемой теме. Поэтому все занятия посвящены этой лексической теме, в том числе и развитию элементарных математических представлений. Нужно было составлять такие занятия, в которых дети продолжали бы упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активировали бы отработанную лексику, закрепляли бы знания по изучаемой теме.
Во-вторых, организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился бы в активного участника. Форма занятий должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Недопустима форма школьно-урочного обучения. Организация занятия небольшими группами способствует взаимному обучению и взаимопроверке, стимулирует общение и взаимодействие детей. Для поиска ответа очень полезны дискуссии. При такой организации возникла атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу.
Наряду с традиционными методами обучения словесными, наглядными,
методом моделирования и практических заданий нужно использовать проблемно-поисковый метод. У кого правильный ответ? Напиши нужный знак, цифру. Чего не хватает? Как бы вы сделали? Нередко для получения ответа ребенок идет путем опытных проб. И воспитатель должен направлять поисковую деятельность детей. Доброжелательная оценка воспитателя, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяет детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Затем вместе находим ошибку, и воспитатель подводит к новому способу решения задания.
Игра – наиболее результативное средство обучения. Поэтому на всех занятиях присутствует игра или элементы игры: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Занятия построены в виде бесед, экскурсий, сказок. Широкое использование художественного слова. Очень часто в занятиях звучат песни, музыка.
Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, воспитатель, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес, в-третьих – дети с общим недоразвитием речи усваивают достаточно трудные грамматические понятия о согласовании существительного с числительным, падежные окончания. Активно вводятся в словарь наречия, сравнительные прилагательные, закрепляются знания об окружающем мире, развивается логическое мышление. На каждом занятии обязательно присутствует пальчиковая гимнастика, физкультурные паузы, элементы практической деятельности.
В программе разработано количество занятий больше, чем требуется для годового перспективного планирования. Это связано с тем, лексические темы для каждой группы или детского сада подбираются индивидуально, и большее количество занятий дает возможность в выборе занятия по нужной лексической теме.
Задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной группы.
1. Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
2. Учить овладевать мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
3. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
4. Формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку;
5. Овладевать навыками речевого общения, упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
6. Развивать мелкую моторику и зрительную двигательную координацию.
Литература:
- Программа «Детство». В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, М.А. Ноткина – СПб: Детство – Пресс, 2001
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саде, под редакцией Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: Мозлина – Синтез, 2006.
- Программа «Развитие», Основные положения, Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. – М.: Новая школа, 1994.
- Дети у истоков математики. Методика обучения математике.Ерофеева Т.И., Новиков В.П. –М: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.
- Математика для дошкольников. Ерофеева Т.И., Павлова А.Н., М.; 1997
- Математика от трех до семи. З.А. Михайлова; .Н.Иоффе – М.: Библиотека программы «Детство», 1997
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – М., 1995.
- Мышковская М. Математика в стихах и картинках. Рига, 1991.
- Перерсон Л.Г. Холина Н.П. Математика для дошкольников. М, 1993.
- Е.А. Носова Р.Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников СПб, 1996
- Праздник числа. Волина В.- М.: Знание, 1993
- Игровая, учимся математике. Чилингирова Л.И. Спиридонова Б. – М.: Просвещение, 1993.
- Давайте поиграем. Столяр А.А. – М.: Просвещения, 1998.
- Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.М. – М.: Просвещение, 1990
- Математика. Моро М.И., Степанова С.В.- М: Просвещение,1998
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974
- Метлина Л.С. Математика в детском саду – М.: Просвещение, 1985.
- Мударян Ж. Дидактическая игра, развивающее математическое представления. – Дошкольное воспитание.№4, 1998.
- Рихтерман Т.Д., Формирование представления о времени у детей дошкольного возраста М., 1982
- Смоленцева П.А. Сюжетно- дидактическая игра с математическим содержанием М., 1987.
- Смоленцева А.А. Пустовойт О.В. математика до школы – Н.Новогород, 1996.
- Тарабанина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Полную версию работы (266 страниц) можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей…
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей направленности с 5 до 6 лет.Тема: «Здоровые зубы – красивая...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...
Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье…
Сценарий досуга для детей средней группы совместно с родителями «Птичье новоселье» Ведущий: Мы с вами собрались на птичье новоселье. Есть у русского...