Сайт для воспитателей детских садов



Тема: «Воспитание детей через художественное слово»

(из опыта работы)

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Известные российские ученые Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:

- гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность;

- правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.

В настоящее время я работаю с детьми среднего возраста. Данный возраст отличается особой спецификой нравственного развития. Дети 4-5 лет достаточно самостоятельны, у них развито самосознание, возрастает способность к саморегуляции поведения, к систематичному «участию в трудовой деятельности».

В каждой детской деятельности создаю определенные условия для решения следующих задач:

- в игре - формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств.

в культурно - гигиенических моментах- доброжелательность, оказание помощи окружающим, уважение старших.

Воспитание в деятельности не свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов в нравственном воспитании дошкольников. Применяя в своей работе этот метод, я вижу, как художественное слово помогает детям осознать моральную норму. Хочу поделиться опытом, использования художественного слова с целью воспитания положительных нравственных чувств через разные виды деятельности (игра, культурно- гигиенические навыки).

День начинается с « Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых, при этом использую цитаты из песен, стихов:

- «Рано утром детский сад малышей встречает, там игрушки ждут ребят в уголке скучают..»;

- «Рано утром я была удивлена,

Паренек белоголовый закричал мне из окна:-

«С добрым утром»!

Я спросила: «Это мне?»

Улыбнулся он в окне…»;

- «Проснулся дома поутру, в детский садик я иду

Здравствуй небо голубое, здравствуй солнце золотое…».

Услышав художественное слово, вижу и улыбку на лице ребенка и ответное приветствие: «Здравствуйте».

Есть и такие дети, которые приходят в детский сад с опозданием. Родители сетуют, встают рано, по 2 часа собираются и тогда получается , как в стихотворении И.Демьянова «Девочка капуша..»

Чтобы дети проявляли взаимопомощь при скалывании вещей в шкафу напоминаю правило: «Каждой вещи - свое место». В этом правиле суммируются бережное отношение к вещам, ответственность, самостоятельность. Советую вспомнить про «Вову- растеряшку» Б.Заходера.

Чтобы организовать детей на утреннюю зарядку или непосредственно - образовательную деятельность, физкультурную деятельность, сформировать навык заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись..», после ее окончания спрашиваю: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке дети отвечают:   «Спасибо зарядке»! или «Каждый день зарядку делай дети - будешь сильный, будешь смелый, чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам, физкультурой заниматься, заниматься надо нам..»

В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло. Я объясняю, что если недобросовестно они вымыли руки, то полотенце становиться грязным, а это неуважение к труду старших и будешь похожим на героя стихотворения и Демьянова «Замарашка рук не мыл, месяц в баню не ходил..». После этого дети успокаиваются в умывальной, не разбрызгивают воду на пол, т.е. уважительно относятся к труду помощника воспитателя. Во время приема пищи бывает, что дети и отвлекаются и разговаривают, и неправильно держат столовые приборы , крошат хлеб на скатерть, отказываются от еды, капризничают и тогда я   такие четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений:                        

«Я напомню об одном:

не кривляйся за столом,

всем пора бы научиться,

кушать вилкой,

кушать, а не делать как Антошка.

Ты не знаешь?

За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить».

«За столом едят друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте, как угодно!»

Игра- вид деятельности, где дети проявляют свое отношение к другим детям, игрушкам, взрослым. Для формирования привязанностей, заботливого отношения к игрушкам я использую стихи А. Барто «Игрушки», а чтобы дети не разбрасывали игрушки отрывок из стихотворения А. Введенского «Кто»:

«А теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно

Не бросать и не ломать

А на место убирать»

Напоминаю детям правила: «Поиграл - убери на место», «Поиграл игрушкой сам, дай поиграть другому».

«Лиза с куколкой играла

Платье куклу разорвала.

Дима взял себе машинку разобрал наполовинку.

Данил мячик маленький нашел

Этот мячик проколол.

А когда конструктор взял

Все детали растерял!

Чем играть теперь другим

Нет, не надо быть таким?

Вы игрушки берегите и заботливо храните!»

Бывает, во время игр возникают такие ситуации, когда дети не могут договориться, уступить друг другу игрушку. Я предлагаю им использовать разные короткие считалки для решения спора «Яблоко», «Лимон». Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Я вмешиваюсь снова со стихотворением:

«В споре кулаки мешают,

Они проблемы не решают!

Драчун понять и не пытался

Чуть что - он сразу с кем-то дрался.

И вот теперь один сидит

Вздыхает тяжко и грустит

Никто с ним больше не играет

К себе его не приглашают.

Все просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться»

Дети на стихи реагируют иначе, чем на прозу. После этого стихотворения дети осмысливают свои отрицательные поступки и делают вывод.

«Можно весело смеяться,

Пошутить, побаловаться

И поспорить иногда

Ну а драться - никогда!»

Из песен: «Тут у нас все друзья - без друзей нам жить нельзя».

«Всем советую дружить, ссориться не смейте

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете».

Напоминаю рассказ К. Ушинского « Сила не право». После чего выясняем с детьми, что договориться между собой надо при помощи « волшебных слов» и уступать друг другу как в рассказе Осеевой «Волшебные слова».

Таким образом, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному лицу, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. Они начинают понимать, что дружно играть - это значит бережно относиться к товарищам, заступаться за тех, кого обижают. Напоминаю детям пословицу: «Один за всех - и все за одного». Учу детей помогать тому, у кого возникли затруднения, уметь поддерживать хорошую инициативу сверстника, уметь уступить, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность. Если кто-то жадничает, напоминаю про

«Жадину» Я Аким.

Ответственная задача формирования трудолюбия, желание и умение помочь старшим, помочь сверстникам в разное время дня при раздевании, одевании «Сделай сам - помоги товарищу», расставить стулья, книги, игрушки, полить комнатные растения «Где взял - клади на место»,полить цветник или грядки, собрать опавшие листья, сгрести снег в одну кучу. Помести песок около песочницы, помыть кукольную посуду, кисточки, после художественно - творческой деятельности и т.д. Взаимовыручка приучает детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют развитию сообразительности, ловкости.

«Метлу взяла и двор подмела

Приходите, поглядите

Хоть соринку вы найдите»

«Не мешайте, мне трудиться

Я водицы принесу

И колодезной водицей всех конечно угощу.

Поливаю огород - он ведь тоже воду пьет»

Такие слова способствуют доведения дела до конца, выполнению его со старанием.

Для развития самостоятельности и ответственности использую слова из стихотворения Маяковского «Конь- огонь».

«Прежде чем работать сесть,

Посмотри, все ли есть».

Воспитывает у детей сострадание, бережное отношение к книге

Б. Заходер:

«Заболела моя книжка

Изорвал ее братишка

Я больную пожалею - я возьму ее и склею».

Один ребенок делает все кое-как, медленно, другой ребенок старается, успевает выполнить свое действие и еще помогает товарищу «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось», «Нет друга, ищи, а нашел - береги».

Примером воспитания чувства взаимопомощи могут служить напоминания о произведениях Б. Жидков «Обвал», « На льдине», Коршунов «Едет, спешит мальчик», С. Я. Маршак «Неизвестный герой», В. Осеева « Просто старушка» являются вспомогательным материалом для воспитания бескорыстия, скромности. Постепенно моральные представления, полученные детьми из художественных произведений переносятся в их жизненный опыт.

Итак, используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

 

1 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

     
  • Нина
    Спасибо за консультации мне помогут в работе с родителями.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...