Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей с ОНР

Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его   распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляци и самоконтроля.

 

Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в развитии детей с ОНР, я решила выбрать приоритетным направлением своей работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и в ходе режимных моментов.

 

Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.

 

Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии.

Арт-терапия (методы творческого самовыражения)в дошкольном возрастеприменяю во всех видах непосредственно образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).

 

Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как «Песочная игра».На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР игры в песочнице - один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

 

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость)

 

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных­ методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток кровик месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

 

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, ноиногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Мной была подготовлена консультация с показом и подробным объяснением назначения и смысла данных здоровьесберегающих технологий, а так же запущена анкета, в которой родители, написали согласие или не согласие на то чтобы с их ребенком проводилась данная работа. Анкета (см. приложение 1)

 

Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.

 

Контрастотерапия - использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью.

Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее 2,5 - 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю.

 

Моя работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий в группе детей компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная группа), состояла из   3 этапов в течение одного года.

 

1 этап - подготовительный:

- приобретение и изготовление оборудования;

- работа с родителями;

- составление перспективного плана работы.

2 этап – основной:

- организация работы по перспективному планированию.

3 этап – заключительный:

- проведение диагностического обследования;

- анкетирование родителей.

Сравнительный анализ заболеваемости за 2 года в группе компенсирующей направленности «Солнышко» показал, снижение простудных заболеваний за 2 года в среднем составил 8%.

Что свидетельствует об эффективности использования данных здоровьесберегающих технологий.

Перспективное планирование.

Использование  здоровьесберегающих  технологий в группе детей с ОНР.

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Задачи:

- Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

- Развитие познавательных процессов.

- Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

- Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

- Расширение эмоционального опыта.

- Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

П/П№

   Дата

Лексическая тема

Применяемые технологии

Цель применения

технологии

1

Сентябрь

 

Осенняя ярмарка.

 

 

 

 


Человек, одежда,

обувь.

Контрастотерапия

Криотерапия

Игры с разноцветными льдинками

Арт-терапия

Рисование ладошками осенних листьев

 

Составление коллажа из журнальных вырезок

Развитие моторных функций

 

Совершенствование творческих способностей, коммуникативных навыков.

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

2

Октябрь

 

 

Моя семья.


 

 

Наш город. Моя улица.

 

Арт-терапия

Рисование с использованием различных средств выразительности.

 

Игры в песочнице

«Город из песка».

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

 

 

 Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

 

3

Ноябрь

 

 

Домашние животные.

 

 

Дикие животные.

Арт-терапия

Рисование пальчиками кошки, собаки

 

Арт-терапия

Лиса

бумагопластика

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

 

Развитие познавательных процессов.

4

Декабрь

 

 

Зимние забавы.


 


Новый год.

 

 

Контрастотерапия

Криотерапия

«Игрушки в льдинках».

 

Арт-терапия

Коллаж «Мы гуляем на прогулке».

 

 

Оригами «Дед Мороз»

 

Развитие мелкой моторики.

 

Расширение эмоционального опыта.

 

Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, внимания, интеллектуальной и творческой активности.

5

Январь

 

Зимующие птицы.

 

Как звери зимуют.

 

Арт-терапия

Оригами «Синица»

 

Арт-терапия

Игры с песком.

Расширение эмоционального опыта.

Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами

6

Февраль

 

Транспорт.


 

День защитника Отечества.

 

Арт-терапия

Оригами «Кораблик»

 

Арт-терапия

Рисование 2-мя руками богатыря.

Воспитывать уверенность в своих силах и способностях

 

Расширение эмоционального опыта.

 

7

 

 

 

 

 

 

Март

 

Мамин день.


 

 

Весна

 

 

Контрастотерапия

Криотерапии

«Мамины помощники».

 

Арт-терапия

Рисование капелькой.

Развитие моторики и умения экспериментировать.

 

 Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

8

Апрель

 

Игрушки.



Школа Школьные принадлежности

Арт-терапия

Бросовый материал(по замыслу).

 Арт-терапия

Коллаж - макет «Школьный двор»

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

 Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

9

Май

 

 

День Победы.



Насекомые.

Арт-терапия

Выдувание из соломинки праздничного салюта

 Арт-терапия

Флористика«Бабо-чка».

Расширение эмоционального опыта.

 

Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами

 

 

Литература:

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. – 256 с.

3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.

4.Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»

Издательство: Феникс, 2009-480 с.

5. Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

 

Приложение1

Анкета для родителей

Использование современных технологий для укрепления психического и физического здоровья детей в дошкольном учреждении.

Цель: Выявить уровень компетентности родителей в вопросах применения оздоровительных методик

1. Знакомо ли вам понятие современные технологии?

 

 

2. Известны ли вам какие-нибудь технологии образования и воспитания?

 

3. Как вы относитесь к использованию здоровьесберегающих технологий в детсаду?

 

4. Как Вы считаете, стоит ли уже в дошкольном возрасте проводить криотерапию или контрастотерапию?

 

 

5. Согласны ли вы чтобы ваш ребенок   принимал участие в оздоровительных мероприятиях?

 

 

 

6. Какой результат вы хотели бы видеть от данной работы с детьми?

 

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна»

Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна» Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Задачи: Закреплять названия цвета. Развивать зрительное внимание. Развивать мелкую моторику...

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения»

Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения‚ дорожных знаков. Задачи: 1.Уточнить и...

Читайте также

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста

Использование кейс-технологии с детьми старшего дошкольного возраста (Обобщение опыта работы воспитателя Даньщиковой В.В.) Одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является нацеленность...

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа…

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Воспитание здорового образа жизни детей на...

Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей…

Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе компенсирующей направленности Цели: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; овладение...