Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей с ОНР
Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляци и самоконтроля.
Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в развитии детей с ОНР, я решила выбрать приоритетным направлением своей работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и в ходе режимных моментов.
Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.
Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии.
Арт-терапия (методы творческого самовыражения)в дошкольном возрастеприменяю во всех видах непосредственно образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).
Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как «Песочная игра».На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР игры в песочнице - один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.
Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость)
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток кровик месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, ноиногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Мной была подготовлена консультация с показом и подробным объяснением назначения и смысла данных здоровьесберегающих технологий, а так же запущена анкета, в которой родители, написали согласие или не согласие на то чтобы с их ребенком проводилась данная работа. Анкета (см. приложение 1)
Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки опущенные в лоток заранее, пересчитывает шарики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.
Контрастотерапия - использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью.
Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее 2,5 - 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю.
Моя работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий в группе детей компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная группа), состояла из 3 этапов в течение одного года.
1 этап - подготовительный:
- приобретение и изготовление оборудования;
- работа с родителями;
- составление перспективного плана работы.
2 этап – основной:
- организация работы по перспективному планированию.
3 этап – заключительный:
- проведение диагностического обследования;
- анкетирование родителей.
Сравнительный анализ заболеваемости за 2 года в группе компенсирующей направленности «Солнышко» показал, снижение простудных заболеваний за 2 года в среднем составил 8%.
Что свидетельствует об эффективности использования данных здоровьесберегающих технологий.
Перспективное планирование.
Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей с ОНР.
Цель: Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Задачи:
- Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.
- Развитие познавательных процессов.
- Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
- Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
- Расширение эмоционального опыта.
- Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.
П/П№ |
Дата |
Лексическая тема |
Применяемые технологии |
Цель применения технологии |
1 |
Сентябрь
|
Осенняя ярмарка.
Человек, одежда, обувь. |
Контрастотерапия Криотерапия Игры с разноцветными льдинками Арт-терапия Рисование ладошками осенних листьев
Составление коллажа из журнальных вырезок |
Развитие моторных функций
Совершенствование творческих способностей, коммуникативных навыков. Снижение импульсивности, тревоги, агрессии. |
2 |
Октябрь
|
Моя семья.
Наш город. Моя улица.
|
Арт-терапия Рисование с использованием различных средств выразительности.
Игры в песочнице «Город из песка». |
Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
|
3 |
Ноябрь
|
Домашние животные.
Дикие животные. |
Арт-терапия Рисование пальчиками кошки, собаки
Арт-терапия Лиса бумагопластика |
Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Развитие познавательных процессов. |
4 |
Декабрь
|
Зимние забавы.
Новый год.
|
Контрастотерапия Криотерапия «Игрушки в льдинках».
Арт-терапия Коллаж «Мы гуляем на прогулке».
Оригами «Дед Мороз»
|
Развитие мелкой моторики.
Расширение эмоционального опыта.
Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, внимания, интеллектуальной и творческой активности. |
5 |
Январь
|
Зимующие птицы.
Как звери зимуют.
|
Арт-терапия Оригами «Синица»
Арт-терапия Игры с песком. |
Расширение эмоционального опыта. Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами |
6 |
Февраль
|
Транспорт.
День защитника Отечества.
|
Арт-терапия Оригами «Кораблик»
Арт-терапия Рисование 2-мя руками богатыря. |
Воспитывать уверенность в своих силах и способностях
Расширение эмоционального опыта.
|
7
|
Март
|
Мамин день.
Весна
|
Контрастотерапия Криотерапии «Мамины помощники».
Арт-терапия Рисование капелькой. |
Развитие моторики и умения экспериментировать.
Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов. |
8 |
Апрель
|
Игрушки. Школа Школьные принадлежности |
Арт-терапия Бросовый материал(по замыслу). Арт-терапия Коллаж - макет «Школьный двор» |
Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей. Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей. |
9 |
Май
|
День Победы. Насекомые. |
Арт-терапия Выдувание из соломинки праздничного салюта Арт-терапия Флористика«Бабо-чка». |
Расширение эмоционального опыта.
Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами
|
Литература:
1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.
4.Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»
Издательство: Феникс, 2009-480 с.
5. Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
Приложение1
Анкета для родителей
Использование современных технологий для укрепления психического и физического здоровья детей в дошкольном учреждении.
Цель: Выявить уровень компетентности родителей в вопросах применения оздоровительных методик
1. Знакомо ли вам понятие современные технологии? |
|
|
2. Известны ли вам какие-нибудь технологии образования и воспитания?
|
3. Как вы относитесь к использованию здоровьесберегающих технологий в детсаду? |
4. Как Вы считаете, стоит ли уже в дошкольном возрасте проводить криотерапию или контрастотерапию? |
|
5. Согласны ли вы чтобы ваш ребенок принимал участие в оздоровительных мероприятиях? |
|
|
6. Какой результат вы хотели бы видеть от данной работы с детьми? |
|
Читайте также |
---|
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»
Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна»
Методическое пособие по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Цветочная поляна» Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Задачи: Закреплять названия цвета. Развивать зрительное внимание. Развивать мелкую моторику...
Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения»
Конспект игры по ПДД в старшей группе «Правила дорожного движения» Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения‚ дорожных знаков. Задачи: 1.Уточнить и...