«Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьми»

(Из опыта работы)

 

Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию пра­вильного произношения зву­ков. Четкое, верное произно­шение необходимо для уверен­ного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и даль­нейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к поста­новке звука он приступает тог­да, когда ребенок научится легко, быстро, правильно вос­производить основные движе­ния и положения органов ар­тикуляционного аппарата, не­обходимые для данного звука, четко отличать правильное зву­чание от искаженного на слух. К автоматизации поставленно­го звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предва­рительной подготовки, без по­иска нужной артикуляции по­ставленный звук.

Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «невкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

Предлагаю несколько игр со звуками.

- Автоматизация звука «Ч» изолированно по пособию М.А. Леоновой, Л.М. Крапивиной «Первые шаги в страну букв и звуков»

Игра «Поезд»

Слышен гром издалека, 

Тучек в небе нет пока. 

Это разгоняя пух, 

Поезд  мчится: ч- ч -ч!

Далее обыгрываю данную ситуацию с ребенком.

Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. К этому процессу я подключила зрительный и тактильный анализаторы. Это дало возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.

- Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно и т.д.

- Отгадать загадки:

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.   (Еж)

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.     (Собака)

- Помочь зверюшкам - героям загадок добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги.

12

В работе над автоматизацией звука в слогах использую игрушки из киндер-сюрприза. Дети очень любят эти забавные игрушки и стараются произносить звуки правильно.

Так же я использую игры:

- «Солнышко и дождик»,

- «Угостим шарика»,

- «Соберем землянику для белочки» и т.д.

Закрепление знания цвета также включаю в занятия на автоматизацию звука в слогах.

- Скажи столько раз слог СА, сколько красных карандашей.

- Выбери красные фишки и скажи столько же раз слог СО .

- «Цветное пианино».

Указательным пальцем нажимай на желтые «клавиши» и произноси слог ША.

При автоматизации звуков в словах я использую настольные игры с игровым сюжетом, которые позволяют добиться положительного эмоционального фона.

Игра «Жук»

Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.

Инструкция. Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука нарядный костюм, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог жужжать и летать. После каждого слова нарисуй жуку на спине кружочки.

Эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации является использование мнемотехники. Мнемотехника – это техника, облегчающая запоминание и увеличение объема памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

34

Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки скороговорки и стихи.

Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья. И потому в своей работе я использую потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки, которые дают положительный результат, т.к. отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры.

5

Следующим игровым приемом может послужить работа со счетными полочками. Она помогает разнообразить процесс автоматизации звуков, превращает занятие в интересную игру, создавая развивающую среду, способствует двигательной активности, что так необходимо детям с речевой патологией.

Процесс выполнения задания можно разделить на несколько этапов:

1. Сначала логопед разучивает с ребенком стихотворение или потешку с автоматизируемым звуком.

2. Затем ребенку предлагается проиллюстрировать этот текст выкладыванием картинки из счетных палочек по образцу.

3. После этого, когда картинка готова, ребенок вновь самостоятельно рассказывает стихотворение, а также контролирует поставленный звук на протяжении всего текста.

Игра «Веселые картинки»

- Сложи картинку по образцу и выучи стихотворение наизусть.

- Назови кошку разными ласковыми названиями так, чтобы в них был звук «С».

«Киска и миска»

Ест киска суп из миски

Сыта киска, пуста миска.

Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

И еще один совет: умейте всегда во время остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи – «лучше НЕДО, чем ПЕРЕ» - золотое правило игры. Пусть ребенок уйдет от вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе…

План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Интегрированное подгрупповое занятие. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель:...

Образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Безопасность – это важно»…

Образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Безопасность – это важно» Цель: закрепить представления детей о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист»

Мастер-класс для педагогов: Пластилинография «Кленовый осенний лист» Жил резной кленовый лист, Утром слушал птичий свист, Шелестел на ветке клёна И всё лето был зелёным. Время...

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»

План воспитательно-образовательной работы на тему «Грибы и ягоды»