«Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных занятиях с детьми»
(Из опыта работы)
Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.
Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «невкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д. конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Предлагаю несколько игр со звуками.
- Автоматизация звука «Ч» изолированно по пособию М.А. Леоновой, Л.М. Крапивиной «Первые шаги в страну букв и звуков»
Игра «Поезд»
Слышен гром издалека,
Тучек в небе нет пока.
Это разгоняя пух,
Поезд мчится: ч- ч -ч!
Далее обыгрываю данную ситуацию с ребенком.
Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. К этому процессу я подключила зрительный и тактильный анализаторы. Это дало возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
- Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно и т.д.
- Отгадать загадки:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками. (Еж)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
- Помочь зверюшкам - героям загадок добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги.
В работе над автоматизацией звука в слогах использую игрушки из киндер-сюрприза. Дети очень любят эти забавные игрушки и стараются произносить звуки правильно.
Так же я использую игры:
- «Солнышко и дождик»,
- «Угостим шарика»,
- «Соберем землянику для белочки» и т.д.
Закрепление знания цвета также включаю в занятия на автоматизацию звука в слогах.
- Скажи столько раз слог СА, сколько красных карандашей.
- Выбери красные фишки и скажи столько же раз слог СО .
- «Цветное пианино».
Указательным пальцем нажимай на желтые «клавиши» и произноси слог ША.
При автоматизации звуков в словах я использую настольные игры с игровым сюжетом, которые позволяют добиться положительного эмоционального фона.
Игра «Жук»
Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.
Инструкция. Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смыл у жука нарядный костюм, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог жужжать и летать. После каждого слова нарисуй жуку на спине кружочки.
Эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации является использование мнемотехники. Мнемотехника – это техника, облегчающая запоминание и увеличение объема памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки скороговорки и стихи.
Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья. И потому в своей работе я использую потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки, которые дают положительный результат, т.к. отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры.
Следующим игровым приемом может послужить работа со счетными полочками. Она помогает разнообразить процесс автоматизации звуков, превращает занятие в интересную игру, создавая развивающую среду, способствует двигательной активности, что так необходимо детям с речевой патологией.
Процесс выполнения задания можно разделить на несколько этапов:
1. Сначала логопед разучивает с ребенком стихотворение или потешку с автоматизируемым звуком.
2. Затем ребенку предлагается проиллюстрировать этот текст выкладыванием картинки из счетных палочек по образцу.
3. После этого, когда картинка готова, ребенок вновь самостоятельно рассказывает стихотворение, а также контролирует поставленный звук на протяжении всего текста.
Игра «Веселые картинки»
- Сложи картинку по образцу и выучи стихотворение наизусть.
- Назови кошку разными ласковыми названиями так, чтобы в них был звук «С».
«Киска и миска»
Ест киска суп из миски
Сыта киска, пуста миска.
Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.
И еще один совет: умейте всегда во время остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как прием вкусной пищи – «лучше НЕДО, чем ПЕРЕ» - золотое правило игры. Пусть ребенок уйдет от вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра.
Читайте также |
---|
Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…
Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе…
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Интегрированное подгрупповое занятие. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель:...
Образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Безопасность – это важно»…
Образовательная деятельность с детьми старшего возраста «Безопасность – это важно» Цель: закрепить представления детей о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно...