Методическая разработка «Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога-психолога с детьми»

Задачи:

1. Развитие восприятия, чувственного аппарата ( зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

2. Расширение эмоционального опыта.

3. Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Эти задачи решаются с помощью разнообразных приемов, игр и упражнений (см. Приложение 1).

Этапы развития творческих способностей.

1 . Психологический этап.

Психическое здоровье предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, активность и самостоятельность, способность к риску, веру в себя, способность к проявлению чувств и переживаний, осознание своей индивидуальности, искренность и открытость.

Ориентируясь на развитие ребенка, мы определяем основные задачи первого этапа:

1.Создание благоприятного психологического климата в группе, который определя­ется организацией общения детей с педагогами и друг с другом.

2. Коррекция разного рода затруднений, касающихся психического здоровья и несформированности умений в различных видах деятельности.

3. Использование резервов развития каждого ребенка и реализация этих возможно­стей в работе.

4. Создание условий для развития индивидуальных особенностей детей - их интере­сов, способностей, чувств, увлечений и др.

2. Образовательный этап.

В начале работы ребенок получает представления о некоторых понятиях и объектах взаимодействия.

Материал - взаимодействие с материалами разной фактуры и происхождения, выявле­ние их внешних признаков, умение проводить ассоциации и аналогии при тактиль­ных ощущениях с завязанными глазами.

Цвет - понятие основных и дополнительных, умение из основных получить состав­ные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать холодные и теплые цвета, уметь передавать их характер с помощью движений тела и звуков, учиться эмоциональности проявления чувств при взаимо­действии с цветом.

Музыка - ее взаимодействие со звуками живой природы, умение видеть в музыке образы и цвет, различать характер звуков и передавать их с помощью движений тела и мимики, по музыкальному произведению сочинять истории, с помощью окружающих предметов сочинять мелодию, создавать «шумовой оркестр».

Эмоции - знакомство с мимикой, умение с ее помощью, а также пластикой движе­ний передавать различные эмоции, изображать радость, злость, страх, грусть, удивле­ние, прислушиваться к своим чувствам и говорить о них.

Чувства - расширение эмоционально-чувственного мира детей, их умение чувство­вать себя и окружающих, движения, взгляд, мимику, цвет, линию, музыку, сказку и другие объекты искусства и нашего окружения.

Движения - развитие подвижности в играх и упражнениях, овладение навыками пе­редавать характер персонажа пластикой движения.

Линия - использование линии для передачи движения и характера персонажа: добрая линия, злая, колючая, тихая, спокойная; умение с помощью нити из клубка рисовать на полу разные изображения.

Форма - знакомство с простыми геометрическими формами ( прямоугольная, круглая, овальная, треугольная ), умение проводить аналогии и ассоциации образов из жизни с формами: голова - овальная, стол - прямоугольный, тарелка - круглая и т.д.

Фактура - накопление ощущений от тактильных взаимодействий, их материализация в зарисовках и т.д.

Пространство - передний и дальний план, линия горизонта, равномерное заполнение всего пространства на листе.

Персонаж - герой сказки, истории или придуманный герой.

Взаимодействие - друг с другом, с педагогом и с любым другим человеком; прак­тика общения на занятиях; навыки передачи характера персонажа с помощью пространства.

Далее ребенок учится анализировать и описывать свойства объектов и явлений, развивается ассоциативно-образное и абстрактное мышление. Дети могут передать пластикой движений, интонацией голоса рисуемый персонаж, инсценировать картин­ки, сотрудничать друг с другом, угадывать настроение друг друга и настроение му­зыки. Дети способны чувственно воспринимать окружающий мир и явления природы, что очень важно для личностного и творческого развития ребенка.

3. Творческо - экспериментальный этап.

Для большинства детей прохождение этого этапа возможно в 7-8 лет. С психоло­гической точки зрения он предполагает дальнейший личностный рост, реализацию творческих способностей, адаптацию детей к обществу, развитие коммуникативных и рефлексивных навыков.

С точки зрения художественной - это освоение различных видов искусства: литера­турного и театрального творчества, музыки и изобразительного искусства, а также способность нестандартного видения мира людей и мира вещей для творческого самовыражения в любом материале.

Диагностика

В течение всего пребывания ребенка в группе педагоги фиксированно наблюдают за его деятельностью и поведением с целью психолого-педагогической диагностики и коррекции разного рода затруднений.

В процессе наблюдения за детьми фиксируются следующие параметры личностного развития:

- речевые проявления (количество употребляемых слов);

- качество речи (словарный запас, правильность, логическая выстроенность,

- образность, богатство);

- двигательная активность;

- мимика и жесты (богатство, адекватность и неадекватность); эмоциональные состояния (характер эмоций, сила проявления, преобладание, смена настроений);

- чувствительность (высокая или низкая восприимчивость);

- познавательная активность (уровень любознательности);

- характер взаимоотношений (общительный, замкнутый, доброжелательный, агрессивный);

- отношение к требованиям (насколько точно выполняет, выполняет ли вообще).

Диагностика уровня креативности проводится с помощью теста дивергентного мышления САР Френка Уильямса. Стимульный материал теста - 12 незаконченных рисунков (см. Приложение 2), параметрами теста являются беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название. Эти факторы оцениваются по отдельности, и также подсчитывается суммарный сырой балл.

По итогам диагностики (наблюдения за детьми, бесед с родителями, оценки продуктов деятельности) составляются индивидуальные маршруты для детей. Индивидуальный маршрут учитывает уровень физического и психического здоровья, возможности ребенка, его и родителей потребности (их интересы и планы), ярко выраженные специальные способности.

Общие цели индивидуального маршрута можно сформулировать следующим образом:

1) открытие новых перспектив перед каждым ребенком;

2) обогащение его как личности, помощь в адаптации к обществу;

3) развитие в нем жажды открытий, уверенности в себе и в своих силах;

4) поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка ху­дожественной одаренности;

5) активное вовлечение родителей в творческий процесс и превращение их в союзников педагога.

Учитывая высокую двигательную активность детей и эмоциональность вос­приятия мира, педагог создает специальную образовательную среду. Соответ­ственно организуются пространства, обеспечивающие возможность двигатель­ной активности, где дети могут бегать, лазать, прыгать, ползать. Такая среда насыщается также эмоционально значимыми, символическими, красочными предметами: игрушками, картинами и др.

И, наконец, план проведения занятия может строиться по следующей схеме: приветствие - разминка (игры на самовыражение, синхронизацию, зрительное и слуховое внимание) - рассказывание сказки или истории - физминутка в ключе этой истории - процесс рисования - обсуждение рисунков.

Подведем некоторые итоги. Обучение считается успешным, если дети:

- знают основные и составные цвета и их оттенки;

- владеют изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перс­пектива, гармония, колорит и др.;

- имеют опыт эмоционально - чувственного восприятия цвета, формы, прост­ранства, музыки, мимики и движения;

- умеют свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мими­ки, пластики движений;

- умеют сотрудничать друг с другом и с педагогом;

- способны нестандартно мыслить, работая с разными материалами;

- свободны и раскованы в личностном плане.

Приложение 1

Перечень игр и упражнений

1. Развитие восприятия

«Волшебный фонарик» «Что изменилось?» «Разведчик» «Опиши друга» «Потерялся мальчик» «Найди отличия»

«Что художник нарисовал неправильно?»

«8 предметов» (по таблице)

Рассматривание предметов через стекло

«Ласковый мелок»

«Угадай, чьи руки»

«Щепки на реке»

«Колокол»

«Что я чувствую»

«Поляна волшебных цветов»

«Волшебный ковер»

«Волшебные водоросли»

«Печем пирог»

«Что я слышу»

«Кто позвал тебя, узнай»

Элементы танцевальной или двигательной терапии (движения телом с закрытыми, а потом с открытыми глазами в зависимости от харак­тера музыки, танец с лентами или шарфами из шифона)

Упражнения по типу «Напряжение - расслабление» («Солдат и тря­пичная кукла», «Сосулька», «Злые и добрые кошки», «Черепашка», «Поднимаем штангу», «Выжимаем сок из лимонов» и др.)

Релаксационные упражнения

2. Расширение эмоционального опыта

Ассоциативное рисование. Темы: «Я радуюсь», «Я сержусь», «Я боюсь», «Я в будущем», «Моя семья», «Я в группе», «Автопортрет» и т.п.

Медитативное рисование (рисуем музыку)

Беседы о чувствах

Медитации

Психогимнастические этюды, разыгрывание и просмотр сценок

Использование музыки: сочинение музыки своей радости, или своей грусти, или своего страха, злости и пр.

Работа со стимульным материалом: «Азбука общения», «Пиктограммы», «Фоторобот», рисунками и фотографиями с целью узнавания и адек­ватного изображения эмоций

Развитие воображения и ассоциативного мышления

Формирование отношения к цвету, звуку, движению, линии, форме («Веселый цвет», «Сердитая линия» и т.п.)

Сочинение историй

Дорисовывание незаконченных фигур

Создание коллажей

Дорисовывание пиктограмм в цвете

Отыскание картинки в каракулях

«Рисование» с помощью клубка ниток

«Оживи камешки»

«Тропинка»

Работа с элементами симультанного и сукцессивного восприятия

Работа по программе развития творческого мышления «Иматон»

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная…

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная солнечная система» Цель: Вызвать интерес детей к изучению космоса, с помощью такой...

Конспект интегрированной НОД в средней группе по теме «Весна. Перелетные…

Конспект интегрированной НОД в средней группе по теме «Весна. Перелетные птицы» с использованием ИКТ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»...

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...

Читайте также

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы

План по сохранению и укреплению здоровья детей первой младшей группы Цель работы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы войны, назад в прошлое» Цель: Формирование у детей патриотических чувств. Ознакомление...

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…

Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...