Комплексы артикуляционной гимнастики

(вторая младшая группа)

Работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе над формированием правильного звукопроизношения.

Данный комплекс артикуляционной гимнастики предназначен для логопедов, воспитателей, а так же родителей. Весь материал изложен в стихотворной форме, что является в младшем дошкольном возрасте, наиболее благоприятным восприятия, и вызывает наибольший интерес у детей.

Так же представлен материал с описанием выполнения артикуляционных упражнений.

 

«Овощи»

Жил на свете бегемот,

Широко открывши рот,                                         открывать широко рот

Он ходил в свой огород,

Улыбался во весь рот.                                      «Улыбочка»

 

Брал лопатку в руки                                        «Лопаточка»

И копал без скуки,

Вверх – вниз, вверх- вниз                                «Качели»

Наклонялся наш малыш.

 

Вот зелёный удалец –                                      «Трубочка»

Это вкусный огурец,

Здесь не рыжая плутовка,

Это тонкая морковка.                                     Втянуть щёки

 

Здесь пузатый кабачок                               щёки надуть

Солнцу показал бочок.

Вот здесь горьки лук, чеснок,                    плевательные движения

Съесть он их уже не смог.

 

Надо овощи сажать,

Чтоб здоровым, сильным стать.                 «Язычок силач»

 

«Фрукты»

На лесной опушке

Жил енот в избушке.

Утром рано он вставал

Окна, двери открывал,                                широко открыть рот

Свежий воздух запускал.                             вдыхать открытым ртом

 

Отправлялся в сад он, ух – ты,

Собирал себе он фрукты.

По ступенькам вниз спускался,                «Ступеньки»

После вверх он поднимался.  

 

Вот на ветке висит груша,                             «бублик»

Съест её мышонок Луша.

А для маленького заиньки

Кругленькие яблоки.                                           Надуть щёки

 

Сливы много мы нарвём,

В чашку все мы их кладем.                              «Чашечка»

Дома сварим мы варенье                              «Вкусное варенье»

Завтра ждёт всех веселье.

 

Будем чай с вареньем пить,

Под гармошку песни лить.                                 «Гармошка»

На качелях все качаться                                     «качели»

Урожаю улыбаться!                                              «Улыбочка»

 

«Ягоды»

Наш весёлый язычок,

Повернулся на бочок,                                            «Часики»

На другой он повернулся,

Рано с солнышком проснулся.                          «Часики»

 

Широко он улыбнулся,                                        «Улыбочка»

Вверх сильнее потянулся.                                Острый язык вверх

В лес гулять скорей пошёл                                  «Ступеньки»

И на ягоду набрёл.

 

Здесь малина и клубника,                             язычок двигается в разные стороны

Здесь калина, ежевика,

Здесь рябина и морошка,

И брусники есть немножко.

 

Язычок набрал в лукошко                       «Чашечка»                

И малины, и морошки.

В гости дятла он позвал                          «дятел»

И лягушку приглашал.                                  «Улыбочка»

 

Язычок блинов нажарил                           «Блинчик»

И варенья наварил                                      «Вкусное варенье»

Как поели, домой отправил

И конфеткой угостил.                               «Конфетка»

 

«Приключения зайки»

Жил на свете серый зайка

Всем кричал: «Со мной играй-ка»

Утром рано просыпался,

Чисто - чисто умывался.                            язычком облизывать губы

 

Открывал на окнах шторку,                       открыть рот

Делал влажную уборку.                               Во рту водить языком

Про зарядку не забыл,                                    «качели»

Грызть морковку приступил.                         Изобразить как грызут

 

В лес отправился скорей.

Встретил много там друзей.

У пруда сидит лягушка                         «Улыбочка»

Села на язык ей мушка.

 

Вот устал колючий ёж,

Гриб нашёл, не унесёшь.                      «Грибок»

Вот хомяк спешит домой                       надуть щёки

Набил щёки он едой.

 

Вот олень с рогами,

Цок, цок, цок ногами.                               «Лошадка»

Он спешит, бежит рысцой.

И скорей, скорей домой.

 

Это друг любимый – мишка

Собирает в лесу шишки.

Ест малину, сладкий мёд

Зайку в гости он завёт.                                Жевательные движения, облизывать губы

                                

Зайка наш домой идёт,

Дома чай из чашки пьёт.                         «Чашечка»

Окна двери закрывает,                           открытый рот закрыть

И в кроватке засыпает.                              «Лопаточка»

 

«Домашние птицы»

Утром солнышко проснулось,

Широко нам улыбнулось.                       «Улыбочка»

«Птичий двор, пора вставать,

Надо зёрна поклевать».                           «Трубочка»

 

Вот идёт надутый гусь,                               щёки надуты

Он драчливый, я боюсь.

Он щипает клювом пятки,                          губы смыкаются- размыкаются

Убегайте без оглядки.

 

Это наш большой индюк                             «Индюк»

Клюв его похож на крюк,

Громко песни он поёт,

Утром спать мне не даёт.

 

На качель взлетел цыплёнок,                     «Качели»

Он хорошенький с пелёнок,

Громко песенки поёт,                                     - пи-пи на выдохе

Червячка от мамы ждёт.                                 «Змейка»

 

«Зимующие птицы»

Вот синичка прилетела,                                «качели»

И на веточку присела.  

Чистит пёрышки с утра                                     стучать   зубами

Не страшны ей холода.

 

Это что за птица

К нам в окно стучится.                                        «Трубочка»

И на крышу дома                                               язык за верхние зубы

Медленно садится.                                             «лопаточка»

 

Вдалеке стучится дятел                                     «дятел»

Д-д-д по дереву.

Он сегодня весел

Червячки нашлись ему.                                     «змейка»

 

«Зима»

Утром заинька проснулся,

Потянулся                                                (язык тянуть вверх),

улыбнулся                                             (улыбка)

Про зарядку не забыл,                               «качели»

Окна широко открыл.                            Открыть рот

 

Посмотрел он за окно

На земле белым-бело

Вьюга воет и метёт                                   языком по губам водить

Ёлкам песенки поёт.                                   На выдохе У-У-У

 

Зайка чашечку достал                                «Чашечка»

Чай с вареньем выпивал.                       «вкусное варенье»

И во двор собрался быстро

Всё лопаткой чистил чисто.                      «Лопаточка»

 

А потом он шёл гулять,

Всех животных навещать.

Там в берлоге много храпу,

Мишка спит, сосёт он лапу.             Втягивать и отпускать щёки

 

Дятел по стволу стучит,                       «Дятел»

А в дупле бельчонок спит.           «лопаточка»

Навестил своих друзей

И домой бежит скорей.

 

Артикуляционные упражнения.

"Окошко"

широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно".

"Чистим, зубки"

улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Чашечка"

улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

"Дудочка, Трубочка, Бублик"

с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

"Грибочек"

улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке.

присосать широкий язык к нёбу.

"Язычок силач"

губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы с силой.

"Лошадка"

вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

"Индюки болтают"

языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба...".

"Орешки"

рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;

на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

"Качели"

улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы,

за нижние зубы.

"Часики"

улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

"Блинчик"

улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу.

"Вкусное варенье"

улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

"Гармошка"

улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу),

не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

"Дятел"

улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

Конец формы

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных…

Конструкт организации образовательной деятельности для детей 4-5 лет «Возвращение дорожных знаков»

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Весёлый клоун» Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития...

Читайте также

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и…

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Ручеёк и кораблик» Задачи приоритетной образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей создавать образ кораблика...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого…

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает...