Планирование работы по формированию ФСР (фонетической стороны речи) и обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Содержание работы по ФФСР. Звуковой анализ и синтез |
Грамота |
I период обучения |
|
Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: [а], [о], [ы], [и], [у], [э]. Формирование умения выделять начальные ударные гласные [а], [о],[ы],[и],[у],[э] из слов, различать слова с начальными ударными [а], [о], [ы], [и], [у], [э] в ряду слов. Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков: [ау], [уа], [ои], [ио], [ао], [оа] и т.д. Формирование понятий звук, гласный звук. Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им. Формирование умения выделять согласные звуки [н], [м], [т], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов. Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам,ит, ну, по). Формирование умения подбирать слова с заданным звуком. |
Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, Ы, И,Э. Ознакомление с согласными буквами Н, М, Т, К. Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина. Формирование навыка составления и чтения слияний гласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА и т.д.) Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы. Формирование навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами. Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами (мак, мама, папа, пума, нота,Нина). Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами. Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв. |
II период обучения |
|
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [о], [ы], [и], [у], [э] выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки. Формирование умения различать на слух
согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость:[д]-[т], [д]-[д'], [т]-[т'], [б']-[п'], [д]-[т], [т]-[т'], [д]-[д'1, |Д']-[Т'], [г]-[к], [к]-[к'], [г]-[г'], [г']-[к']} [в]-[ф], [ф]-[ф'], [в]—[в'], [в']—[ф'] в ряду звуков, слогов, слов. |
Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от буквы. Ознакомление с буквами Д, В, Ф, П, Б,Г. Совершенствование навыка составле-ния букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображен-ных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду
правильно и зеркально изображенных букв. Совершенствование навыка осоз-нанного чтения слов и предложений с пройденными буквами. Ознакомление с некоторыми пра-вилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения. |
III период обучения |
|
Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук. Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки. Ознакомление с гласным звуком ы и формирование умения выделять в ряду звуков, слогов, слов; Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [х],[к] [г] |х'] [к']-[г'], -[х]-[х'], [х]-[к'], [с]—[С`], [з]—[з'] [с]—[з], [с']—|з'] в ряду звуков, слогов, слов. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом). Формирование умения отличать звук [э] от других гласных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости-звонкости, твердости-мягкости: [с]—[ш], [з]—[ж], [с]—[ш]—[з]—[ж], [р]—[р'], |л]-[л'], [р]-[л], [р']-[л'], [р]-[л]-[р']-[л']-Ш в ряду звуков, слогов, слов Совершенствование умения определять мес-то звука в слове (начало, середина, конец). Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции . Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, уха, мак, кит, лось). |
Ознакомление с буквами Х, С,З,Ш,Ж. Совершенствование навыка составле-ния этих букв из палочек, выклады-вания из шнурочка, кубиков, мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов с пройденными буквами. Ознакомление с некоторыми правилами правописания (написание жи—ши с буквой «и») |
Читайте также |
---|
Структура интегрированного занятия
Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...
Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»
Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...
Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия…
Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольников в процессе эстетического восприятия окружающего мира Самым благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей является...