Консультация на тему: «Особенности детей с СДВГ или все, что я хочу знать о проблеме гиперактивности»

Первыми в решении проблем данного вопроса, стали заниматься клинические психологи Чехии и Югославии.

Гиперактивность называют еще и «ММД реактивного типа». С точки зрения медицины, гиперактивность понимается, как – энцефолопатия. Правильнее будет называть эту проблему, как синдром двигательной активности (СДВГ).

Какими мы видим гиперактивных детей: такие дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны, с ними трудно воспитателям и родителям. К сожалению, родители не готовы понять причины подобных проблем и проявить к ним терпение но и принять на себя ответственность за их состояние и поведение.

Как правило, беспокойство проявляется достаточно рано в 2-3 года. Но родители часто объясняют это живостью характера, шаловливостью. Но как только родители сталкиваются с соблюдением дисциплины, режима дня, правил поведения вот тут и начинаются конфликты и проблемы с ребенком.

Гиперкактивность ассоциируется прежде всего с нарушением внимания, нарушением произвольности поведения, отвлекаемостью, выпадением из занятия, резкими эмоциональными скачками, высоким уровнем подвижности, проблемами с одногрупниками и педагогами.

Данный диагноз (гиперактивность) ставят до 8 лет. Следует понимать, что диагностировать данный диагноз нелегко.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если он захочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых.

Существуют несколько разновидностей синдрома дефицита внимания – с гиперактивностью и без. Гиперактивность же в свою очередь, может быть и без дефицита внимания. Синдром дефицита внимания – пожалуй, самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с СДВГ около

15 – 20%, при этом он в 3 – 5 раз чаще встречается у мальчиков.

Исследователи считают, что причиной синдрома является комплекс различных неблагоприятных факторов:

  • Проблемы в период беременности (токсикозы 2 половины беременности, обострение хронических заболеваний у матери, алкоголь, курение, травмы, стрессы, угроза не вынашивания).
  • В процессе родов: преждевременные роды, стремительные роды, неправильное положение плода, обвитие пуповиной, асфиксия, стимуляция, кесарево сечение, применение щипцов, травма позвонков шейного отдела.
  • Частые и серьезные заболевания самого ребенка в младенческом возрасте.
  • Негативные действия семейных факторов.
  • Генетическая предрасположенность.

Психологическую работу и коррекцию проводит клинический психолог.

На начальном этапе, специалист проводит глубокое исследование для постановки диагноза СДВГ.

Для этого используются следующие методики:

  • Вопросник Свенсона (для родителей).
  • Клинико – биографический метод (сбор анамнеза);
  • Методика: Матрицы Равена
  • Визуально – моторный тест Бендера. Тест в модификации Ясюковой (для определения уровня развития мелкой моторики, внимания).
  • Корректурная проба Тулуз – Пьерона;
  • Запомни рисунки;
  • Заучи стихотворение;
  • Рисуночный тест «Моя семья»;
  • Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (для родителей).

Только после такого глубокого исследования ребенка и его родителей, клинический психолог может диагностировать СДВГ.

Под СДВГ ошибочно принимают следующие симптомы:

  • Тип темперамента;
  • Неврозы и невротические реакции;
  • Церебронтенический синдром при астме, кожных проявлениях; как следствие идет нарушение внимания, импульсивность, плаксивость.
  • При приеме медикаментов;

Последствие черепно – мозговых травм;

  • Форма минимальной мозговой дисфункции;
  • Эпилепсия;
  • Снижение остроты слуха и зрения;

Для того, чтобы родители и педагоги имели более четкие представления о том, какие нарушения поведения ребенка указывают на невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Приведем описания этих симптомов:

 симптомы

Невнимательность

  • Недостаточно внимателен к деталям;
  • С трудом удерживает внимание;
  • Создается впечатление, что ребенок не слушает говорящего;
  • Имеет трудности организации;
  • Избегает выполнения задания;
  • Теряет предметы;
  • Отвлекается на внешние раздражители;
  • Забывчив

Гиперактивность

  • не может усидеть на месте, когда это требуется;
  • шумно играет;
  • чрезмерно разговорчив.

Импульсивность

  • быстро дает ответы на вопросы, иногда не дождавшись их окончания;
  • проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди;
  • прерывает и вмешивается в чужие разговоры.

 

Диагноз СДВГ ставится, если не менее восьми из перечисленных симптомов проявляются в поведении ребенка постоянно в течении полугода.

Для ведения работы с ребенком, необходим комплексный подход в процессе:

  • Работа с родителями
  • Работа с детьми СДВГ
  • Работа с медиками
  • Работа с клиническим психологом
  • Психотерапия
  • Медикаментозная терапия

Как справиться с этой проблемой в условиях ДОУ и дома:

  • Найти помощь и поддержку медицинского персонала и родителей;
  • Посадка за стол, ближе к педагогу;
  • В течении занятия обязательно физкультминутка;
  • Частая смена деятельности в процессе занятия, поручения;
  • Короткие инструкции при объяснении;
  • Давать дополнительное время для выполнения задания;
  • Необходимость повторения инструкции несколько раз;
  • Обучить ребенка трюкам мнемотехники, ассоциативному мышлению (рифмы, коды, картинки..)
  • Выполнение дыхательных упражнений (способствуют развитию самоконтроля и произвольности)
  • Глазодвигательные и языкодвигательные упражнения (улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения).
  • Движения на развитие тела (перекрестные движения- активизация лобных долей мозга и вестибулярного аппарата) и пальцев (моторика, снятие мышечных зажимов).
  • Приставить в помощь ребенку с СДВГ друга;
  • Не выделять в группе среди других детей;
  • Поддерживать связь с родителями;
  • Проверять знания в числе первых (стихи..);
  • Сократить время пребывания в ДУ;
  • Поощрять ребенка (каждого индивидуально);
  • Соблюдение строгого режима дня;
  • Спортивные секции (бассейн, спорт на воздухе);
  • Ежевечерняя прогула на свежем воздухе;
  • Исключение из меню сухих завтраков, мюслей, йогуртов, приветствуется: каши, молоко, овощи, фрукты.

Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком:

Задача взрослых – эффективно организовать деятельность ребенка:

- создание спокойной обстановки

- отсутствие отвлекающих факторов

- индивидуальный режим работы

- пошаговое объяснение задания

- внимательность взрослого к интонационной окраске голоса

- критика – позитивная

- недопустимы: унижения, грубость, злость, раздражение

- необходимость во внимании, заинтересованность

- поощрение

- объяснение отказа

Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у ребенка с СДВГ?

1. Не опекать чрезмерно такого ребенка

2. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня.

3. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать.

4. Ребенок должен пользоваться правом иметь возможность высказывать собственные пожелания

5. Повторять обговоренный режим изо дня в день!

6. Включить в обиход функцию контроля времени – таймер. Установка заблаговременно до какого-либо задания.(ребенок привыкает работать, планируя свои действия).

7. Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев).

 

Литература:

1. Справочник педагога – психолога, детский сад, 04.2011, стр.24-30.

2. Мед. Учреждение: Институт Мозга человека Российской Академии наук, центр нейротерапии, д.м.н., невролог Чутко Леонид Семенович.

3. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью», серия «Практическая психология», ТЦ СФЕРА, М., 2002г., 123с.

4. Развитие способности к произвольному переключению внимания – чтение алфавита, перемежающегося с цыфрами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня…

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста В последние годы неуклонно растёт число...

Дидактические игры в работе учителя-логопеда

Дидактические игры в работе учителя-логопеда О том, что в жизни ребёнка роль игры важна, писали великие педагоги: Ж.Ж Руссо. К.Д Ушинский...

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы»

Стенд (уголок) «Эколята - молодые защитники природы» «Станет лучше на планете, если ей помогут дети!» «Мир такой волшебный и огромный, ты его...

Читайте также

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились...

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной…

Конспект с презентацией виртуальной экскурсии «Московский зоопарк» для дошкольников подготовительной группы Цель: способствовать расширению знаний детей о значении зоопарков и видовом...