Тематический педсовет
«Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

Цель: объединить усилия коллектива МБДОУ для повышения уровня организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обобщить опыт работы МБДОУ «Детский сад № 103 «Лесная сказка» по теме «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей».

2. Повышать методический уровень педагогов по организации дидактических игр с детьми. Дать практические рекомендации по планированию дидактических игр в работе с детьми.

3. Способствовать творческому поиску педагогов.

4. Выявление практических способностей к решению педагогических задач, изготовлению дидактических пособий и проведению дидактических игр с детьми.

Предварительная работа:

1. Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете.

2. Формирование малой творческой группы.

3. Отбор и изучение литературы по проблемам организации и руководства дидактической игрой.

4. Разработка сценария.

5. Изготовление оборудования.

6. Подготовка проекта решения педсовета.

7. Задание педагогом по изготовлению дидактических игр для своих возрастных групп и последующей их презентации на педагогическом совете.

Оборудование: молоток аукциониста, денежные купоны, колокольчик, дидактические игры.

Повестка дня:

1. Выступление заведующей МБДОУ Прохоровой Е.Н. «Политика правительства ,Администрации области и города в вопросах изменения типа подведомственный учреждений».

2. Выступление ст. воспитателя МБДОУ  Шапатиной Т.В. «Значимость организации дидактических игр в дошкольном возрасте».

3. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей». Ст. воспитатель Шапатина Т.В.

4. Выступление воспитателя Владимировой С.В. на тему: «Практические рекомендации для воспитателей ДОУ по планированию дидактических игр».

5. Деловая игра «Аукцион педагогических идей».

6. Мини-презентация нетрадиционных развивающих игр воспитателями групп и специалистами дошкольного учреждения.

7. Коллегиальное вынесение решения педагогического совета.

 

Ход педсовета

Выступление ст. воспитателя Шапатиной Т.В., «Значимость организации дидактической игры в дошкольном возрасте».

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играю ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник Ш. А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Ш. А. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками, и вот это драгоценное умение взрослого человека встать, как бы на один уровень с ребенком вознаграждается сполна блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Учителю.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. И сегодня мы с вами подведем итоги работы нашего дошкольного учреждения по теме «Организация дидактических игр в учебно-воспитательном процессе».

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности в детском саду»

Выступление старшего воспитателя Шапатиной Т.В. на тему: «Практические рекомендации для воспитателей ДОУ по планированию дидактических игр».

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.

  • Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
  • Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени- время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

Чаще всего это проверяется д/игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание зянятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.

Д/игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

В д/игре применяются знания, полученные на занятии, обощаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

Делова игра «Аукцион педагогических идей».

Уважаемые коллеги, мы рады Вас приветствовать вас на нашем педагогическом аукционе.

АУКЦИОН – публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих – покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Представляем вашему вниманию:

  • Ведущий аукциона – старший воспитатель Шапатина Татьяна Викторовна;
  • Аукционист – заведующая детским садом Прохорова Е.Н.;
  • Аукционеры – работники детского сада;

Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки – купоны, которые лежат на столах. У каждого из вас имеется по пять купонов. Итак, внимание!

(Звенит колокольчик)

Аукционист: Аукцион открыт (стук молотка). Объявляются торги педагогическими идеями.

Ведущий: Тема торгов «Использование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе» (стук молотка).

Сегодня на продажу выставлены следующие лоты:

  • Деревянная дидактическая игра «Дружная семейка», предназначена для детей младшего дошкольного возраста.
  • Нетрадиционное дидактическое пособие «Блоки Дьенеша»
  • Математическая развивающая игра «Помоги муравьишкам» Предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Нетрадиционное дидактическое пособие «Квадрат Воскобовича».
  • Обучающая игра «ПДДешка» для детей старшего дошкольного возраста. Незаменимое пособие по закреплению правил дорожного движения.
  • Игра-занятие «Выбираем противоположности» для детей средней группы, адаптировано для детей с нарушением зрения.
  • Дидактическая игра «Сложи узор»для детей средней группы.
  • Развивающая игра «Волшебные коробочки» предназначена для детей с нарушением зрения.
  • Дидактическое пособие «Половинки». Предназначено для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
  • Дидактическая игра «Говорящая азбука» по развитию речи детей средней группы.

Правила наших торгов следующие. Перед продажей каждого лота, вниманию участников аукциона будет предложено небольшое теоретическое выступление, раскрывающее особенности и специфику каждого из предложенных видов игр, а также состоится презентация развивающих игр, изготовленных педагогами нашего ДОУ.

Ведущий: На торги выставляется лот № 1.Деревянная дидактическая игра «Дружная семейка», предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Теоретическая часть

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 1 – 10 рублей. Вместе с лотом продаются и практические материалы.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: На торги выставляется лот № 2. Нетрадиционное дидактическое пособие «Блоки Дьенеша»

Теоретическая часть

Ведущий: Стартовая цена лота 10 рублей.

Ведущий: Лот № 3. Математическая развивающая игра «Помоги муравьишкам» Предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Теоретическая часть

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 3 – 10 рублей.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: Лот № 4 - Дидактическая игра «Говорящая азбука» по развитию речи детей средней группы.

Теоретическая часть

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 4 – 10 рублей.

Ведущий: На торги выставляется лот № 5 – Дидактическое пособие «Половинки». Предназначено для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Теоретическая часть

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 5 – 10 рублей.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: На торги выставляется лот № 6 – Развивающая игра «Волшебные коробочки» предназначена для детей с нарушением зрения.

Теоретическая часть

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 6 – 10 рублей. Вместе с лотом продаются и практические материалы, ранее представленные педагогом.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: На торги выставляется лот № 7 - Дидактическая игра «Сложи узор»для детей средней группы.

Теоретическая часть

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 7 – 10 рублей.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: На торги выставляется лот № 8 - Нетрадиционное дидактическое пособие «Квадрат Воскобовича».

Теоретическая часть

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 8 – 10 рублей.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: На торги выставляется лот № 9 - Игра-занятие «Выбираем противоположности» для детей средней группы, адаптировано для детей с нарушением зрения.

Теоретическая часть

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 9– 10 рублей.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: На торги выставляется лот № 10 - Обучающая игра «ПДДешка» для детей старшего дошкольного возраста. Незаменимое пособие по закреплению правил дорожного движения.

Теоретическая часть

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 10– 10 рублей.

(Победителю вручается покупка)

Вот и подошел к концу наш аукцион, надеюсь все остались довольны приобретению разработок необходимых в организации образовательного процесса. Наш аукцион закрыт!!!! (стук молотка)

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

1. Поручить методическому совету разработать нормативную базу по переходу ДОУ в тип автономного учреждения.

2. Воспитателям всех возрастных групп соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.

3. Воспитателям Астаповой М.В., Решетняк Н.П,, Владимировой И.Н., Павленко А.И. пополнить тематику используемых дидактических игр при планировании воспитательно-образовательной работы : словесно-дидактическими играми, музыкально-дидактическими играми, играми на развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников, дидактическими играми, направленными на закрепление полученных знаний на занятии.

4. Картотеки по данным видам игр предоставить на установочном педагогическом совете в сентябре 2011-2012 учебного года.

5. Воспитателям всех возрастных групп в перспективных планах работы с родителями на следующий учебный год предусматривать формы взаимодействия, способствующие решению годовых задач дошкольного учреждения. Планы работы с родителями 01.09.2010.

6. Педагогам старших групп и специалистам дошкольного учреждения по мере возможности обогатить воспитательно-образовательный процесс нетрадиционными развивающими играми.

А теперь я прошу раздать каждому листочки желтого и черного цвета. На этих листочках я попрошу отразить в двух словах ваше мнение о прошедшем педсовете.

Спасибо за внимание!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения…

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения на тему: «Безопасность дома» Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Читайте также

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Зима прекрасное время для проведения зимних забав, и в нашем саду прошёл спортивный праздник «Зимние забавы».Спортивное развлечение у далось...

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста

Мастер-класс для родителей младшей группы по лепке из соленого теста Актуальность. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века...

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...