«Экологическое воспитание дошкольников посредством приобщения к природе родного края»

Учить надо так, чтобы люди,

насколько это возможно,

приобретали знания не из книг,

но из неба и земли, из дубов и буков,

то есть знали и изучали самые вещи,

а не чужие только наблюдения

и свидетельства о вещах.

     Ян Амос Коменский

Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желание открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться на всё окружающее, новое в жизни. Именно экологическая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время дня и года.

Конечно, возможность воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, заложенные в экологической деятельности, не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, родителей, разработка программ, маршрутов, методических рекомендаций.

Можно выделить основные задачи работы в экологическом воспитании:

  • на примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать своё место в нём;
  • нравственное воспитание дошкольников, развивать доброе, заботливое отношение к природе и людям;
  • способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;
  • учить ориентироваться в природной и социальной среде.

Эти задачи решаются в процессе проведения наблюдений, непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, игр, опытов в природе.

При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений и срокам их протекания. Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Для воспитанников подготовительных групп можно провести следующие экскурсии и экологические прогулки:

Октябрь.

  • Тема: Экскурсия на смотровую площадку (технологическая академия им. Шухова).

Цель: Наблюдать сезонные изменения в природе в осенний период, учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

Декабрь.

  • Тема: Экскурсия в зимний парк «Где обедал воробей?».

Цель: Наблюдать сезонные изменения в жизни природы с приходом зимы; обобщать, систематизировать знания детей об изменения в жизни птиц зимой; формировать гуманное отношение к птицам.

Март.

  • Экскурсия на водоём «Весенние заботы птиц».

Цель: Наблюдать сезонные изменения весной, учить устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма.

Май.

  • Экскурсия в Белгородский зоопарк.

Цель: Познакомить детей с жизнью диких животных и птиц.

Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, даёт возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослыми», а папе и маме – лучше понять мир ребёнка. Во время экскурсий, подходов и дети, и взрослые имеют возможность проявлять такие качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Представляем образовательную деятельность на тему "Экспедиция по родному краю" в подготовительной группе.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей…

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии Речь – одна из основных...

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Сценарий праздника к 23 Февраля

Сценарий праздника к 23 Февраля Ведущий. Добрый вечер! Добрый вечер всем, кто сегодня пришёл на наш небольшой праздник, посвященный замечательной дате...

Читайте также

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Дидактическая игра «Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви…

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви и верности» Цель:Воспитывать ответственное отношение детей к семье, как базовой ценности...

Педагогическое кредо современного воспитателя

Педагогическое кредо современного воспитателя Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев… Необходим гид...