Консультация для педагогов: «Региональный компонент в ДОУ художественно-эстетическое развитие дошкольников»

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа учреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками. Среди направленной образовательной программы ДОУ важное место занимает региональный компонентРегиональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе (родная природа, культурное наследие-памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.).

Так как краеведение охватывает все образовательные области, то и задачи планирования должны быть представлены по всем образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Сегодня мы рассмотрим образовательную область в региональном компоненте художественно эстетическое развитие.

Художественное эстетическое предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Художественно эстетическое развитие регионального компонента в группе раннего возраста не ведется! Начиная с второго триместра младшей группы (3-4 лет) мы начинаем ознакомление с художественно эстетическим развитием именно в изобразительной деятельности! Сначала у нас должен быть объем (лепка- раскатывание, круговые движения, вдавливание, оттягивание, вытягивание), затем плоскостное моделирование(аппликация) только потом мы рисуем. Тогда ребенок лучше начинает рисовать. Основными задачами в младшей группе по региональному компоненту является «Знакомство с балхарской росписью», Знакомство с унцукульским орнаментом.

Основными материалами могут послужить карандаши, краски(гуашь), белая или тонированная бумага, картон. Мы продолжаем учить держать карандаш и кисть свободно. Карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника, набирать краску на кисть макая ее ворсом в баночку, вынимая снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Обязательно при декоративном рисовании дети должны пользоваться тонкой кистью

Чтобы сделать точки на полосе или круге мы макаем кончиком кисти и рисуем точки на полосе. Чтобы сделать линии нам нужно макнуть всей кистью в гуашь затем снимать лишнюю краску и плашмя справа налево проводим ровную линию. Линия ведётся без отрыва. Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Не умея нарисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. И также повторяем вторую линию. Затем мы макаем кисть кончиком снимаем лишнюю краску и между линиями не выходя за контур рисуем штрихи. И так до конца года мы учимся рисовать точки штрихи линии.

В средней группе мы начинаем знакомить с мастерами кто такой гончар, что такое керамика, что такое ангоб?

Гончар - это мастер, который лепит посуду из глины.

Керамика - это изделия из глины обожженные в печи.

Ангоб - краска для росписи балхарских изделий.

мы продолжаем наносить на полосе или на круге дополнительные росписи (волнистая линия, звездочка, завиток) при выполнении балхарского узора рекомендуется использовать следующие цвета: терракотовый (кирпичный) (смешиваем красный и коричневый цвет), дымчато серый (белый и черный)для фона и белый для росписи.

Воспитатель показывает детям на доске рисования ветки- завитка плавным неотрывным движение по кругу. Затем предложить всем ребятам показать это рисовальное движение рукой в воздухе. Предложить ребятам поупражняться в рисовании ветки - завитка на бумаге (заранее подготовить половинки альбомных листов). Когда у ребенка будет получаться завиток, дать лист бумаги, на котором будет выполняться рисунок.

1

Волнистую линию мы наносим, не отрывая кончик кисти от бумаги. Но сначала также мы учимся в воздухе показывать волнистую линию. Звездочку мы наносим штриховыми линиями пересеченные между собой.

Только после мы начинаем наносить простые композиции на формах шаблонах (кувшины, тарелки, вазы). Их изготавливаем из папье маше.

В старшей группе детей самостоятельно расписывают изделия из глины(папье-маше) в стиле балхарской росписи. Продолжаем знакомить детей с новыми элементами балхарской росписи (волнистая линия, полоска, крестики, кружочки с штриховкой, глаз). Кружочки со штриховкой называется стандартная штриховка прямых линий которые пересекаются под углом. Здесь детей уже набившие руку самостоятельно стараются выполнить росписи.

В подготовительной группе мы уже закрепляем знания детей об основных видах народных художественных промыслов Дагестана (ювелирное искусство, ковроткачество, балхарская керамика и унцукульская насечка). Совершенствуем умение детей в построении декоротивных композиций на плоскости различной формы (прямоугольные, круглые треугольные) а также на обьемных предметах и изделиях, выполненных детьми.

Приобщение детей к культуре и традициям Дагестана через художественное творчество, одна из важнейших задач воспитания патриотических чувств и развития духовности. Дети – будущее нашей страны. Если мы хотим воспитать здоровое в морально- нравственном направление поколение нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям и культуре. Я вам показала один из видов изобразительной деятельности балхарская роспись. Остальные виды строятся таким же образом на всех возрастах.

2

3

 

Используемая литература:

1. «Региональная Образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан» Авторы: М.И. Шурпаев, М.М. Байрамбеков, У.А. Исмаилова, А.В. Гришина и др.

2. «Дагестанский Народный Орнамент» М.М. Байрамбеков.

3. «От истоков прекрасного- к творчеству» Образовательная программа М.М. Байрамбеков.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины»

Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины» Анализ открытого занятия. Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 12 детей. Цель: Продолжать формировать представления и...

Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик…

Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик детей в школу провожали» 1 ведущий: Сегодня праздник удивительный!Он не простой...

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна»…

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна» Возраст обучающихся – 4-5 лет. Срок реализации программы - 1 год. Численность обучающихся в группе...

Читайте также

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья»

Сценарий мероприятия к спортивному празднику «День Здоровья» Атрибуты: фонограмма «Здравствуй мир», видеоролик «Мультзарядка», 4 конуса, 2 градусника из картона, 2 большие...

Экологическая игра «Наш дом – планета Земля»

Экологическая игра «Наш дом – планета Земля» Цель: воспитывать интерес к природе и её обитателям. Задачи: - расширение кругозора детей, их знаний по...

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»

Интеллектуальная игра «Знатоки дорожных правил»