Консультация для педагогов: «Региональный компонент в ДОУ художественно-эстетическое развитие дошкольников»
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа учреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками. Среди направленной образовательной программы ДОУ важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе (родная природа, культурное наследие-памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.).
Так как краеведение охватывает все образовательные области, то и задачи планирования должны быть представлены по всем образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Сегодня мы рассмотрим образовательную область в региональном компоненте художественно эстетическое развитие.
Художественное эстетическое предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Художественно эстетическое развитие регионального компонента в группе раннего возраста не ведется! Начиная с второго триместра младшей группы (3-4 лет) мы начинаем ознакомление с художественно эстетическим развитием именно в изобразительной деятельности! Сначала у нас должен быть объем (лепка- раскатывание, круговые движения, вдавливание, оттягивание, вытягивание), затем плоскостное моделирование(аппликация) только потом мы рисуем. Тогда ребенок лучше начинает рисовать. Основными задачами в младшей группе по региональному компоненту является «Знакомство с балхарской росписью», Знакомство с унцукульским орнаментом.
Основными материалами могут послужить карандаши, краски(гуашь), белая или тонированная бумага, картон. Мы продолжаем учить держать карандаш и кисть свободно. Карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника, набирать краску на кисть макая ее ворсом в баночку, вынимая снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Обязательно при декоративном рисовании дети должны пользоваться тонкой кистью
Чтобы сделать точки на полосе или круге мы макаем кончиком кисти и рисуем точки на полосе. Чтобы сделать линии нам нужно макнуть всей кистью в гуашь затем снимать лишнюю краску и плашмя справа налево проводим ровную линию. Линия ведётся без отрыва. Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Не умея нарисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. И также повторяем вторую линию. Затем мы макаем кисть кончиком снимаем лишнюю краску и между линиями не выходя за контур рисуем штрихи. И так до конца года мы учимся рисовать точки штрихи линии.
В средней группе мы начинаем знакомить с мастерами кто такой гончар, что такое керамика, что такое ангоб?
Гончар - это мастер, который лепит посуду из глины.
Керамика - это изделия из глины обожженные в печи.
Ангоб - краска для росписи балхарских изделий.
мы продолжаем наносить на полосе или на круге дополнительные росписи (волнистая линия, звездочка, завиток) при выполнении балхарского узора рекомендуется использовать следующие цвета: терракотовый (кирпичный) (смешиваем красный и коричневый цвет), дымчато серый (белый и черный)для фона и белый для росписи.
Воспитатель показывает детям на доске рисования ветки- завитка плавным неотрывным движение по кругу. Затем предложить всем ребятам показать это рисовальное движение рукой в воздухе. Предложить ребятам поупражняться в рисовании ветки - завитка на бумаге (заранее подготовить половинки альбомных листов). Когда у ребенка будет получаться завиток, дать лист бумаги, на котором будет выполняться рисунок.
Волнистую линию мы наносим, не отрывая кончик кисти от бумаги. Но сначала также мы учимся в воздухе показывать волнистую линию. Звездочку мы наносим штриховыми линиями пересеченные между собой.
Только после мы начинаем наносить простые композиции на формах шаблонах (кувшины, тарелки, вазы). Их изготавливаем из папье маше.
В старшей группе детей самостоятельно расписывают изделия из глины(папье-маше) в стиле балхарской росписи. Продолжаем знакомить детей с новыми элементами балхарской росписи (волнистая линия, полоска, крестики, кружочки с штриховкой, глаз). Кружочки со штриховкой называется стандартная штриховка прямых линий которые пересекаются под углом. Здесь детей уже набившие руку самостоятельно стараются выполнить росписи.
В подготовительной группе мы уже закрепляем знания детей об основных видах народных художественных промыслов Дагестана (ювелирное искусство, ковроткачество, балхарская керамика и унцукульская насечка). Совершенствуем умение детей в построении декоротивных композиций на плоскости различной формы (прямоугольные, круглые треугольные) а также на обьемных предметах и изделиях, выполненных детьми.
Приобщение детей к культуре и традициям Дагестана через художественное творчество, одна из важнейших задач воспитания патриотических чувств и развития духовности. Дети – будущее нашей страны. Если мы хотим воспитать здоровое в морально- нравственном направление поколение нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям и культуре. Я вам показала один из видов изобразительной деятельности балхарская роспись. Остальные виды строятся таким же образом на всех возрастах.
Используемая литература:
1. «Региональная Образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан» Авторы: М.И. Шурпаев, М.М. Байрамбеков, У.А. Исмаилова, А.В. Гришина и др.
2. «Дагестанский Народный Орнамент» М.М. Байрамбеков.
3. «От истоков прекрасного- к творчеству» Образовательная программа М.М. Байрамбеков.
Читайте также |
---|
Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины»
Открытое занятие: «Весенние цветы для Мальвины» Анализ открытого занятия. Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 12 детей. Цель: Продолжать формировать представления и...
Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик…
Сценарий выпускного вечера в подготовительной группе «Как Симка и Нолик детей в школу провожали» 1 ведущий: Сегодня праздник удивительный!Он не простой...
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна»…
Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Пластилиновая страна» Возраст обучающихся – 4-5 лет. Срок реализации программы - 1 год. Численность обучающихся в группе...