Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние признаки – цвет кожи, волос, глаз, форма носа и губ, рост и пропорции тела. Человечество можно более или менее искусственно подразделить на три расы. Их называют: белой, чёрной и жёлтой.
Японцев называют – люди жёлтой расы. Город Токио – столица Японии, государство в Восточной Азии, расположенное на островах Тихого океана – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и нескольких других, более мелких. Свою страну они называют Ниппон, что означает «источник солнца». В Токио более 30 музеев. Среди них встречается очень оригинальный – это музей бумажного змея (более 4 тысяч экспонатов). Ты когда-нибудь делал самолётики из бумаги? Японцы превратили поделки из бумаги в целое искусство, которое называется «оригами». Бумагу можно только складывать, а клеить и резать нельзя. Так получаются цветы, птицы или собаки. Дети с ранних лет учатся первым приёмам оригами. Даже в японских школах и детских садах делают поделки из бумаги. Так дети в игровой форме узнают геометрические фигуры и углы. Одна из самых любимых фигурок – журавлик. В Японии он считается священной птицей. В Японии можно увидеть воздушных змей всевозможных форм и расцветок. Есть обычай запускать воздушных змей на Новый Год. Особую гордость, естественно, вызывают собственноручно сделанные и раскрашенные змеи. Существуют даже специальные соревнования между командами.
«Сэнсэй» - человек, у которого чему-нибудь учатся. Дети в школе так обращаются к учителю. Слово «сенсэй» означает «раннее родившийся». По японски здравствуйте – коннитива. В Японии учебный год начинается первого апреля и разделён на триметры. Школьники учатся с апреля по июль, затем с сентября по декабрь и с января по март. В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей обычно с 3 - 4 летнего возраста. В большинстве же детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. До 5 лет ребёнку в Япониии позволяется практически всё. Хочешь – рисуй на обоях, хочешь – бегай голышом по улице, хочешь – бей посуду. Но с 5 – 6 лет малыша загоняют в очень жёсткие рамки правил и ограничений. И попытаться ослушаться – означает «потерять лицо», выбиться из коллектива, а для японцев это очень важно. Голос на детей в Японии не повышают, наказывают их молчанием, отчуждением от группы. Японцы не мыслят себя без общества, поэтому отлучение от дома воспринимается ими как катастрофа.
Хойкуен – детский сад, работающий с 8 утра до 6 вечера, а также первую половину субботнего дня.

Само здание и обстановка комнат выглядят довольно скромно: коридоры с раздвижными окнами от пола до потолка с одной стороны и тонюсенькими картонными раздвижными дверями с другой стороны – это вход в детские комнаты. Детские комнаты – это довольно просторное помещение без мебели. Тем не менее она и служит детям спальней, игровой, спортивным залом и комнатой для музыкальных занятий одновременно. Когда приходит время дневного сна, из встроенных шкафов воспитатели достают детские футоны – толстые напольные матрацы с натянутыми на них чехлами – простынями и раскладывают их на полу по всей комнате. Интересно, что детей уже с пятилетнего возраста начинают приучать к школе и отменяют для них дневной сон. Во время обеда в комнату из коридора вносят крошечные столики с маленькими стульчиками. Японцы выращивают рис, но в основном питаются жители дарами моря. Посуду, чашки, миски, горшки, мастерят люди из бамбука (национальное дерево). Обеды и полдники не готовятся в помещении сада, а развозятся по детским садам в рефрижераторах. Кондиционера в комнате обычно нет – есть лишь огромный вентилятор, но это не спасает от невыносимой 40 градусной жары. При высокой влажности воздуха она просто изнуряющая, но детские сады работают без каникул, и даже в начале августа во время японских скоротечных недельных отпусков в детском саду работают дежурные группы. Открытые летом окна в коридорах, так что комнаты свободно продуваются всеми уличными ветрами, не дают чувства прохлады, а лишь создают свирепые сквозняки. Зимой температура в помещениях падает практически до уличной (а ведь иногда зимой в городе идёт мокрый снег и температура 3 – 5 градусов выше нуля) – тонкие стены и одинарные огромные окна не держат тепло. Центрального отопления и горячей воды в саду, как и повсеместно в Японии, нет. Удивительно, но дети очень быстро адаптируются к холодной воде. В помещении детского сада, как ив других общественных учреждениях Японии, в обуви находиться запрещается – её снимают и оставляют при входе в здание. Воспитатели и взрослые при желании могут надеть тапочки – шлёпанцы, одежда предельно проста и скромна: все воспитательницы одеты в белые футболки и тёмные шорты или спортивные брюки, в зависимости от сезона, а вот дети в детском саду должны бегать по полу босиком круглый год, надевая тапочки лишь для игр на детской площадке во дворе, летом – лёгкие матерчатые тапочки на резиновой подошве, а в сезон дождей тапочки сменяются на резиновые сапоги. Надо отметить, что дети в Японии даже в очень холодную погоду практически не носят длинные брюки, а надевают только бриджи или шорты. Школьная форма японских девочек представляет собой синюю юбочку в складку, пиджак на белой блузочке и ….белые гольфы в любую погоду. На наш взгляд, странно, что дети при этом болеют ничуть не чаще, а скорее реже, чем «выращиваемые» в тепле их сверстники. Иными словами японский метод закаливания, заключающийся в том, что ребёнок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой переносить холод, а летом терпеть адскую жару, оправдывает себя. Японцы, обходящиеся без лекарств, даже заслужили славу самой здоровой нации в цивилизованном мире. В японском обществе существует культ чистоты. В детский сад родители приносят каждый день как минимум одну, а лучше две смены белья и одежды. Если ребёнок чуть вспотел. Немного испачкался или намок, вся одежда меняется немедленно. У каждого в детском саду есть зубная щётка – зубы чистятся коллективно после каждой еды, причём воспитатели подробно объясняют и показывают детям, как правильно это делать. В жаркую погоду малыши принимают душ прямо в детском саду. Чем же занимаются дети в японском детском саду? По нашим понятиям, ничем. Они не учат английский язык, их не обучают чтению, счёту, не задают домашних заданий – никакой специальной подготовки к школе. Им, правда, часто читают книги, много рассказывают о природе, животных, растениях, временах года. Чем же дети всё – таки занимаются или, вернее сказать. Чем с ними занимаются воспитатели? В японском детском саду нет музыкальных работников, физруков, руководителей изостудии, хореографов и других узких специалистов. Одни и те же воспитатели ведут все занятия с детьми. В каждой комнате имеется пианино и воспитательница группы обязана уметь аккомпанировать детям. Песен дети узнают великое множество и поют их каждый день, причём не для подготовки к какому – либо торжеству, а просто так. Детское хоровое пение – один из основных методов развития чувства единства с коллективом, и поэтому оно играет такую важную роль в воспитании японских детей с ясельного до подросткового возраста. Потом – спортивные игры: эстафеты, салки, догонялки, скакалки и т. д. Воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми, не боясь уронить достоинства учителя – сэнсэя. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: аппликация, рисование, лепка, вышивание, оригами, оятори (умение плести из натянутой на пальцы тоненькой верёвочки замысловатые узоры и узелки). Видимо, такие занятия прекрасно развивают мелкую моторику пальцев, которая совершенно необходима японским школьникам для написания иероглифов (японские буквы). Что же ещё? Конечно же, прогулки, походы и экскурсии. Каждый день в хорошую погоду весь японский детский сад отправляется на (осанпо) – пешеходную прогулку по окрестностям. Окрестности природой жителей не балуют, но для прогулок используется любой островок растительности: парк, гора, окрестности храма. Причём воспитатели по дороге рассказывают детям о растениях, насекомых, встречающихся в пути. Примерно раз в месяц старшие группы (дети от 4 до 6 лет) собирают рюкзаки и отправляются на (энсоку) – в поход, на экскурсию. В рюкзак складываются подстилка, (обенто) – большая герметично закрывающаяся коробка с обедом, термос с чаем, (охаши) – палочки для еды, плащ на случай дождя и мокрое полотенце, чтобы вытирать грязные руки. Рюкзачки у детей довольно увесистые. Обычно дети уходят на целый день. Места для похода самые различные: гора с храмом на вершине, зоопарк, парк аттракционов, ботанический сад.

Парадокс японского воспитателя заключается и в том, что абсолютно законопослушные граждане вырастают из детей, которым позволяли делать практически всё: шуметь, визжать. Мешать взрослым, портить вещи, драться – их попросту не одёргивали. Да, нелегко с детьми порой самим родителям, но вдвойне нелёгок труд воспитателя. Надо отдать должное японским воспитательницам, никто не видел на их лицах усталости, недовольства, раздражения. Вокруг только мягкие улыбки и тихие нежные голоса. Ведь дети всегда, волей или неволей, копируют поведение взрослых, да и кого же им ещё копировать? Маленькие дети ведь всему в этой жизни учатся, слепо и бездумно подражая окружающим.
По японски до свидания – саенара.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной…

Активное использование театральной деятельности в ДОУ формируют предпосылки к учебной деятельности «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать...

Читайте также

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...