Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние признаки – цвет кожи, волос, глаз, форма носа и губ, рост и пропорции тела. Человечество можно более или менее искусственно подразделить на три расы. Их называют: белой, чёрной и жёлтой.
Японцев называют – люди жёлтой расы. Город Токио – столица Японии, государство в Восточной Азии, расположенное на островах Тихого океана – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и нескольких других, более мелких. Свою страну они называют Ниппон, что означает «источник солнца». В Токио более 30 музеев. Среди них встречается очень оригинальный – это музей бумажного змея (более 4 тысяч экспонатов). Ты когда-нибудь делал самолётики из бумаги? Японцы превратили поделки из бумаги в целое искусство, которое называется «оригами». Бумагу можно только складывать, а клеить и резать нельзя. Так получаются цветы, птицы или собаки. Дети с ранних лет учатся первым приёмам оригами. Даже в японских школах и детских садах делают поделки из бумаги. Так дети в игровой форме узнают геометрические фигуры и углы. Одна из самых любимых фигурок – журавлик. В Японии он считается священной птицей. В Японии можно увидеть воздушных змей всевозможных форм и расцветок. Есть обычай запускать воздушных змей на Новый Год. Особую гордость, естественно, вызывают собственноручно сделанные и раскрашенные змеи. Существуют даже специальные соревнования между командами.
«Сэнсэй» - человек, у которого чему-нибудь учатся. Дети в школе так обращаются к учителю. Слово «сенсэй» означает «раннее родившийся». По японски здравствуйте – коннитива. В Японии учебный год начинается первого апреля и разделён на триметры. Школьники учатся с апреля по июль, затем с сентября по декабрь и с января по март. В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей обычно с 3 - 4 летнего возраста. В большинстве же детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. До 5 лет ребёнку в Япониии позволяется практически всё. Хочешь – рисуй на обоях, хочешь – бегай голышом по улице, хочешь – бей посуду. Но с 5 – 6 лет малыша загоняют в очень жёсткие рамки правил и ограничений. И попытаться ослушаться – означает «потерять лицо», выбиться из коллектива, а для японцев это очень важно. Голос на детей в Японии не повышают, наказывают их молчанием, отчуждением от группы. Японцы не мыслят себя без общества, поэтому отлучение от дома воспринимается ими как катастрофа.
Хойкуен – детский сад, работающий с 8 утра до 6 вечера, а также первую половину субботнего дня.

Само здание и обстановка комнат выглядят довольно скромно: коридоры с раздвижными окнами от пола до потолка с одной стороны и тонюсенькими картонными раздвижными дверями с другой стороны – это вход в детские комнаты. Детские комнаты – это довольно просторное помещение без мебели. Тем не менее она и служит детям спальней, игровой, спортивным залом и комнатой для музыкальных занятий одновременно. Когда приходит время дневного сна, из встроенных шкафов воспитатели достают детские футоны – толстые напольные матрацы с натянутыми на них чехлами – простынями и раскладывают их на полу по всей комнате. Интересно, что детей уже с пятилетнего возраста начинают приучать к школе и отменяют для них дневной сон. Во время обеда в комнату из коридора вносят крошечные столики с маленькими стульчиками. Японцы выращивают рис, но в основном питаются жители дарами моря. Посуду, чашки, миски, горшки, мастерят люди из бамбука (национальное дерево). Обеды и полдники не готовятся в помещении сада, а развозятся по детским садам в рефрижераторах. Кондиционера в комнате обычно нет – есть лишь огромный вентилятор, но это не спасает от невыносимой 40 градусной жары. При высокой влажности воздуха она просто изнуряющая, но детские сады работают без каникул, и даже в начале августа во время японских скоротечных недельных отпусков в детском саду работают дежурные группы. Открытые летом окна в коридорах, так что комнаты свободно продуваются всеми уличными ветрами, не дают чувства прохлады, а лишь создают свирепые сквозняки. Зимой температура в помещениях падает практически до уличной (а ведь иногда зимой в городе идёт мокрый снег и температура 3 – 5 градусов выше нуля) – тонкие стены и одинарные огромные окна не держат тепло. Центрального отопления и горячей воды в саду, как и повсеместно в Японии, нет. Удивительно, но дети очень быстро адаптируются к холодной воде. В помещении детского сада, как ив других общественных учреждениях Японии, в обуви находиться запрещается – её снимают и оставляют при входе в здание. Воспитатели и взрослые при желании могут надеть тапочки – шлёпанцы, одежда предельно проста и скромна: все воспитательницы одеты в белые футболки и тёмные шорты или спортивные брюки, в зависимости от сезона, а вот дети в детском саду должны бегать по полу босиком круглый год, надевая тапочки лишь для игр на детской площадке во дворе, летом – лёгкие матерчатые тапочки на резиновой подошве, а в сезон дождей тапочки сменяются на резиновые сапоги. Надо отметить, что дети в Японии даже в очень холодную погоду практически не носят длинные брюки, а надевают только бриджи или шорты. Школьная форма японских девочек представляет собой синюю юбочку в складку, пиджак на белой блузочке и ….белые гольфы в любую погоду. На наш взгляд, странно, что дети при этом болеют ничуть не чаще, а скорее реже, чем «выращиваемые» в тепле их сверстники. Иными словами японский метод закаливания, заключающийся в том, что ребёнок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой переносить холод, а летом терпеть адскую жару, оправдывает себя. Японцы, обходящиеся без лекарств, даже заслужили славу самой здоровой нации в цивилизованном мире. В японском обществе существует культ чистоты. В детский сад родители приносят каждый день как минимум одну, а лучше две смены белья и одежды. Если ребёнок чуть вспотел. Немного испачкался или намок, вся одежда меняется немедленно. У каждого в детском саду есть зубная щётка – зубы чистятся коллективно после каждой еды, причём воспитатели подробно объясняют и показывают детям, как правильно это делать. В жаркую погоду малыши принимают душ прямо в детском саду. Чем же занимаются дети в японском детском саду? По нашим понятиям, ничем. Они не учат английский язык, их не обучают чтению, счёту, не задают домашних заданий – никакой специальной подготовки к школе. Им, правда, часто читают книги, много рассказывают о природе, животных, растениях, временах года. Чем же дети всё – таки занимаются или, вернее сказать. Чем с ними занимаются воспитатели? В японском детском саду нет музыкальных работников, физруков, руководителей изостудии, хореографов и других узких специалистов. Одни и те же воспитатели ведут все занятия с детьми. В каждой комнате имеется пианино и воспитательница группы обязана уметь аккомпанировать детям. Песен дети узнают великое множество и поют их каждый день, причём не для подготовки к какому – либо торжеству, а просто так. Детское хоровое пение – один из основных методов развития чувства единства с коллективом, и поэтому оно играет такую важную роль в воспитании японских детей с ясельного до подросткового возраста. Потом – спортивные игры: эстафеты, салки, догонялки, скакалки и т. д. Воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми, не боясь уронить достоинства учителя – сэнсэя. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: аппликация, рисование, лепка, вышивание, оригами, оятори (умение плести из натянутой на пальцы тоненькой верёвочки замысловатые узоры и узелки). Видимо, такие занятия прекрасно развивают мелкую моторику пальцев, которая совершенно необходима японским школьникам для написания иероглифов (японские буквы). Что же ещё? Конечно же, прогулки, походы и экскурсии. Каждый день в хорошую погоду весь японский детский сад отправляется на (осанпо) – пешеходную прогулку по окрестностям. Окрестности природой жителей не балуют, но для прогулок используется любой островок растительности: парк, гора, окрестности храма. Причём воспитатели по дороге рассказывают детям о растениях, насекомых, встречающихся в пути. Примерно раз в месяц старшие группы (дети от 4 до 6 лет) собирают рюкзаки и отправляются на (энсоку) – в поход, на экскурсию. В рюкзак складываются подстилка, (обенто) – большая герметично закрывающаяся коробка с обедом, термос с чаем, (охаши) – палочки для еды, плащ на случай дождя и мокрое полотенце, чтобы вытирать грязные руки. Рюкзачки у детей довольно увесистые. Обычно дети уходят на целый день. Места для похода самые различные: гора с храмом на вершине, зоопарк, парк аттракционов, ботанический сад.

Парадокс японского воспитателя заключается и в том, что абсолютно законопослушные граждане вырастают из детей, которым позволяли делать практически всё: шуметь, визжать. Мешать взрослым, портить вещи, драться – их попросту не одёргивали. Да, нелегко с детьми порой самим родителям, но вдвойне нелёгок труд воспитателя. Надо отдать должное японским воспитательницам, никто не видел на их лицах усталости, недовольства, раздражения. Вокруг только мягкие улыбки и тихие нежные голоса. Ведь дети всегда, волей или неволей, копируют поведение взрослых, да и кого же им ещё копировать? Маленькие дети ведь всему в этой жизни учатся, слепо и бездумно подражая окружающим.
По японски до свидания – саенара.



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной…

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группыТема: «Мы – друзья природы» Цель: систематизировать представления детей о многообразии...

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики»

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики» Лето - это самое прекрасное время года, с большими возможностями, чтобы проводить...

Ежедневное планирование, первая младшая группа. Осень

Ежедневное планирование, первая младшая группа. Осень {pdf=download/files/presentation/file594.pdf|90%|700|native}

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...