Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние признаки – цвет кожи, волос, глаз, форма носа и губ, рост и пропорции тела. Человечество можно более или менее искусственно подразделить на три расы. Их называют: белой, чёрной и жёлтой.
Японцев называют – люди жёлтой расы. Город Токио – столица Японии, государство в Восточной Азии, расположенное на островах Тихого океана – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и нескольких других, более мелких. Свою страну они называют Ниппон, что означает «источник солнца». В Токио более 30 музеев. Среди них встречается очень оригинальный – это музей бумажного змея (более 4 тысяч экспонатов). Ты когда-нибудь делал самолётики из бумаги? Японцы превратили поделки из бумаги в целое искусство, которое называется «оригами». Бумагу можно только складывать, а клеить и резать нельзя. Так получаются цветы, птицы или собаки. Дети с ранних лет учатся первым приёмам оригами. Даже в японских школах и детских садах делают поделки из бумаги. Так дети в игровой форме узнают геометрические фигуры и углы. Одна из самых любимых фигурок – журавлик. В Японии он считается священной птицей. В Японии можно увидеть воздушных змей всевозможных форм и расцветок. Есть обычай запускать воздушных змей на Новый Год. Особую гордость, естественно, вызывают собственноручно сделанные и раскрашенные змеи. Существуют даже специальные соревнования между командами.
«Сэнсэй» - человек, у которого чему-нибудь учатся. Дети в школе так обращаются к учителю. Слово «сенсэй» означает «раннее родившийся». По японски здравствуйте – коннитива. В Японии учебный год начинается первого апреля и разделён на триметры. Школьники учатся с апреля по июль, затем с сентября по декабрь и с января по март. В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей обычно с 3 - 4 летнего возраста. В большинстве же детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. До 5 лет ребёнку в Япониии позволяется практически всё. Хочешь – рисуй на обоях, хочешь – бегай голышом по улице, хочешь – бей посуду. Но с 5 – 6 лет малыша загоняют в очень жёсткие рамки правил и ограничений. И попытаться ослушаться – означает «потерять лицо», выбиться из коллектива, а для японцев это очень важно. Голос на детей в Японии не повышают, наказывают их молчанием, отчуждением от группы. Японцы не мыслят себя без общества, поэтому отлучение от дома воспринимается ими как катастрофа.
Хойкуен – детский сад, работающий с 8 утра до 6 вечера, а также первую половину субботнего дня.

Само здание и обстановка комнат выглядят довольно скромно: коридоры с раздвижными окнами от пола до потолка с одной стороны и тонюсенькими картонными раздвижными дверями с другой стороны – это вход в детские комнаты. Детские комнаты – это довольно просторное помещение без мебели. Тем не менее она и служит детям спальней, игровой, спортивным залом и комнатой для музыкальных занятий одновременно. Когда приходит время дневного сна, из встроенных шкафов воспитатели достают детские футоны – толстые напольные матрацы с натянутыми на них чехлами – простынями и раскладывают их на полу по всей комнате. Интересно, что детей уже с пятилетнего возраста начинают приучать к школе и отменяют для них дневной сон. Во время обеда в комнату из коридора вносят крошечные столики с маленькими стульчиками. Японцы выращивают рис, но в основном питаются жители дарами моря. Посуду, чашки, миски, горшки, мастерят люди из бамбука (национальное дерево). Обеды и полдники не готовятся в помещении сада, а развозятся по детским садам в рефрижераторах. Кондиционера в комнате обычно нет – есть лишь огромный вентилятор, но это не спасает от невыносимой 40 градусной жары. При высокой влажности воздуха она просто изнуряющая, но детские сады работают без каникул, и даже в начале августа во время японских скоротечных недельных отпусков в детском саду работают дежурные группы. Открытые летом окна в коридорах, так что комнаты свободно продуваются всеми уличными ветрами, не дают чувства прохлады, а лишь создают свирепые сквозняки. Зимой температура в помещениях падает практически до уличной (а ведь иногда зимой в городе идёт мокрый снег и температура 3 – 5 градусов выше нуля) – тонкие стены и одинарные огромные окна не держат тепло. Центрального отопления и горячей воды в саду, как и повсеместно в Японии, нет. Удивительно, но дети очень быстро адаптируются к холодной воде. В помещении детского сада, как ив других общественных учреждениях Японии, в обуви находиться запрещается – её снимают и оставляют при входе в здание. Воспитатели и взрослые при желании могут надеть тапочки – шлёпанцы, одежда предельно проста и скромна: все воспитательницы одеты в белые футболки и тёмные шорты или спортивные брюки, в зависимости от сезона, а вот дети в детском саду должны бегать по полу босиком круглый год, надевая тапочки лишь для игр на детской площадке во дворе, летом – лёгкие матерчатые тапочки на резиновой подошве, а в сезон дождей тапочки сменяются на резиновые сапоги. Надо отметить, что дети в Японии даже в очень холодную погоду практически не носят длинные брюки, а надевают только бриджи или шорты. Школьная форма японских девочек представляет собой синюю юбочку в складку, пиджак на белой блузочке и ….белые гольфы в любую погоду. На наш взгляд, странно, что дети при этом болеют ничуть не чаще, а скорее реже, чем «выращиваемые» в тепле их сверстники. Иными словами японский метод закаливания, заключающийся в том, что ребёнок должен быть максимально приближен к природным условиям выживания, то есть зимой переносить холод, а летом терпеть адскую жару, оправдывает себя. Японцы, обходящиеся без лекарств, даже заслужили славу самой здоровой нации в цивилизованном мире. В японском обществе существует культ чистоты. В детский сад родители приносят каждый день как минимум одну, а лучше две смены белья и одежды. Если ребёнок чуть вспотел. Немного испачкался или намок, вся одежда меняется немедленно. У каждого в детском саду есть зубная щётка – зубы чистятся коллективно после каждой еды, причём воспитатели подробно объясняют и показывают детям, как правильно это делать. В жаркую погоду малыши принимают душ прямо в детском саду. Чем же занимаются дети в японском детском саду? По нашим понятиям, ничем. Они не учат английский язык, их не обучают чтению, счёту, не задают домашних заданий – никакой специальной подготовки к школе. Им, правда, часто читают книги, много рассказывают о природе, животных, растениях, временах года. Чем же дети всё – таки занимаются или, вернее сказать. Чем с ними занимаются воспитатели? В японском детском саду нет музыкальных работников, физруков, руководителей изостудии, хореографов и других узких специалистов. Одни и те же воспитатели ведут все занятия с детьми. В каждой комнате имеется пианино и воспитательница группы обязана уметь аккомпанировать детям. Песен дети узнают великое множество и поют их каждый день, причём не для подготовки к какому – либо торжеству, а просто так. Детское хоровое пение – один из основных методов развития чувства единства с коллективом, и поэтому оно играет такую важную роль в воспитании японских детей с ясельного до подросткового возраста. Потом – спортивные игры: эстафеты, салки, догонялки, скакалки и т. д. Воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми, не боясь уронить достоинства учителя – сэнсэя. Большое внимание уделяется прикладному творчеству: аппликация, рисование, лепка, вышивание, оригами, оятори (умение плести из натянутой на пальцы тоненькой верёвочки замысловатые узоры и узелки). Видимо, такие занятия прекрасно развивают мелкую моторику пальцев, которая совершенно необходима японским школьникам для написания иероглифов (японские буквы). Что же ещё? Конечно же, прогулки, походы и экскурсии. Каждый день в хорошую погоду весь японский детский сад отправляется на (осанпо) – пешеходную прогулку по окрестностям. Окрестности природой жителей не балуют, но для прогулок используется любой островок растительности: парк, гора, окрестности храма. Причём воспитатели по дороге рассказывают детям о растениях, насекомых, встречающихся в пути. Примерно раз в месяц старшие группы (дети от 4 до 6 лет) собирают рюкзаки и отправляются на (энсоку) – в поход, на экскурсию. В рюкзак складываются подстилка, (обенто) – большая герметично закрывающаяся коробка с обедом, термос с чаем, (охаши) – палочки для еды, плащ на случай дождя и мокрое полотенце, чтобы вытирать грязные руки. Рюкзачки у детей довольно увесистые. Обычно дети уходят на целый день. Места для похода самые различные: гора с храмом на вершине, зоопарк, парк аттракционов, ботанический сад.

Парадокс японского воспитателя заключается и в том, что абсолютно законопослушные граждане вырастают из детей, которым позволяли делать практически всё: шуметь, визжать. Мешать взрослым, портить вещи, драться – их попросту не одёргивали. Да, нелегко с детьми порой самим родителям, но вдвойне нелёгок труд воспитателя. Надо отдать должное японским воспитательницам, никто не видел на их лицах усталости, недовольства, раздражения. Вокруг только мягкие улыбки и тихие нежные голоса. Ведь дети всегда, волей или неволей, копируют поведение взрослых, да и кого же им ещё копировать? Маленькие дети ведь всему в этой жизни учатся, слепо и бездумно подражая окружающим.
По японски до свидания – саенара.



Новые публикации

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Читайте также

Дидактическая игра «Ботаническое лото»

Дидактическая игра «Ботаническое лото» Описание материала: Предлагаем вам дидактическую игру «Ботаническое лото» для детей старшего дошкольного возраста. Полезна будет воспитателям старших...

Викторина «Моя Удмуртия» в подготовительной группе

Викторина «Моя Удмуртия» в подготовительной группе Цель: способствовать развитию у детей интереса и желания в изучении родного края. Задачи: Образовательная: закрепление и углубление...

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника…

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме: «Нетрадиционная техника лепки – пластилинография «Зимняя сказка»

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно-эстетическое развитие (рисование) в старшей группе. Тема: «Корзина с осенними листьями»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе д/игры « Чьи листья? » Задачи: создать условия для: - формирования умений рисовать акварельными красками; - закрепления правил работы с кистью; - развития моторики рук, цветового восприятия, воображения. Ход Яркими красками листья сверкают- Ветер...

"День Нептуна"

План развлечения: Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни. Задачи: Создать радостное настроение детей во время развлечения. Закреплять и совершенствовать приобретенные навыки и умения. Развивать способность детей проявлять смекалку, выносливость, сноровку во время выполнения заданий радоваться успехам других. Предварительная...

Конспект образовательной деятельности по ПДД в средней группе на тему »В стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности по ПДД в средней группе на тему »В стране дорожных знаков».   Цель : Закреплять знания детей о дорожных знаках. Задачи:   Дать детям представления о новом дорожным знаком и его значении. Закреплять представления детей об уже...

" Осень , осень в гости просим"

Конспект занятия по образовательным областям «Познание», «Коммуникация» по теме  «Осень, осень в гости просим» с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ в подготовительной к школе группе Программное содержание: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между...