Обмен опытом «Развитие речи и культуры общения, через театрально-игровую деятельность»

 

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. В его развитии нам помогает театрально-игровая деятельность. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, музыкой. Кому посчастливилось, именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным душа его не очерствеет и духовно обогатится.

Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры - это театрализованные игры. В ходе наблюдения за детьми я сделала вывод, что этот вид игр развлекает ребятишек и воспитывает морально и эстетически, развивает память, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Ребенок познает разнообразные жизненные явления, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую эмоционально насыщенную речь, активизирует словарь ребенка.

Поэтому я решила больше внимания в своей работе с детьми уделить театрально-игровой деятельности. Я сама очень люблю играть с кукольным театром, всегда с интересом принимаю участие в проведение утренников, выступая в разных ролях. Стараюсь изготавливать интересные поделки из различного материала. Мне приносит удовлетворение то, что результат моей работы не напрасен.

Первым делом я расширила свои знания о роли театрально-игровой деятельности в воспитании детей, ознакомилась с разными программами, где в разделе «Развиваем речь» отведено место играм-инсценировкам. Мне помогла программа «театр-творчество-дети», в которой доступно изложены и систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности.

Изучая эту программу, я убедилась в том, что она разработана в соответствии с задачами, направленными на всестороннее развитие личности ребенка.

Затем, я наметила себе задачи, которые хотела решить с помощью театрально-игровой деятельности.

1. Побуждать интерес к театрализованной деятельности и создать для этого все условия.

2. Поощрять детей за участие в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.

3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

4. Развивать речь детей:

4.1. Обогащать словарь;

4.2. Формировать умение строить предложения;

4.3. Добиваться правильного и четкого произношения
слов; звуков.

4.4. Систематически проводить игровые упражнения направленные, на выработку мимики, жестов и пантомимики.

5. Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.

6. Начать собирать опыт работы по своей теме.

7. Привлечь к работе родителей.

8. составить перспективный план работы на год.

При решении поставленных перед собой задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. При создании условий для театрально-игровой деятельности оборудовала уголок театральный, в котором разместила разные виды театров и атрибуты к ним.

В моей группе дети очень малы, поэтому начала свою работу с обыгрывания потешек. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и на занятия в качестве участника -играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, кушать...

Много времени я уделила играм с пальчиками. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними старались запомнить стишки, радовались новым персонажам из «пальчикового» театра.

Первый раз я внесла в группу новую игрушку и обыграла перед детьми потешку кисынька-мурлысенька. И вот результат: дети затаив дыхание смотрели на игрушку, вдруг ожившую в моих руках, выслушали от начала до конца, даже не шевелясь.

И потом все повторяли отдельные фразы. В дальнейшем мы разучили много разных потешек.

В своей работе, старалась привлекать детей, предлагала им подержать игрушку в руках, рассмотреть ее. Дети всегда с удовольствием   и   интересом   слушали   осторожно   брали, .некоторые даже с осторожностью т.к. верили, что эти игрушки живые.

Дети с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи, таких писателей как Маршак, Барто. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры, отгадывали загадки о животных, где предлагала детям изобразить отгадку. Правда, были сначала трудности, ведь нужно было передать характер, движения персонажей. Сложно передавать малышам особенности своих героев. Сначала дети стеснялись изображать героев загадок и стихов, а в последствии разыгрались и втянулись в занятия.

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают уверенность. После чтения произведений я задавала детям вопросы, с целью помочь осознать последовательность действий, напомнить харак­терные черты персонажей. При работе с произведением я старалась учить детей управлять силой голоса .темпом речи, учила звукоподражанию, четкой дикцией. Конечно, дети маленькие, и у них не все сразу получается, но на их настроение такие неудачи не отражаются.

Дети очень серьезно воспринимают занятия. Когда я проводила развлечение для детей «День именинников», где в гости приходил «Медведь Миша» (игрушка из кукольного театра) Саша, Катя собирали для него ягоду Вова испуганно отскочил в сторону, думая, что медведь его укусит. Я объяснила, что Миша добрый и любит малышей. А играя в дальнейшем в бабу Ягу, дети уже не боялись и сами наряжались в нее. Дети любят озорных, веселых и проказников эти герои близки им по характеру.

Стараясь подбирать произведения содержащие диалог, такие в которых присутствует конфликт между персонажами.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение со стороны взрослых создает у них ощущение удовлетворения. Которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.

В пьесах и сценках, что я инсценировала в доступной форме детям раскрывается эти темы, но в то же время лентяи, зазнайки, неряхи высмеиваются и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.

Итогом своей работы я считаю игру-инсценировку по сказке «Теремок» с использованием масок, так как над ней была проведена мною с детьми огромная работа, и видятся результаты работы. Дети стали подвижнее, раскрепощённие, помогают друг другу, с интересом участвуют в игре. У многих детей речь стала внятней, богаче словами, ребята хорошо строят предложения и даже научились составлять небольшие рассказы, в словаре у детей появилось немало новых слов, научились играть вместе, договариваясь об игре, вместе строят небольшие по объему игры.

Я планирую продолжить углубить и расширить работу с детьми, над знакомством их с театром.

Провести разъяснительную работу по своей теме с родителями. Включить родителей в оформление театрализованного уголка. Оформит папку-передвижку для родителей и по теме: «Развитие речи, культура общения -через театрально игровую деятельность»

 

Список литературы:

  1. Программа «Театр творчество детям»;
  2. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в 1 младшей группе детского сада»;
  3. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких»;
  4. Караменко   Т.Н., Караменко Ю.Г. «Кукольный   театр дошкольникам»;
  5. Молотоборова О. «Кружок   изготовления   игрушек-сувениров»;
  6. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия»;
  7. «Дошкольное воспитание» 1988г. №8;
  8. «Дошкольное воспитание» 1990г. №1,2,7,;
  9. «Дошкольное воспитание» 1991г. №4;
  10. «Дошкольное воспитание» 1993г. №3;
  11. «Дошкольное воспитание» 1994г. №3,8;
  12. «Дошкольное воспитание» 1996г. №8;
  13. «Дошкольное воспитание» 1997г. №10;
  14. «Дошкольное воспитание» 1998г. №3,6.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла –…

Информационно-познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Весна пришла – природа ожила» Аннотация проекта По методу -  информационно-познавательный. По количеству участников – групповой. По...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения…

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием правополушарной техники изображения «Зимний закат» Возраст детей 6-7 лет Цель: Развитие творческих изобразительных способностей детей...

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного…

Перспективный план работы с семьями воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год № Мероприятия Срок Ответственные   Блок консультативно-просветительский 1 Рекомендации родителям по правилам дорожного движения...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья…

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья Р» для обучающихся 5-6 лет (К дню открытых дверей в ДОО)

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих…

Внедрение в образовательную деятельность инновационных форм и методов работы, повышающих мотивацию к подготовке к обучению грамоте у детей старшего дошкольного...