Консультация на тему: «Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»

«Расскажи мне - и я забуду! Покажи мне - и я запомню! Дай мне сделать самому - и я пойму!» - сказал классик педагогики К.Ушинский. Эти слова в полной мере можно отнести к организованной образовательной деятельности - экскурсии.

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений об окружающем мире.

По содержанию экскурсии делятся:

  • природоведческие познавательные экскурсии;
  • экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых;
  • экскурсия с целью воспитания эстетических чувств (в музей, на выставку);
  • ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и территории ДОУ. Экскурсии вне территории ДОУ проводятся с детьми начиная со средней группы.

Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной экскурсии рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении.

  Успех экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию, воспитатель ориентируется на особенностей окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. План и маршрут согласовываются с заведующим, старшим воспитателем и медработником. 

Чётко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

Обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.

Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).При посещении производственного объекта необходимо получить разрешение на проведение экскурсии и обговорить ход экскурсии с ответственным представителем, определить содержание беседы рабочих с детьми. Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Своеобразие экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых состоит в том, что дети наблюдают трудовую деятельность человека и технологический процесс. В основной части экскурсии необходимо показать детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как заботятся о хороших результатах труда.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в природе или на производственном объекте, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «С какой ветки детки?»).

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного этапа - подведение итогов экскурсионной работы. Творческие задания позволят ребенку выразить свои впечатления, показать отношение к увиденному. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книжки-малышки из рисунков. Или после природоведческой экскурсии, например дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Как вариант творческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водоемов или профессии и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. Макет улицы можно использовать в обучении правилам дорожного движения. После каждой экскурсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе конкретизированной информации дети выстраивают технологические цепочки, добавляют новые природные или технологические объекты и т.д.

При проведении с младшими дошкольниками целевой прогулки, можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке ДОУ, например, рябину и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают, используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают название растений и их частей.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке детского сада, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.
Таким образом, экскурсии и целевые прогулки помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире. Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родной станицы.

 

Памятка-шаблон по подготовке и проведению экскурсии, целевой прогулки за территорию детского сада

Поставьте в известность администрацию ДОУ о запланированной экскурсии, целевой прогулке не позднее чем за три рабочих дня (заведующего, старшего воспитателя), и не забудьте указать данную организацию совместной деятельности в календарном планировании.

Непосредственно перед проведением экскурсии за 2-3 дня

1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

2. Получите разрешение на проведение экскурсии в условленном месте (если это связано учреждением, предприятием, организацией т.п.)

3. Согласуйте время посещения.

4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте особенности дороги, состояние погоды

6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать, что собрать.)

7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах (необходимо быть дисциплинированным и внимательным)

8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять участие в совместном мероприятии.

9. Еще раз прочтите «Инструкцию для воспитателей по охране жизни, здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике»

10. В день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода воспитанников за пределы ДОУ»

 

Непосредственно перед отбытием на экскурсию:

1. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной, соответствовать погоде и сезону)

2. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.

3. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей.

4. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки, игровые приёмы.

5. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им осмотреться.

6. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы, поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия.

7. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.

8. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания (нарисовать, подготовить рассказы для воспитанников других групп, которые не попали на экскурсию, родителей) Это позволит ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта наблюдения, потренировать память и способствует развитию связной речи у ваших воспитанников.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Читайте также

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на…

Сценарий досуга для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста на русскую народную тему «Деревенские посиделки» Реквизит: русские народные костюмы для детей и...

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»

Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...

Проект «Удивительный мир космоса»

Проект «Удивительный мир космоса»