Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста

Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности. Потребность в движении - одно из общебиологических свойств развития организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и формировании двигательного опыта на всех этапах его развития. Двигательная активность детей дошкольного возраста индивидуальна и зависит от многих физиологических факторов, уровень которых в значительной мере обуславливается возрастными особенностями. Возрастные особенности развития организма детей дошкольного возраста на прямую зависят от их физической активности в режиме физкультурных и спортивных занятий в рамках дошкольного учреждения.

Необходимым условием на наш взгляд в оптимальном овладении умениями и навыками двигательных упражнений, предлагаемым учебной программой согласно ФГТ, является достаточность двигательной активности в течение пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

При оптимальной двигательной активности достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей организма. Для оптимального развития и функционирования организма, сохранения здоровья необходим определенный уровень двигательной активности. Для этого физкультурное занятие должно соответствовать главному принципу - оздоровительной направленности, прежде всего в организации двигательной активности.

Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых в процессе регламентированного и нерегламентированного видах деятельности детей дошкольного возраста. Регламентируемая двигательная активность представляет собой суммарный объём специально избираемых двигательных действий воздействующих на организм: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физкультминутки и так далее, ненрегламентированые двигательные действия включают в себя спонтанное выполнение какого-либо движения: бег, прыжки, игра и другие виды деятельности. Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Образовательную роль двигательных умений впервые подробно рассмотрел П. Ф. Лесгафт. Исследования в области физической культуры, психологии и педагогики показывают, что физическое воспитание способствует развитию логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности.

Для более качественного расширения двигательного опыта в обучении навыкам и умениям двигательных действий, используемых в учебном процессе, является многообразие специфических и неспецифических методов воздействия на организм детей дошкольного возраста. Одним из приоритетных направлений в освоение двигательных навыков и умений все большую популярность набирает двигательная активность, стимулирующая развитие мозга посредством координационных движений, направленных непосредственно на развитие необходимых психомоторных функций.

Уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста в определенной степени зависит от суммарного количества нервных связей между структурами головного мозга и его кровообращением. Таким образом, движение – это не только жизнь, но и интеллект, так как опыт получения новых двигательных действий напрямую взаимосвязан с реакцией организма на зрительные и слуховые функции, которые в свою очередь отвечают за приведение в движение мышечную систему человека [4; 5; 6; 7].

Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад американским психологом Пол Деннисоном, а в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейл Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности [5].

Пол и Гейл Деннисоны выявлены два типа движений:

– движение, пересекающее среднюю линию тела, которые связанны между собой одной мыслью и двигательным действием, что способствует оптимизации работы нервной системы и обучению двигательным умениям навыкам;

– механизмы, разъединяющие мысль и двигательное действие, относится как правило к одностороннему типу движения тела, которое требует сосредоточенности, концентрации сознания [6].

Комплексы упражнений нейрогимнастики мелкой моторики, зрительно-моторной координации и другие, на наш взгляд, наилучшим образом способствуют развитию и освоению аналитико-синтетического потенциала не только головного мозга, но и играют положительную роль в приобретении умений и навыков двигательных действий. Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, связанные с дыхнием, гибкостью и другими, в освоении которых заложено развитие головного мозга для улучшения скорости переработки информации. Каждое из упражнений для головного мозга, на начальном этапе приобретении любого навыка используется механизм разъединение мысли и движения. Затем, когда наступает этап автоматизации, он уступает место механизму объединения мысли и движения [6].

Регулярные занятия нейрогимнастики помогают наиболее рационально формировать физические умения и навыки, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, в соблюдение равновесия, подвижности, ловкости двигательных действий организма. По мере овладения упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научить его проявлять свои творческие способности в процессе занятий физической культурой. Кроме того, нейрогимнастика является одним из способов профилактики в проявления нарушений двигательных действий. Таким образом, нейрогимнастика способствует улучшению психического и физического развития детей дошкольного возраста.

 

Литература.

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.
  1. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов/А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. - Мн.: Тесей, 2003. – 528 с.
  1. Мансуров С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс, С-П, 2006. – 112 с.
  1. Решетников Н. В. Физическая культура - М. - 2000. – 152 с.
  1. Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры //Теория и практика физ. культуры. 1982, № 7, с. 5-8.
  1. http://zodorov.ru/pol-i-dennison-i-gejl-dennison-gimnastika-mozga.html
  1. http://lifehealingspace.com/kompleks-kineziologicheskih-uprazhnenij-kotorye-obedinyayut-telo-i-um/


Новые публикации

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Читайте также

Сценарий спортивного праздника с участием родителей «Мы со спортом очень…

Сценарий спортивного праздника с участием родителей «Мы со спортом очень дружим!»   Задачи: Создать бодрое и радостное настроение у детей и родителей. Развивать у детей интерес к физическим...

Конспект занятия по математике для детей старшей группы «Путешествие в…

Конспект занятия по математике для детей старшей группы«Путешествие в царство математики»   Программное содержание: Познакомить детей с прямоугольником, формировать представление о прямоугольнике...

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к...


Комментарии

  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...





В блогах

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. № параметры описание 1. Авторы реализуемой практики Гостюхина Л.А., воспитатель подготовительной группы  «Солнечные лучики» 2. Название практики Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности...

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Мастер – класс по тестопластике «Пасхальное Чудо»

Мастер – класс для детей на Пасхальном фестивале. «Пасхальное чудо» Воспитатель: Гоева Т.А. Цель : развитие художественных и творческих способностей детей посредством тестопластики. Задачи : познакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства из теста (корзина, кулич, колокольчик, подставка под яйцо...

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях».

Группа общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет. Воспитатели: Бузина О.Б., Гоева Т.А. Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях». Образовательная область: познавательное развитие (мастер-класс) Дата: 01.03.2018г., 16.30   Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство