Применение нетрадиционных средств физических упражнений, в формировании двигательных и умственных способностей детей дошкольного возраста

Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности. Потребность в движении - одно из общебиологических свойств развития организма, играющая важную роль в жизнедеятельности и формировании двигательного опыта на всех этапах его развития. Двигательная активность детей дошкольного возраста индивидуальна и зависит от многих физиологических факторов, уровень которых в значительной мере обуславливается возрастными особенностями. Возрастные особенности развития организма детей дошкольного возраста на прямую зависят от их физической активности в режиме физкультурных и спортивных занятий в рамках дошкольного учреждения.

Необходимым условием на наш взгляд в оптимальном овладении умениями и навыками двигательных упражнений, предлагаемым учебной программой согласно ФГТ, является достаточность двигательной активности в течение пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

При оптимальной двигательной активности достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей организма. Для оптимального развития и функционирования организма, сохранения здоровья необходим определенный уровень двигательной активности. Для этого физкультурное занятие должно соответствовать главному принципу - оздоровительной направленности, прежде всего в организации двигательной активности.

Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых в процессе регламентированного и нерегламентированного видах деятельности детей дошкольного возраста. Регламентируемая двигательная активность представляет собой суммарный объём специально избираемых двигательных действий воздействующих на организм: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, физкультминутки и так далее, ненрегламентированые двигательные действия включают в себя спонтанное выполнение какого-либо движения: бег, прыжки, игра и другие виды деятельности. Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Образовательную роль двигательных умений впервые подробно рассмотрел П. Ф. Лесгафт. Исследования в области физической культуры, психологии и педагогики показывают, что физическое воспитание способствует развитию логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности.

Для более качественного расширения двигательного опыта в обучении навыкам и умениям двигательных действий, используемых в учебном процессе, является многообразие специфических и неспецифических методов воздействия на организм детей дошкольного возраста. Одним из приоритетных направлений в освоение двигательных навыков и умений все большую популярность набирает двигательная активность, стимулирующая развитие мозга посредством координационных движений, направленных непосредственно на развитие необходимых психомоторных функций.

Уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста в определенной степени зависит от суммарного количества нервных связей между структурами головного мозга и его кровообращением. Таким образом, движение – это не только жизнь, но и интеллект, так как опыт получения новых двигательных действий напрямую взаимосвязан с реакцией организма на зрительные и слуховые функции, которые в свою очередь отвечают за приведение в движение мышечную систему человека [4; 5; 6; 7].

Разработана нейрогимнастика была более сорока лет назад американским психологом Пол Деннисоном, а в начале 90-х годов прошлого века совместно с доктором Гейл Деннисоном была создана программа «Гимнастика Мозга», посвященная естественному развитию человека и методике активации созданных природой механизмов работы мозга посредством физических движений тела. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности [5].

Пол и Гейл Деннисоны выявлены два типа движений:

– движение, пересекающее среднюю линию тела, которые связанны между собой одной мыслью и двигательным действием, что способствует оптимизации работы нервной системы и обучению двигательным умениям навыкам;

– механизмы, разъединяющие мысль и двигательное действие, относится как правило к одностороннему типу движения тела, которое требует сосредоточенности, концентрации сознания [6].

Комплексы упражнений нейрогимнастики мелкой моторики, зрительно-моторной координации и другие, на наш взгляд, наилучшим образом способствуют развитию и освоению аналитико-синтетического потенциала не только головного мозга, но и играют положительную роль в приобретении умений и навыков двигательных действий. Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, связанные с дыхнием, гибкостью и другими, в освоении которых заложено развитие головного мозга для улучшения скорости переработки информации. Каждое из упражнений для головного мозга, на начальном этапе приобретении любого навыка используется механизм разъединение мысли и движения. Затем, когда наступает этап автоматизации, он уступает место механизму объединения мысли и движения [6].

Регулярные занятия нейрогимнастики помогают наиболее рационально формировать физические умения и навыки, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, в соблюдение равновесия, подвижности, ловкости двигательных действий организма. По мере овладения упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научить его проявлять свои творческие способности в процессе занятий физической культурой. Кроме того, нейрогимнастика является одним из способов профилактики в проявления нарушений двигательных действий. Таким образом, нейрогимнастика способствует улучшению психического и физического развития детей дошкольного возраста.

 

Литература.

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.
  1. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов/А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. - Мн.: Тесей, 2003. – 528 с.
  1. Мансуров С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс, С-П, 2006. – 112 с.
  1. Решетников Н. В. Физическая культура - М. - 2000. – 152 с.
  1. Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры //Теория и практика физ. культуры. 1982, № 7, с. 5-8.
  1. http://zodorov.ru/pol-i-dennison-i-gejl-dennison-gimnastika-mozga.html
  1. http://lifehealingspace.com/kompleks-kineziologicheskih-uprazhnenij-kotorye-obedinyayut-telo-i-um/


Новые публикации

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Читайте также

НОД по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы»

НОД по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» (нетрадиционные техники рисования) Цель: развивать интерес к рисованию нетрадиционным способом (оттиск мятой бумагой и...

Конспект ОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) на тему:…

Конспект ОД по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) на тему: «Овечка» (Старшая группа) Цель: познакомить детей с новой нетрадиционной техникой аппликации. Задачи: формирование умений...

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Подарок для мамочки»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Подарок для мамочки» Цель:  - Формировать представления о празднике дне Матери. - Воспитывать любовь и уважение к матери, умение...

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Активные формы взаимодействия с родителями в формировании уважения к старшим

Активные формы взаимодействия с родителями в формировании уважения к старшим Современное дошкольное образование нацелено на активное взаимодействие всех участников образовательного процесса...





В блогах

Конспект ООД по образовательной области «Познавательно развитие» в старшей группе «Это загадочный космос».

Цель: Формировать представления детей о космосе. Задачи: 1. Познавательное развитие: - закрепить уже существующие знания о космосе -расширить представления детей об окружающем мире -познакомить детей с новыми понятиями6 «планета», «звездопад», «скафандр» -сформировать начальное представление о Солнечной системе 2. Художественно-эстетичекое развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок» Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель: Познакомить детей с русской -народной сказкой. Задачи: Образовательные:  Закреплять знание последовательности событий...

Частушки к Масленице (авторские)

Мы блиночки замесили, И гостей мы пригласили. Блины наши объеденье, Со сметанкой и с вареньем. Блины ели, блины ели Ели целую неделю. Как они в нас поместились? Сами очень удивились. Когда Масленица с нами- Объедаемся блинами. Обойди весь белый свет...

НОД "Желтая кисточка"

«Желтая кисточка» Вид деятельности детей: коммуникативная деятельность: беседа, общение по теме занятия, ответы на вопросы воспитателя, разгадывание загадки; голосовые упражнения; описание дидактической курочки; игры. игровая деятельность: игровые ситуации; дыхательная гимнастика; дидактические игры. двигательная деятельность: двигательная активность детей в течении всего...