Развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом в рамках терренкура

Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, конкретной цели. Прежде всего, это точность, соразмерность, способность правильно дозировать силу, направленность, скорость, расстояние движений. В процессе координации движений всегда согласуется работа мышечных движений и тех или иных органов чувств.

Координация движений имеет важное значение для многих видов трудовой деятельности (это так же и письмо, и рисование, и игра на музыкальных инструментах, и т.д.). Однако надо иметь в виду, что координация движений — это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др.

Для развития ловкости и координации движений незаменимы игры с мячом. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.

Движения рук способствуют также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Существует огромное количество упражнений и подвижных игр с мячом, которые можно использовать как в зале, так и на улице. В данном случае мы использовали упражнения и игры для улицы в различное время года.

Упражнения с мячом.

1. Катание мяча с попаданием в предметы (кегли, булавы и др.), катание «Змейкой» между предметами.

2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).

3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).

4. Бросание мяча друг другу с хлопком.

5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.

6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.

7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.

8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.

9. Отбивать мяч о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд).

10.Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.

11. Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.

12. Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком о землю.

В представленном далее материале собраны игровые упражнения, и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста, которые мы используем при проведении физкультурных занятий, спортивных развлечений, во время прогулок, а также при прохождении образовательного маршрута на станциях терренкура. Они способствуют развитию у детей ловкости, координации движений и других полезных физических качеств.

Индивидуальные задания:

1. И.П. стойка ноги врозь, мяч впереди. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. То же в соревновании «Кто выше», «Жонглер».

2. И.П. — ноги на ширине плеч. Бросок мяча вверх, хлопок перед собой, ловля двумя руками. То же, но ловля после отскока об пол. То же но с двумя хлопками подряд, или хлопок перед собой и за спиной «Хлопушка».

3. И.П. — мяч в левой руке. Передача мяча перед собой в правую, а за спиной в левую (по кругу). То же в другую сторону.

4. И.П. — руки в стороны мяч, в правой руке. Удар мяча об пол под ногой, поймать мяч левой рукой. То же в другую сторону.

В парах:

Расстояния в парах между детьми в игре с мячом 2-2, 5 м. далее можно его увеличить.

  1. Сед ноги врозь лицом к друг другу. Перекаты мяча партнеру. Расстояние постепенно увеличивать, перекатывать мяч прямолинейно «Тяни — толкай».
  2. «Покатили — покатили»: перекаты мяча друг другу одной рукой.
  3. «Карусель»: передавать мяч друг другу из рук в руки, сидя спиной друг к другу, в одну и другую сторону.
  4. «Карусель стоя»: то же, но в сойке ноги врозь. Увеличивая расстояние до трех шагов, передавать мяч броском.
  5. «Не упусти мяч»: стойка ноги на ширине плеч лицом к партнеру, броски двумя руками от груди. Постепенно увеличивать расстояние.
  6. «Хлоп-скок»: и.п. ноги на ширине плеч. Броски мяча партнеру с ударом об пол. Постепенно увеличивать расстояние.
  7. «Точно в руки» ноги на ширине плеч. Броски мяча двумя руками из-за головы партнеру. Постепенно увеличивать расстояние.
  8. «Дриблинг» ведение мяча на месте двумя руками поочередно одной другой рукой (по три раза каждой) с последующей передачей партнеру.
  9. «Останови мяч»: перекат по полу партнеру, который должен внутренней стороной стопы остановить катящийся мяч.
  10. «Щечка»: передача мяча партнеру ударом внутренней стороны стопы.
  11. «Вратарь»: перекат или бросок мяча в ворота, партнер ловит или отбивает мяч.
  12. «Мяч на ниточке»: ведение мяча одной ногой по площадке. Вокруг партнера.

В шеренге:

  1. Передача мяча над головой в шеренге из рук в руки. То же в двух шеренгах, стоящих напротив друг друга в форме соревнования «Гонка мячей».
  2. Передача мяча в шеренгах, друг другу: 1- й 2-ому, 2-ой -3-ему и т.д. до последнего, который с мячом бежит на место первого и продолжает игру пока вся шеренга поменяется местами.

В колонне:

  1. Передача мяча над головой от первого до последнего, то же между ног (не катить а передавать). В двух и более колоннах проводится в форме соревнований.

В кругу:

  1. Передача мяча вправо (влево) друг другу. То же с двумя, тремя мячами одновременно. Изменять направление. Увеличивать расстояние между детьми.
  2. «Кошка и собака»: два мяч с противоположных сторон круга. По сигналу дети начинают передавать мячи по часовой стрелке (один мяч убегает от другого). Тот ребенок у которого окажется два мяча выбывает из игры.
  3. Дети строятся 3-4 круга по 5 человек в каждом. Передача мяча по часовой стрелке от одного до трех мячей сразу

Подвижные игры с мячом.

«Мячик к верху»

«10 передач»

«Мяч водящему»

«Догони мяч»

«Кого назвали, тот и ловит»

«Мотоциклисты» с мячом

«Ловец с мячом»

«Метко в кольцо»

«У кого больше мячей»

«Большой мяч»

«Блуждающий мяч»

В образовательный маршрут «Кто такой снеговик?» на станции №1 «Тропа здоровья» мы включили подвижную игру «Мяч снеговику» на развитие координационных способностей, ловкости. Данный маршрут проходила подготовительная к школе группа №6.

Содержание игры:

На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время и может проиграть.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

В образовательном маршруте «В гостях у саамов» при переходе от станции к станции, мы предложили детям выполнить упражнения с мячом на координацию и ловкость (по ходу движения). Это такие упражнения, как вращение мяча вокруг головы, туловища, ног («восьмерка»), а так же передвижение в колонне с передачами мяча над головой и под ногами. Данные упражнения способствовали оптимизации двигательной активности детей, включили в работу различные мышечные группы и просто согрели ребят.

Вывод:

Из вышеизложенного материала мы можем сделать вывод, что участие инструктора по ФК в образовательных маршрутах, а так же тесная взаимосвязь инструктора с педагогами направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей, повышает эмоциональный фон в образовательном процессе. Включение подвижных игр и физических упражнений в маршрут способствует повышению двигательной активности детей на прогулке, а так же дает возможность инструктору решать свои поставленные задачи, закреплять умения и навыки детей в рамках терренкура.



Новые публикации

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Читайте также

Конспект НОД по социальному развитию в старшей группе с задержкой…

Конспект НОД по социальному развитию в старшей группе с задержкой психического развития на тему: «Транспорт, профессии на транспорте» Задачи: Продолжать формировать знания...

Непосредственная образовательная деятельность по теме «Балетные артисты - журавли серые»…

Непосредственная образовательная деятельность по теме «Балетные артисты - журавли серые» в старшей группе Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое...

Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры

Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем...


Комментарии

  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...





В блогах

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. № параметры описание 1. Авторы реализуемой практики Гостюхина Л.А., воспитатель подготовительной группы  «Солнечные лучики» 2. Название практики Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности...

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Мастер – класс по тестопластике «Пасхальное Чудо»

Мастер – класс для детей на Пасхальном фестивале. «Пасхальное чудо» Воспитатель: Гоева Т.А. Цель : развитие художественных и творческих способностей детей посредством тестопластики. Задачи : познакомить детей с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства из теста (корзина, кулич, колокольчик, подставка под яйцо...

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях».

Группа общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет. Воспитатели: Бузина О.Б., Гоева Т.А. Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях». Образовательная область: познавательное развитие (мастер-класс) Дата: 01.03.2018г., 16.30   Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство