Развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста в играх и упражнениях с мячом в рамках терренкура
Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, конкретной цели. Прежде всего, это точность, соразмерность, способность правильно дозировать силу, направленность, скорость, расстояние движений. В процессе координации движений всегда согласуется работа мышечных движений и тех или иных органов чувств.
Координация движений имеет важное значение для многих видов трудовой деятельности (это так же и письмо, и рисование, и игра на музыкальных инструментах, и т.д.). Однако надо иметь в виду, что координация движений — это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др.
Для развития ловкости и координации движений незаменимы игры с мячом. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствуют также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит “закладка фундамента” для развития координационных способностей. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Существует огромное количество упражнений и подвижных игр с мячом, которые можно использовать как в зале, так и на улице. В данном случае мы использовали упражнения и игры для улицы в различное время года.
Упражнения с мячом.
1. Катание мяча с попаданием в предметы (кегли, булавы и др.), катание «Змейкой» между предметами.
2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).
3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).
4. Бросание мяча друг другу с хлопком.
5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.
6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.
7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.
8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.
9. Отбивать мяч о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд).
10.Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.
11. Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.
12. Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком о землю.
В представленном далее материале собраны игровые упражнения, и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста, которые мы используем при проведении физкультурных занятий, спортивных развлечений, во время прогулок, а также при прохождении образовательного маршрута на станциях терренкура. Они способствуют развитию у детей ловкости, координации движений и других полезных физических качеств.
Индивидуальные задания:
1. И.П. стойка ноги врозь, мяч впереди. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. То же в соревновании «Кто выше», «Жонглер».
2. И.П. — ноги на ширине плеч. Бросок мяча вверх, хлопок перед собой, ловля двумя руками. То же, но ловля после отскока об пол. То же но с двумя хлопками подряд, или хлопок перед собой и за спиной «Хлопушка».
3. И.П. — мяч в левой руке. Передача мяча перед собой в правую, а за спиной в левую (по кругу). То же в другую сторону.
4. И.П. — руки в стороны мяч, в правой руке. Удар мяча об пол под ногой, поймать мяч левой рукой. То же в другую сторону.
В парах:
Расстояния в парах между детьми в игре с мячом 2-2, 5 м. далее можно его увеличить.
- Сед ноги врозь лицом к друг другу. Перекаты мяча партнеру. Расстояние постепенно увеличивать, перекатывать мяч прямолинейно «Тяни — толкай».
- «Покатили — покатили»: перекаты мяча друг другу одной рукой.
- «Карусель»: передавать мяч друг другу из рук в руки, сидя спиной друг к другу, в одну и другую сторону.
- «Карусель стоя»: то же, но в сойке ноги врозь. Увеличивая расстояние до трех шагов, передавать мяч броском.
- «Не упусти мяч»: стойка ноги на ширине плеч лицом к партнеру, броски двумя руками от груди. Постепенно увеличивать расстояние.
- «Хлоп-скок»: и.п. ноги на ширине плеч. Броски мяча партнеру с ударом об пол. Постепенно увеличивать расстояние.
- «Точно в руки» ноги на ширине плеч. Броски мяча двумя руками из-за головы партнеру. Постепенно увеличивать расстояние.
- «Дриблинг» ведение мяча на месте двумя руками поочередно одной другой рукой (по три раза каждой) с последующей передачей партнеру.
- «Останови мяч»: перекат по полу партнеру, который должен внутренней стороной стопы остановить катящийся мяч.
- «Щечка»: передача мяча партнеру ударом внутренней стороны стопы.
- «Вратарь»: перекат или бросок мяча в ворота, партнер ловит или отбивает мяч.
- «Мяч на ниточке»: ведение мяча одной ногой по площадке. Вокруг партнера.
В шеренге:
- Передача мяча над головой в шеренге из рук в руки. То же в двух шеренгах, стоящих напротив друг друга в форме соревнования «Гонка мячей».
- Передача мяча в шеренгах, друг другу: 1- й 2-ому, 2-ой -3-ему и т.д. до последнего, который с мячом бежит на место первого и продолжает игру пока вся шеренга поменяется местами.
В колонне:
- Передача мяча над головой от первого до последнего, то же между ног (не катить а передавать). В двух и более колоннах проводится в форме соревнований.
В кругу:
- Передача мяча вправо (влево) друг другу. То же с двумя, тремя мячами одновременно. Изменять направление. Увеличивать расстояние между детьми.
- «Кошка и собака»: два мяч с противоположных сторон круга. По сигналу дети начинают передавать мячи по часовой стрелке (один мяч убегает от другого). Тот ребенок у которого окажется два мяча выбывает из игры.
- Дети строятся 3-4 круга по 5 человек в каждом. Передача мяча по часовой стрелке от одного до трех мячей сразу
Подвижные игры с мячом.
«Мячик к верху»
«10 передач»
«Мяч водящему»
«Догони мяч»
«Кого назвали, тот и ловит»
«Мотоциклисты» с мячом
«Ловец с мячом»
«Метко в кольцо»
«У кого больше мячей»
«Большой мяч»
«Блуждающий мяч»
В образовательный маршрут «Кто такой снеговик?» на станции №1 «Тропа здоровья» мы включили подвижную игру «Мяч снеговику» на развитие координационных способностей, ловкости. Данный маршрут проходила подготовительная к школе группа №6.
Содержание игры:
На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.
Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время и может проиграть.
Правила: начинать бросать мяч по сигналу.
В образовательном маршруте «В гостях у саамов» при переходе от станции к станции, мы предложили детям выполнить упражнения с мячом на координацию и ловкость (по ходу движения). Это такие упражнения, как вращение мяча вокруг головы, туловища, ног («восьмерка»), а так же передвижение в колонне с передачами мяча над головой и под ногами. Данные упражнения способствовали оптимизации двигательной активности детей, включили в работу различные мышечные группы и просто согрели ребят.
Вывод:
Из вышеизложенного материала мы можем сделать вывод, что участие инструктора по ФК в образовательных маршрутах, а так же тесная взаимосвязь инструктора с педагогами направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей, повышает эмоциональный фон в образовательном процессе. Включение подвижных игр и физических упражнений в маршрут способствует повышению двигательной активности детей на прогулке, а так же дает возможность инструктору решать свои поставленные задачи, закреплять умения и навыки детей в рамках терренкура.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...
Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях
Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...
Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год…
Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год учебный год Первая смешанная дошкольная группа Цель: установление сотрудничества детского сада...