Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток

представлений понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Главным условием полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.

Социально-психологический климат - это динамическое поле отношений в группе, влияющее на самочувствие и активность, комфортное пребывание каждого ребенка.

Для формирования социально-психологического климата хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка, в формировании социально-психологического климата принадлежит игре. Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Задача взрослого - помочь ребенку организовать игру, сделать ее увлекательной. Но, чтобы «заразить» ребенка игрой, надо прежде «заболеть» самому, увлечься.

Взрослые, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят ее, как одно из важных средств воспитания. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, легкость и т.д.

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

  • Отношениями между воспитателем и детьми;
  • Отношениями между самими детьми;
  • Отношениями между воспитателями;
  • Отношениями между воспитателями и родителями.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

  • Принимать каждого ребенка таким, какой он есть.
  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
  • Помните: ребенок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  • Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Приемы, методы:

Словесные

  • Беседы
  • Игры-беседы
  • Рассказ
  • Чтение художественной литературы
  • Использование игровых ситуаций
  • Игры - беседы с персонажами сказок
  • Сочинение историй
  • Дискуссии
  • Общение со сверстниками

Наглядные

  • Контакт глаз
  • Индивидуальные выставки
  • Рассматривание фотоальбомов
  • Беседа у зеркала
  • Кукольные спектакли
  • Экскурсии
  • Наблюдения за природой, птицами, явлениями окружающей

действительности

  • Рассматривание иллюстраций

Практические

  • Физический контакт
  • Кукольные спектакли
  • Игры - драматизации
  • Игры – импровизации
  • Подвижные игры
  • Пальчиковые игры

В игре ребёнка должны быть разные игрушки:

- сюжетные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.);

- двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки);

- строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры);

- игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Для формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного отношения к сверстникам используются различные игры, и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное.

Это такие игры:

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношения. В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который доверил свою жизнь вам.

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательные отношения к близким людям.

«Цветик - семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний. Поощрять желание заботится о других (назови ласковым именем соседа, поздоровайся и посмотри ласково).

Подвижные игры:

«Трамвай»

Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

«Лошадки»

Цель: приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

«Самолеты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Развивающие игры:

«Попроси игрушку»

Цель: Развивать готовность идти друг другу навстречу. Обучить детей эффективным способам общения.

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать способность узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно играть в спокойные хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Заинька попляши».

Можно также организовать совместные сюжетно – ролевые игры с куклами и другими игрушками: «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку» и т.д.

Предметная среда и общая обстановка, в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка вызывающей у него положительные эмоции. 

Большинство игрушек для детского сада позволяют детям усваивать в процессе игры с ними знания о цвете, форме, размере и физических характеристиках предметов. Игрушки обычно растут вместе с детьми. По мере их взросления возможности игрушек расширяются, часто они становятся «героями» сюжетно-ролевых игр.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка, способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. В будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным человеком.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Воспитание маленького гражданина

Воспитание маленького гражданина Дошкольный возраст — доступны ли в этот период жизни первые чувства патриотизма? Самые распространённые патриотические чувства в дошкольном...

Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

 Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада Действующие лица Взрослые: Ведущая, Огородное Пугало. Дети: морковь, чеснок, свекла, огурец, капуста, помидор, Почтальон...

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...