Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток

представлений понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Главным условием полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.

Социально-психологический климат - это динамическое поле отношений в группе, влияющее на самочувствие и активность, комфортное пребывание каждого ребенка.

Для формирования социально-психологического климата хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка, в формировании социально-психологического климата принадлежит игре. Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Задача взрослого - помочь ребенку организовать игру, сделать ее увлекательной. Но, чтобы «заразить» ребенка игрой, надо прежде «заболеть» самому, увлечься.

Взрослые, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят ее, как одно из важных средств воспитания. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, легкость и т.д.

В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В процессе социализации, воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится воспитателю. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

  • Отношениями между воспитателем и детьми;
  • Отношениями между самими детьми;
  • Отношениями между воспитателями;
  • Отношениями между воспитателями и родителями.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

  • Принимать каждого ребенка таким, какой он есть.
  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
  • Помните: ребенок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  • Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Приемы, методы:

Словесные

  • Беседы
  • Игры-беседы
  • Рассказ
  • Чтение художественной литературы
  • Использование игровых ситуаций
  • Игры - беседы с персонажами сказок
  • Сочинение историй
  • Дискуссии
  • Общение со сверстниками

Наглядные

  • Контакт глаз
  • Индивидуальные выставки
  • Рассматривание фотоальбомов
  • Беседа у зеркала
  • Кукольные спектакли
  • Экскурсии
  • Наблюдения за природой, птицами, явлениями окружающей

действительности

  • Рассматривание иллюстраций

Практические

  • Физический контакт
  • Кукольные спектакли
  • Игры - драматизации
  • Игры – импровизации
  • Подвижные игры
  • Пальчиковые игры

В игре ребёнка должны быть разные игрушки:

- сюжетные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.);

- двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки);

- строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры);

- игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Для формирования положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам, стимулирования эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом, преодоления отчужденного отношения к сверстникам используются различные игры, и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное.

Это такие игры:

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительные отношения. В этой игре важна порядочность, ответственность перед человеком, который доверил свою жизнь вам.

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательные отношения к близким людям.

«Цветик - семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний. Поощрять желание заботится о других (назови ласковым именем соседа, поздоровайся и посмотри ласково).

Подвижные игры:

«Трамвай»

Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

«Лошадки»

Цель: приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

«Самолеты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Развивающие игры:

«Попроси игрушку»

Цель: Развивать готовность идти друг другу навстречу. Обучить детей эффективным способам общения.

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать способность узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой полезно играть в спокойные хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Заинька попляши».

Можно также организовать совместные сюжетно – ролевые игры с куклами и другими игрушками: «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку» и т.д.

Предметная среда и общая обстановка, в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка вызывающей у него положительные эмоции. 

Большинство игрушек для детского сада позволяют детям усваивать в процессе игры с ними знания о цвете, форме, размере и физических характеристиках предметов. Игрушки обычно растут вместе с детьми. По мере их взросления возможности игрушек расширяются, часто они становятся «героями» сюжетно-ролевых игр.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка, способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. В будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным человеком.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика)…

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика) для детей 6-7 лет I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Лепка - одно из полезнейших...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: развитие интонационной выразительности речи детей. Образовательные: Закреплять знания детей о голосах домашних...

Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Дидактическое пособие «Веселая ферма» Актуальность: В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных, с условиями, в которых они живут, как...

Читайте также

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...