Консультация для педагогов дошкольного образования «Организация совместной деятельности дошкольников в образовательной деятельности»

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Дошкольные организации вступили в период глубоких качественных изменений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования изменяет содержание и структуру образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а создание благоприятных условий для развития каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Содержание дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности, готовности к совместной деятельности, развитие социального интеллекта.

Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме и многое другое.

Современные требования к дошкольному образованию требуют освоения и использования педагогами дошкольных образовательных учреждений новых эффективных педагогических технологий, новых способов организации деятельности детей.

В связи с этим, актуальным в организации деятельности дошкольников является обучение детей взаимодействию со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества.

Сотрудничество – это стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.

В середине 80-х гг. ХХ в., как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе, оформилась педагогика сотрудничества - направление педагогической теории и практики воспитания.

Основные идеи педагогики сотрудничества:

- Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.

- Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от репродуктивных методов обучения на поисковые, творческие, осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.

- Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе.

- Создание атмосферы радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения, развития и воспитания.

Из современных педагогов проблемой организации совместной деятельности дошкольников занимались Е.М. Фадеева, И.В. Маврина.

Взаимодействие на основе сотрудничества актуально и для периода дошкольного детства. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

Для развития отношений сотрудничества дошкольников необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности, где дети осваивают способы взаимодействия.

Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре - ведущей деятельности дошкольников. Но возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия - предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества (согласования и соподчинения действий). Учитывая возрастные особенности детей, при организации совместной деятельности дошкольников в образовательной деятельности необходимо придерживаться определенных правил.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

3 – 4 лет (младшая группа)

1) Занятия по организации начальных форм сотрудничества проводятся, начиная со второй половины учебного года.

2) Совместную деятельность лучше всего осваивать во время продуктивной деятельности и занятий по сенсорному воспитанию.

3) Состав микрогрупп – пары, обучение диалогу двух партнеров.

4) Для работы берется знакомый материал, с которым ранее дети действовали индивидуально – т.е. материал для закрепления и повторения.

5) Первоначальные 4-6 занятий состоят из 3-х частей:

Первая часть:

  • демонстрация образца нормативных способов сотрудничества через инсценировку взаимодействия кукольных персонажей, а также кооперации двух взрослых, взрослого и ребенка, двух детей.
  • На каждом занятии демонстрируется какой-либо один способ сотрудничества -либо по роли (при этом каждый из партнеров попеременно выступает то в роли «контролера», то в роли «исполнителя»), либо по правилу. В процессе выполнения совместной работы ее участники вежливо обращаются друг к другу, учитывают пожелания товарища, уступая ему более привлекательную роль и т.п.
  • После демонстрации образца взрослый спрашивает у детей, хотят ли они также поиграть с кем-нибудь из товарищей.

Вторая часть:

  • объединение детей в диады для совместного выполнения задания.
  • ребенок может выбирать сверстника по своему желанию.
  • После этого каждой паре детей предлагается пройти к столику и договориться, как они будут работать вместе.

Третья часть :

  • Детям предоставляются либо маски, либо небольшие игрушки в точном соответствии с теми героями, которые использовались при демонстрации способов сотрудничества в 1 части занятия.
  • Взрослый помогает выбрать игрушку или маску и предлагает вспомнить, как куклы (зверюшки) договаривались друг с другом, что делал каждый персонаж.
  • работа проводится с каждой парой детей в отдельности.
  • взрослый вмешивается в дальнейшую работу пары только в тех случаях, когда возникающие разногласия могут привести к разрушению кооперации. Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия. Возникающие конфликтные ситуации обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников.
  • На данном этапе взаимодействие детей является очень непродолжительным по времени. Часть детей могут покинуть занятие до его завершения, часть, выполнив задание, предлагают своему партнеру повторить его еще раз или выбирают другого сверстника для совместной работы. В обоих случаях пожелания детей учитываются.

6) Следующие занятия (не менее 10 занятий) имеют другую структуру:

Первая часть:

  • вербальное обозначение взрослым ситуации занятия
  • напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности,
  • обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания.

Вторая часть:

  • образование диад по желанию;
  • помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров

Третья часть:

  • самостоятельное распределение обязанностей в диаде, разделение операций,
  • совместное выполнение задания,
  • помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий

Четвертая часть:

  • Педагог организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

4 – 5 лет (средняя группа)

1) В работе можно использовать новый материал

2) Совместную деятельность лучше всего организовывать во время продуктивной деятельности на материале ознакомления с природой

3) состав подгрупп – 3-4 человека

4) Каждое последующее занятие усложняется по содержанию работы

5) Первые 5 занятий:

- тема работы задается взрослым (например, «Аппликация «Осенний ковер»)

- ведущая роль в планировании совместной работы остается за взрослым

- состав подгрупп – 3 человека

- структура занятий:

Первая часть:

  • создание положительного эмоционального настроя перед совместной работой (беседа по теме работы с использованием стихотворений, музыки, иллюстраций и т.п. им

Вторая часть:

  • объединение детей в подгруппы
  • помощь взрослого в планировании совместной работы
  • реализация детьми коллективного замысла продукта.

Третья часть:

  • анализ и оценка продуктов совместной творческой деятельности.
  • взрослый особо выделяет оригинальные находки в каждой композиции.

6) Последующие занятия (не менее 4-х занятий):

- состав подгрупп увеличивается до 4-х человек

- тематика работ становится более общей (например, «Метель»)

- этапы занятия сохраняются те же, что и на предыдущих занятиях

- детям предоставляется больше самостоятельности в выборе материалов и в планировании работы.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

5 – 6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет способен самостоятельно предложить план общего дела и договориться о распределении обязанностей.

1) Совместную деятельность можно организовывать в продуктивной, физической, познавательной деятельности.

2) Состав подгрупп может быть 4-5 человек

3) Общий характер заданий (например, «Нарисовать красивый лес»)

4) Перед началом каждой совместной работы педагог подчеркивает зависимость общего результата от качества работы каждого (например, при выполнении коллективного рисунка улицы: «Наша улица будет красивой, нарядной, если каждый дом будет радовать своим видом, если он будет ровным, аккуратно покрашенным...»

5) Помощь педагога:

- в ведении спора и выхода из конфликтной ситуации

- в организации работы только тем, кто не может договориться и найти свое место в общем деле.

6) Вводится распределение работы между участниками подгруппы

(например, «Сегодня мы с вами будем лепить посуду для кукол. Но как сделать, чтобы у нас были и чашки, и блюдца, и сахарницы, и другая посуда? Давайте будем лепить вот так: за каждым из столов (за одним столом сидят четыре-пять человек) должно быть вылеплено по сервизу» - таким образом, перед детьми ставится задача распределения работы (кто какой предмет будет лепить).

  • В 1-ый раз – педагог проводит подробное совместное обсуждение, распределение обязанностей, демонстрирует способы согласования мнений
  • В последующих случаях дети пробуют самостоятельно

7) Во 2-ой половине учебного года педагог вводит ответственность за то, что участник группы может подвести всю группу (например, «Если кто-либо не постарается, он подведет всю группу»). НО!, не осуждая работу конкретного ребенка (например, перед началом очередной работы подойти к ребенку и спокойно, но настойчиво сказать: «Коля, ты должен больше стараться. На прошлом занятии ты невнимательно слушал мое объяснение и допустил ошибку»

8) Во 2-ой половине учебного года можно вводить задания типа: «Вылепить композицию к сказке…(к эпизоду сказки…)».

9) Если во время совместной работы кто-то из детей раньше закончил выполнять свою часть работы, педагог может предложить ему дополнительное задание в рамках групповой работы

(например, «вылепи дерево для полянки»)

10) В течение всего года педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей.

11) В ходе работы допускается некардинальное изменение замысла.

Требования к организации совместной деятельности дошкольников

6 – 7 лет (подготовительная группа)

Дети 6-7 лет могут самостоятельно продумать тему, сюжет, композицию; спланировать действия, распределить роли в группе.

1) Совместную деятельность можно организовывать во всех видах деятельности (образовательная, трудовая, музыкальная, продуктивная и т.д.)

2) Совместную деятельность можно использовать при изучении новой темы, при освоении нового способа деятельности.

3) В совместной деятельности возможна интегративная деятельность (например, сначала выполнить коллективный рисунок, затем составить по нему коллективный рассказ)

4) Состав подгрупп может быть 4-6 человек.

5) Общий характер заданий (например, «Нарисовать красивый лес»)

6) Способ сотрудничества зависит от программного материала.

7) Перед началом каждой совместной работы педагог подчеркивает зависимость общего результата от качества работы каждого.

8) Практикуется ответственность за то, что участник группы может подвести всю группу.

9) Педагог осуществляет постоянный контроль за тем, все ли дети принимают участие в обсуждении замысла, плана работы и вовлекает пассивных детей

10) В конце коллективной работы обязательно проводится выставка работ с взаимооценкой и самооценкой

11) После выполнения коллективной работы педагог может предложить подгруппе рассказать о том, как они работали:

- «Как вы договорились?»

- «Что вы сделали потом?»

- «Как вы вышли из этого положения?»

- и т.п.

12) Для формирования навыков сотрудничества необходимо вводить в игру детей следующие приемы:

- в игре взрослого с ребенком взрослый показывает ребенку образцы взаимодействия на правах равного партнера;

- введение в игру детей - «болельщиков»;

- введение в коллективную игру «управляющего» (одного из детей), который «дирижировал» бы игрой остальных участников и тем самым учился одновременно учитывать позиции всех играющих;

- введение в игру двух «управляющих» с взаимно противоположными позициями таким образом, чтобы в течение всей игры они должны были учиться удерживать общую задачу, сохраняя при этом соревновательные отношения;

- игра, в которой ребенок исполняет одновременно две роли с взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение одновременно рассматривать ситуацию с разных сторон.

Возможные варианты объединения детей в микрогруппы

1) пары, включающие детей с одинаковым уровнем возможностей.

2) пары, включающие детей с разным уровнем возможностей;

3) пары, сформированные по единообразию задачи;

4) по желанию детей.

Возможные формы организации совместной деятельности дошкольников

1) Совместно-индивидуальная модель сотрудничества - каждый ребёнок выполняет свою часть общей работы индивидуально. Это часть станет частью общего итогового результата.

Например: «Изготовление книги» - рисование страниц

При данной форме организации воспитателю необходимо:

  • Продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости - фона;
  • Выбрать единый изобразительный материал и технику изображения, как для фона, так и для деталей коллективной композиции;
  • Определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;
  • Определить технику «сборки» коллективной композиции, т. е. продумать, чем и как будут между собой соединяться, или крепиться отдельные детали к общему фону;
  • Продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для завершения работы

2) Совместно-последовательная модель - последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого.

Например: изготовление цепочки из бумаги: 1 – режет полосочки, 2 – склеивает.

3) Совместно-взаимодействующая модель - сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата. Предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.

Например: Подготовка к спектаклю: 1 группа - костюмы, 2 группа -декорации, роли.

 

Список используемых источников:

1. Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Электронный ресурс] / Р.С. Буре // Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе. URL: http://www.studmed.ru/view/hrestomatiya-po-kursu-razvitie-sotrudnichestva-doshkolnikov-v-obrazovatelnom-processe_56b2f0c763f.html

2. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса [Электронный ресурс] / И.В. Маврина // Психологическая наука и образование. – 2005. - №2 – С. 94 – 100 // URL: http://psyjournals.ru/files/1291/psyedu_2005_n2_Mavrina.pdf

3. Маврина, И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / И.В. Маврина // Детская психология. URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8485.php

4. Маврина, И.В. Организация взаимодействия детей 3 -5 лет на развивающих занятиях [Электронный ресурс]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Ирина Владимировна Маврина // Библиотека диссертаций. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/organizacija-vzaimodejstvija-detej-3-5-let-na-razvivajuwih-zanjatijah.html



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

Занятие по обучению грамоте «Поход к волшебнице Знаний»

Занятие по обучению грамоте«Поход к волшебнице Знаний» В подготовительной группе   I. Организационный момент Воспитатель: Игра-приветствие:  «Здравствуй друг» Здравствуй милый добрый друг, Становись со мною в круг, Будем...

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» в старшей группе

Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»в старшей группе Цели: 1. Закрепить знания детей о живой и неживой природе осенний - зимний период. 2. Через...

Проект «Пылает рябина в осеннем саду...»

Проект «Пылает рябина в осеннем саду...» Паспорт проекта Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: среднесрочный Участники: воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители Актуальность: Рябина -  одно из...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство