Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста

Математические представления служат значимым средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Активность, сознательность, наглядность, доступность и мера, научность подходов, последовательность, системность, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, связь теории с практикой, прочность усвоения получаемых знаний – все это является содержательной полнотой, актуальной для развития ребенка.

Для формирования математических представлений в собственной педагогической деятельности широко использую дидактические игры, способствующие пробуждению у дошкольников интереса к знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическая игра представляет собой одну из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая цель, которую преследует взрослый и игровая цель, ради которой действует ребенок.

Цель: организовать работу с детьми по формированию элементарных математических представлений на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Развивать у детей образное и логическое мышление, психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), познавательный интерес к элементарным математическим понятиям при помощи дидактических игр. 

2. Воспитывать интерес к играм с математическим содержанием.

3. Обогащать и расширять словарный запас детей через ознакомление с дидактической игрой. 

Для реализации поставленной цели создала условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности у детей посредством игры. 
Пополнила предметную среду дидактическими играми по формированию полноценного воспитания и развития воспитанников.

При использовании дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности, стараюсь создавать такие условия, чтобы дидактические игры воспринимались детьми как естественное продолжение их собственной игровой деятельности. При таком подходе дети незаметно переходят от игры к обучению, перемещаясь по группе, рассматривая конструктор, картинки, схемы.

Необходимым условием является проведение игр в атмосфере доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Главной задачей здесь является включение всех детей в активное и системное усвоение основ математики. Для этого учитываю индивидуальные особенности детей, опираюсь на уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход предоставляет возможность обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что приводит к развитию внимания, общих интеллектуальных способностей, предупреждает пассивность некоторых детей. При таком подходе решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи, он способствует повышению качественного уровня обучения и создает необходимые условия для рационального дозирования психологической и умственной нагрузки..

Организуя с детьми работу математической направленности в нетрадиционных формах, руководствуюсь психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры познания ребенка: использование деятельностного подхода, принцип сочетания индивидуальной и коллективной деятельности, принцип интересной подачи материала.

Созданные мной игры включают большой набор наглядности и взаимосвязаны между собой. Для ознакомления детей с числом, в первую очередь, использую игру «Математические пазлы», затем использую дидактическую игру «Собери цветочек» для закрепления обучению детей счету.

Привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это в комплексе создает у детей положительный эмоциональный настрой.

Дидактическая игра «Математические пазлы»

1

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Задачи:

1. Систематизировать знание чисел и закрепить счет.

2. Способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, памяти, навыков самопроверки и самоконтроля.

4. Пробуждать интерес к предмету через игру.

Методика проведения:

Предлагаю детям собрать картинку. Для того, чтобы картинка сложилась правильно, им необходимо собрать конструктор с цифрами по порядку. Дошкольникам очень нравится эта игра, они с большим интересом считают, подбирают и собирают новые картинки, которые я периодически меняю для них.

Дидактическая игра «Собери цветочки»

2

Цель: закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание.

Задачи:

1. Развивать представление детей о составе числа.

2. Закреплять умение соотносить число с цифрой.

3. Побуждать детей находить разные варианты при составлении большего числа из двух меньших.

4. развивать память, внимание, зрительное восприятие, умение делать логические умозаключения.

Методика проведения:

Предлагаю детям собрать цветы из конструктора. В конструкторе есть серединки с числом и лепестки с примерами. На столах раскладываем элементы конструктора: серединки цветов с числами 5, 6, 7, 8, 9, 10. Лепестки с примерами раздаю детям. Использую данную игру в непосредственной образовательной деятельности в форме соревнования: по сигналу детям предлагается найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая быстро и правильно соберет свой цветочек. Также использую данную игру и в индивидуальной работе с детьми.

Таким образом, пришла к выводу, что использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, позволяет повышать их познавательную активность и расширить математические представления. Благодаря дидактическим играм, мне удалось сконцентрировать внимание детей и вызвать интерес даже у самых несобранных детей в группе. Широкое применение познавательных дидактических игр способствовало усвоению детьми математических знаний и умений без перегрузок и утомительных занятий.

Рекомендации по использованию материала.

Представленные мной дидактические игры могут быть широко использованы в практике непосредственной образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В целях повышения познавательного интереса педагогам следует разнообразить формы работы с детьми. Для этого мной созданы собственные обучающие игры.

При изготовлении наглядности для игр можно использовать все, что находится под рукой. Основное условие – безвредность и надежность материалов.

Созданные мной дидактические игры интересны и просты в изготовлении.

 

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. «Дидактические игры в детском саду». Изд. «Сфера» 2016г

2. Давидчук А., Селихова Л. «Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет». Изд. «Сфера» 2015 год.

3. Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой». Изд. «Вентана – Граф» 2015 год.



Новые публикации

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Читайте также

Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у…

Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках»

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках» Аннотация к лепбуку «Здоровье планеты - в наших руках» Сегодня, мир не такой как вчера...

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе

Аппликация из пластилина «Ёлочка нарядная!» в старшей группе Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития мелкой моторики. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...