Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста

Математические представления служат значимым средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Активность, сознательность, наглядность, доступность и мера, научность подходов, последовательность, системность, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, связь теории с практикой, прочность усвоения получаемых знаний – все это является содержательной полнотой, актуальной для развития ребенка.

Для формирования математических представлений в собственной педагогической деятельности широко использую дидактические игры, способствующие пробуждению у дошкольников интереса к знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическая игра представляет собой одну из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая цель, которую преследует взрослый и игровая цель, ради которой действует ребенок.

Цель: организовать работу с детьми по формированию элементарных математических представлений на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Развивать у детей образное и логическое мышление, психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), познавательный интерес к элементарным математическим понятиям при помощи дидактических игр. 

2. Воспитывать интерес к играм с математическим содержанием.

3. Обогащать и расширять словарный запас детей через ознакомление с дидактической игрой. 

Для реализации поставленной цели создала условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности у детей посредством игры. 
Пополнила предметную среду дидактическими играми по формированию полноценного воспитания и развития воспитанников.

При использовании дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности, стараюсь создавать такие условия, чтобы дидактические игры воспринимались детьми как естественное продолжение их собственной игровой деятельности. При таком подходе дети незаметно переходят от игры к обучению, перемещаясь по группе, рассматривая конструктор, картинки, схемы.

Необходимым условием является проведение игр в атмосфере доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Главной задачей здесь является включение всех детей в активное и системное усвоение основ математики. Для этого учитываю индивидуальные особенности детей, опираюсь на уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход предоставляет возможность обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что приводит к развитию внимания, общих интеллектуальных способностей, предупреждает пассивность некоторых детей. При таком подходе решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи, он способствует повышению качественного уровня обучения и создает необходимые условия для рационального дозирования психологической и умственной нагрузки..

Организуя с детьми работу математической направленности в нетрадиционных формах, руководствуюсь психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры познания ребенка: использование деятельностного подхода, принцип сочетания индивидуальной и коллективной деятельности, принцип интересной подачи материала.

Созданные мной игры включают большой набор наглядности и взаимосвязаны между собой. Для ознакомления детей с числом, в первую очередь, использую игру «Математические пазлы», затем использую дидактическую игру «Собери цветочек» для закрепления обучению детей счету.

Привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это в комплексе создает у детей положительный эмоциональный настрой.

Дидактическая игра «Математические пазлы»

1

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Задачи:

1. Систематизировать знание чисел и закрепить счет.

2. Способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, памяти, навыков самопроверки и самоконтроля.

4. Пробуждать интерес к предмету через игру.

Методика проведения:

Предлагаю детям собрать картинку. Для того, чтобы картинка сложилась правильно, им необходимо собрать конструктор с цифрами по порядку. Дошкольникам очень нравится эта игра, они с большим интересом считают, подбирают и собирают новые картинки, которые я периодически меняю для них.

Дидактическая игра «Собери цветочки»

2

Цель: закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание.

Задачи:

1. Развивать представление детей о составе числа.

2. Закреплять умение соотносить число с цифрой.

3. Побуждать детей находить разные варианты при составлении большего числа из двух меньших.

4. развивать память, внимание, зрительное восприятие, умение делать логические умозаключения.

Методика проведения:

Предлагаю детям собрать цветы из конструктора. В конструкторе есть серединки с числом и лепестки с примерами. На столах раскладываем элементы конструктора: серединки цветов с числами 5, 6, 7, 8, 9, 10. Лепестки с примерами раздаю детям. Использую данную игру в непосредственной образовательной деятельности в форме соревнования: по сигналу детям предлагается найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая быстро и правильно соберет свой цветочек. Также использую данную игру и в индивидуальной работе с детьми.

Таким образом, пришла к выводу, что использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, позволяет повышать их познавательную активность и расширить математические представления. Благодаря дидактическим играм, мне удалось сконцентрировать внимание детей и вызвать интерес даже у самых несобранных детей в группе. Широкое применение познавательных дидактических игр способствовало усвоению детьми математических знаний и умений без перегрузок и утомительных занятий.

Рекомендации по использованию материала.

Представленные мной дидактические игры могут быть широко использованы в практике непосредственной образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В целях повышения познавательного интереса педагогам следует разнообразить формы работы с детьми. Для этого мной созданы собственные обучающие игры.

При изготовлении наглядности для игр можно использовать все, что находится под рукой. Основное условие – безвредность и надежность материалов.

Созданные мной дидактические игры интересны и просты в изготовлении.

 

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. «Дидактические игры в детском саду». Изд. «Сфера» 2016г

2. Давидчук А., Селихова Л. «Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет». Изд. «Сфера» 2015 год.

3. Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой». Изд. «Вентана – Граф» 2015 год.



Новые публикации

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...

Мастер-класс «Подарок для папы»

Мастер-класс «Подарок для папы» Прекрасный подарок папе на 23 февраля. Для работы нам понадобиться:- картон цветной,- ножницы,- клей – карандаш,- цветная бумага,-...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В…

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В стране Знаний» Цели: подготовка старших дошкольников к обучению в школе, формирование позитивной мотивации...

Читайте также

Конспект ННОД «Домик для мишки»

Конспект ННОД «Домик для мишки» Вторая младшая группа   Приоритетная образовательная область: Речевое развитие. Задачи: Образовательная. Формировать умения поддерживать беседу, вести содержательный рассказ, инициативно высказываться. Формировать и обогащать словарь...

Интегрированное занятие-игра для детей старшей группы компенсирующей направленности (дети с…

Интегрированное занятие-игра для детей старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР)«Школа выживания. Огонёк хочет в лес» Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Космическое путешествие»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Космическое путешествие» Цель: Закрепить порядковый счет от 1 до 10. Учить понимать отношения рядом...


Комментарии

  • Ирина
    Плагиат. Даже не удосужилась наиля наильевна исправить орфографические ошибки. Возможно нет достаточных ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике»

Sample Image

МАДОУ №441 «Кузнечик» Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике» Подготовили воспитатели Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна   Актуальность. Ребенок – это маленький исследователь, который с радостью открывает для себя новый и интересный мир...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Расскажи сказку по картинкам "Три медведя"

Sample Image

Аннотация. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам» предназначена для детей дошкольного возраста. Игра развивает речь, внимание, память и связную речь. Веселые, яркие картинки помогут в этом. Может использоваться для групповой и подгрупповой работы. Цель : разложить картинки в правильной...

Мастер-класс для родителей "Игры дома для автоматизации звуков"

Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека для автоматизации звуков» Наступил долгожданный момент: на индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить трудный для него звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно...

Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Коррекционная цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения. Задачи: Развивать творческие способности детей Развивать организованность, самостоятельность, инициативность Воспитывать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство