Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста

Математические представления служат значимым средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Активность, сознательность, наглядность, доступность и мера, научность подходов, последовательность, системность, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, связь теории с практикой, прочность усвоения получаемых знаний – все это является содержательной полнотой, актуальной для развития ребенка.

Для формирования математических представлений в собственной педагогической деятельности широко использую дидактические игры, способствующие пробуждению у дошкольников интереса к знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическая игра представляет собой одну из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая цель, которую преследует взрослый и игровая цель, ради которой действует ребенок.

Цель: организовать работу с детьми по формированию элементарных математических представлений на основе использования дидактических игр.

Задачи:

1. Развивать у детей образное и логическое мышление, психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение), познавательный интерес к элементарным математическим понятиям при помощи дидактических игр. 

2. Воспитывать интерес к играм с математическим содержанием.

3. Обогащать и расширять словарный запас детей через ознакомление с дидактической игрой. 

Для реализации поставленной цели создала условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности у детей посредством игры. 
Пополнила предметную среду дидактическими играми по формированию полноценного воспитания и развития воспитанников.

При использовании дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности, стараюсь создавать такие условия, чтобы дидактические игры воспринимались детьми как естественное продолжение их собственной игровой деятельности. При таком подходе дети незаметно переходят от игры к обучению, перемещаясь по группе, рассматривая конструктор, картинки, схемы.

Необходимым условием является проведение игр в атмосфере доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Главной задачей здесь является включение всех детей в активное и системное усвоение основ математики. Для этого учитываю индивидуальные особенности детей, опираюсь на уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход предоставляет возможность обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что приводит к развитию внимания, общих интеллектуальных способностей, предупреждает пассивность некоторых детей. При таком подходе решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи, он способствует повышению качественного уровня обучения и создает необходимые условия для рационального дозирования психологической и умственной нагрузки..

Организуя с детьми работу математической направленности в нетрадиционных формах, руководствуюсь психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры познания ребенка: использование деятельностного подхода, принцип сочетания индивидуальной и коллективной деятельности, принцип интересной подачи материала.

Созданные мной игры включают большой набор наглядности и взаимосвязаны между собой. Для ознакомления детей с числом, в первую очередь, использую игру «Математические пазлы», затем использую дидактическую игру «Собери цветочек» для закрепления обучению детей счету.

Привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это в комплексе создает у детей положительный эмоциональный настрой.

Дидактическая игра «Математические пазлы»

1

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Задачи:

1. Систематизировать знание чисел и закрепить счет.

2. Способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы.

3. Способствовать развитию произвольного внимания, памяти, навыков самопроверки и самоконтроля.

4. Пробуждать интерес к предмету через игру.

Методика проведения:

Предлагаю детям собрать картинку. Для того, чтобы картинка сложилась правильно, им необходимо собрать конструктор с цифрами по порядку. Дошкольникам очень нравится эта игра, они с большим интересом считают, подбирают и собирают новые картинки, которые я периодически меняю для них.

Дидактическая игра «Собери цветочки»

2

Цель: закрепление навыков решения примеров на сложение и вычитание.

Задачи:

1. Развивать представление детей о составе числа.

2. Закреплять умение соотносить число с цифрой.

3. Побуждать детей находить разные варианты при составлении большего числа из двух меньших.

4. развивать память, внимание, зрительное восприятие, умение делать логические умозаключения.

Методика проведения:

Предлагаю детям собрать цветы из конструктора. В конструкторе есть серединки с числом и лепестки с примерами. На столах раскладываем элементы конструктора: серединки цветов с числами 5, 6, 7, 8, 9, 10. Лепестки с примерами раздаю детям. Использую данную игру в непосредственной образовательной деятельности в форме соревнования: по сигналу детям предлагается найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая быстро и правильно соберет свой цветочек. Также использую данную игру и в индивидуальной работе с детьми.

Таким образом, пришла к выводу, что использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, позволяет повышать их познавательную активность и расширить математические представления. Благодаря дидактическим играм, мне удалось сконцентрировать внимание детей и вызвать интерес даже у самых несобранных детей в группе. Широкое применение познавательных дидактических игр способствовало усвоению детьми математических знаний и умений без перегрузок и утомительных занятий.

Рекомендации по использованию материала.

Представленные мной дидактические игры могут быть широко использованы в практике непосредственной образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В целях повышения познавательного интереса педагогам следует разнообразить формы работы с детьми. Для этого мной созданы собственные обучающие игры.

При изготовлении наглядности для игр можно использовать все, что находится под рукой. Основное условие – безвредность и надежность материалов.

Созданные мной дидактические игры интересны и просты в изготовлении.

 

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. «Дидактические игры в детском саду». Изд. «Сфера» 2016г

2. Давидчук А., Селихова Л. «Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет». Изд. «Сфера» 2015 год.

3. Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой». Изд. «Вентана – Граф» 2015 год.



Новые публикации

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят...

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии»

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии» Авторы и участники проекта: дети подготовительной группы «Капелька», родители, воспитатели. Название проекта «Сколько профессий и все хороши...

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Читайте также

Влияние семейных конфликтов на будущее счастье детей

Влияние  семейных конфликтов на будущее  счастье детей Консультация для родителей. Как влияют неблагополучные отношения между членами семьи на будущую жизнь...

Спортивно-музыкальный досуг «Да, я буду генералом!»

Спортивно-музыкальный досуг «Да, я буду генералом!» старшая логопедическая группа «Колокольчик» Цели: 1. Пропаганда ЗОЖ; 2. Воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на…

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе на тему: «Математическое приключение»   Цель: упражнять в использовании математических представлений в игровых ситуациях...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Познавательная деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует...

Геометрические фигуры

Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами и формами предметов через игру.     Изучение эталонов форм предметов, т.е. геометрических фигур необходимо для познания ребенком окружающего мира. Благодаря этому у детей расширяются и углубляются знания об окружающей действительности, развиваются умственные операции (анализ...

ООД Познавательное развитие.Тема: «Как поступают добрые люди»

Цель :  cоздание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - содействия накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми ; - воспитания отрицательного отношения к грубости, жадности; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой...

«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что…

Воспитатель – кто это такой?Наставник или назидатель?А может, он творец и душ ваятельА может просто человек,След оставляющий на век?И простотой и глубиной душиСпособный в жизнь нам выстроить мосты!

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство