Играем и развиваем речевое дыхание

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание, которое входит в сложную функциональную речевую систему и представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Большое число исследователей, а также мой личный опыт указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Процесс формирования правильного речевого дыхания достаточно долгий и кропотливый: от постановки правильного диафрагмального типа дыхания и формирования длительного ротового выдоха до тренировки удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы. А так как в дошкольном возрасте основным и самым любимым видом деятельности является игра, стараюсь использовать на всех этапах как можно больше игровых приёмов. Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами, которые использую в своей работе.

На этапе отработки воздушной струи без участия голоса можно использовать следующие игры:

  1. “Ароматный цветочек” - на искусственный цветок предварительно капаю капельку аромамасла и предлагаю сделать вдох, задержать дыхание- понюхать цветок (вдохнуть аромат).
  2. “Сильный ветер” - сделать вдох и резким выдохом задуть свечу.
  3. “Тихий ветерок” - сделать вдох и по сигналу медленно дуть на пламя свечи, чтобы оно отклонялось, но не гасло.
  4. ”Снегопад” – предлагаю малышу подуть на снежинки, сделанные из бумажных салфеток, так, чтобы они полетели.
  5. “Гонки” - через короткую трубочку предлагаю детям подуть на бумажные машинки. Чья машинка одержит победу в гонках.
  6. ”Султанчик” - предлагаю долго дуть на султанчик из полосок цветной бумаги. “Весёлые карандаши” - предлагаю детям вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (можно в соревновательной форме).
  7. “Буря в стакане” - предлагаю подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный, тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
  8. “Мыльные пузыри” - чей пузырь будет летать дольше?
  9. “Футбол” - дети задувают мячи из ваты в футбольные ворота.

На этапе отработки воздушной струи с участием голоса использую такие игровые приемы:

  1. Для отработки удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных и согласных звуков использую звукоподражания. (Труба гудит: у-у-у-у-у; пароход гудит: у-у-у-у-у; медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; ветер воет: у-у-у; девочка плачет: а-а-а; комар летит: з-з-з; змея шипит ш-ш-ш и т.д.)
  2. “Эхо в лесу”. Детей распределяю на две группы. Первая группа вместе с мной громко произносит звуки или их сочетания. Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.
  3. “Вьюга” - вместе с детьми изображаем сначала начало вьюги - тихое, длительное у-у-у, затем вьюга усиливается - громкое длительное у-у-у.
  4. “Насос” - ребёнок встаёт прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища и произнесением звука с-с-с.
  5. “Дровосек”. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Ребенок поднимает сцепленные руки вверх – вдох, опускает вниз – медленный выдох с произнесением слова ух-х-х.
  6. “Петух”. Ребенок встает прямо, руки опущены. Затем поднимает руки в стороны, хлопает ими по бедрам. Выдыхая, произносит: ку-ка-ре-ку.

Призываю всех педагогов не забывать о роли игры и игровых моментов в нашей работе. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.



Новые публикации

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет»

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет» Сегодня Интернет для большинства людей стал жизненной необходимостью. В наши дни мы все проводим...

Читайте также

Проект «Да здравствует мыло душистое!»

Проект «Да здравствует мыло душистое!» (Вторая младшая группа) Актуальность проекта. Культурно-гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеют большое значение. Гигиенические навыки помогают...

Дидактическая игра «Ёжик и яблоки»

Дидактическая игра «Ёжик и яблоки» в группе второго раннего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Ёжик и яблоки» будет интересна детям 2-3 лет. Данная игра...

Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа

Перспективное планирование «От рождения до школы» 2 младшая группа

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...