Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»

Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.

Эти перемены требуют новых подходов в системе отношений «дошкольное учреждение – семья». ФГОС ДО четко определяет место родителей в едином образовательном пространстве – родители не сторонние наблюдатели, а активные участники педагогического процесса. Мы часто встречаемся с педагогической пассивностью родителей, непониманием родителями своей воспитательной функции, нежеланием установить единые требования к ребенку в детском саду и семье. Все эти факторы способствуют возникновению проблем в системе взаимоотношений «ДОУ – семья», поэтому назрела необходимость нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода, в связи с этим необходимо разработать систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями. Прежде всего, нужно установить партнерские отношения с семьями воспитанников объединить усилия для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, а также, развивать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их педагогический статус и уверенность в себе.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Только при совокупности этих факторов возможно говорить о принципиально новых отношения семьи и ДОУ.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка лучше всего начать с традиционного анкетирования, например, на тему «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Говоря о нетрадиционных способах взаимодействия с семьями воспитанников нельзя отрицать и эффективность традиционных форм, которые можно усовершенствовать и применять их как новые способы сотрудничества. Инновационные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье. Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Так, это может быть и сайт дошкольного учреждения и информационное издание детского сада или группы, которые могут информировать об организации работы дошкольного учреждения, о новых нормативных документах, обо всех ярких событиях, достижениях дошкольного учреждения.

Сайт, газета выступают не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что очень важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.

Что для любого родителя является самым ценным в «садовской» жизни ребенка? Конечно же, это информация о нем. Именно та скрытая информация, которой владеет только воспитатель. Ведь именно педагог проживает в течение дня много мгновений вместе с детьми и очень важно уметь подмечать «нужную» информацию о том или ином ребенке. Можно вести, допустим, дневник наблюдений и фиксировать самое интересное - и на очередном родительском собрании поделиться с этой информацией с родителями.

Сбор информации о достижениях детей каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить, то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх. Достижение - это безусловны успех ребёнка в чём-либо. Это выработка из фактов, полученных в ходе наблюдений. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.

Данная форма письменного информирования родителей о достижениях детей очень важная перспектива. Этим самым родителям демонстрируются замечательные мгновения жизни ребёнка в детском саду (скрытые от их глаз), чтобы у родителей формировались позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в детском саду, изменились представления о родительской роли в обучении и развитии ребёнка.

Воспитатель общается с родителями посредством и письменной речи и здесь так же важно проявить смекалку, а не использовать формальный, сухой язык просьб и обращений.

Для привлечения родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках по ремонту игрового оборудования, вместо обычных традиционных объявлений о проводимом мероприятии можно изменить содержание объявления. Например:

Дорогие наши мамы и папы!

Теперь у нас на игровой площадке есть настоящий цветник. Мы с удовольствие ухаживаем за цветами. Вот только растениям недостаточно земли. Пожалуйста, помогите цветнику разрастись пышным цветом. А мы в свою очередь обещаем ухаживать за цветами, чтобы они долго радовали ваши глаза!

Ваши детки.

При подготовке к родительским собраниям, беседам, консультациям педагоги могут использовать следующие формы работы с родителями:

«Паровозик мудрости» – в приёмной вывешивается макет паровоза. В головном вагоне обозначается проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Вагоны паровоза пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме.

Например:

- «Детские капризы»;

- «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым»;

- «Когда у нас родился второй ребёнок, мы…»;

- «Чтобы ребёнок не болел» и т.п.

«Портрет идеального родителя» (воспитателя)– в приёмной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом листе черты идеального родителя.

«Недописанный тезис» – на стенде размещается фраза, например:

- «Счастливая семья – это…»;

- «Хороший воспитатель – это...»;

- «Семейные традиции – это...» и т.п.

Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.

Особо необходимо отметить инновационную форму работы с родителями, которую можно практиковать - обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.

Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей можно использовать разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей может стать ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования. В результате можно выявить примеры хорошего воспитания в семье, родителей, имеющих высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.

Исходя из выше перечисленного, можно увидеть, в какой семье воспитательный потенциал высок и кто может поделиться опытом по поднимаемой проблеме на родительском собрании, семинаре или конференции.

Не выходя за пределы своего коллектива, родители легче будут делиться своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания, будут искать выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом можно просмотреть и выслушать на собраниях, их можно будет обсудить, что способствует обмену опытом семейного воспитания.

Обобщение семейного опыта родителями может оформиться в продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов, докладов, альбомов, фильмов, фотовыставок, компьютерных презентаций.

Педагогам необходимо сделать повседневным активное участие родителей во всевозможных мероприятиях: акции, конкурсы, проекты и т.д. Все это, в первую очередь, сближает родителя собственным ребенком, а ведь малышу порой так не хватает элементарного внимания мамы и папы. Ведь пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие.

Об эффективности проводимой работы с родителями в детском саду могут свидетельствовать:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
  • активность взрослых в жизни детского сада и группы.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволит пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду. 



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

В нашем садике родном, очень весело живем

В нашем садике родном, очень весело живем Много праздников прошло за этот месяц в нашем Детском саду № 236. Дети из групп...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме…

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме «Удивительный мир Хохломы» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному...

Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений Разновозрастная группа (2,5 -…

Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений Разновозрастная группа (2,5 - 4,5 года) Предлагаемые конспекты занятий построены с опорой на прикладной иллюстративный материал...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...