Консультация для молодых специалистов «Нравственное воспитание детей на музыкальных занятиях»

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, развивается кругозор.

Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. На занятиях музыкой, под руководством педагога, у ребят пробуждается активный интерес к окружающему миру, складываются нравственные понятия о том, что хорошо, а что плохо в нашей жизни. Задача педагога-научить детей не только правильно петь, ритмично двигаться под музыку, импровизировать голосом, играть на детских музыкальных инструментах, но и достигнуть определенного воспитательного воздействия на их внутренний мир.

Значение музыкальных занятий многосторонне. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого, формируется его эстетическое отношение к окружающему, к разнообразным видам искусства в целом. На занятиях формируются положительные качества как отдельной личности, так и коллектива в целом.

Музыкальные занятия должны соответствовать общим педагогическим требованиям, однако, есть и характерные отличия, которые заключаются в том, что здесь сочетается одновременно несколько видов деятельности (ритмика, пение, восприятие).

В течении одного занятия проводится знакомство с песнями, танцами, хороводами пьесами различной тематики, характера, настроения. Весь программный музыкальный материал призван воспитывать в детях доброту, сердечность, искренность, любовь к окружающим, родным, друзьям, к своей природе и к своей Родине. Музыкальный материал учитывает возрастные особенности детей, так в младшем возрасте дети учатся кормить птичку («Птичка»  Т. Попатенко), кошечку («Киска к деткам» подошла В. Карасевой), укладывать спать мишку («Колыбельная» А. Филиппенко). В старшем дошкольном возрасте учатся дружить («Мы дружные ребята» муз. С. Разоренова, любить свой детский сад («Детский сад» муз. А. Филиппенко), быть защитником своей Родины, своей мамы («Ты не бойся, мама» муз. Протасова), любить свою улицу, свой город, свой край («Край, в котором ты живешь» муз. Г. Гладко-ва).

Музыкальный материал, выученный на занятиях, можно объединять по темам и проводить тематические занятия, развлечения. («На бабушкином дворе» 3 г. ж., «Ребятам о зверятах», 4-5 г. ж., «Неразлучные друзья взрослые и дети» 6г. ж., «Учите правила дорожного движения» 6г. ж., «Мы земляне - наш дом планета Земля» 6-7 г. ж., «Город доброты» 6-7 г. ж.

Программный репертуар очень обширный и разнообразный. Кроме программного на занятиях можно использовать дополнительный музыкальный материал, который представлен в методических журналах «Музыкальный руководитель», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Колокольчик», а также на просторах интернета, зарегистрировавшись на специализированных сайтах.

Если рассматривать как осуществляется нравственное воспитание детей по видам музыкальной деятельности, то можно отметить следующее: в процессе слушания дети учатся эмоционально сопереживать, развивается воображение; в процессе пения решается очень много воспитательных задач, о них говорилось выше; в процессе ритмических движений учатся уважению к партнерам в танце (как правильно пригласить девочку на танец, как отвести ее на свое место), в играх воспитывается чувство коллективизма («Кавалеристы» муз. Вилькорейской, «Плетень» руск. нар. мел.; в игре на д. м. инструментах - взаимопомощь, взаимовыручка (показывать друг другу правильные приемы игры).

Итогом правильно поставленной и проведенной работы как правило являются утренники, на которых видны различные взаимоотношения детей, их отношение к происходящему, к воспитателям, к родителям.

Музыка наряду с театром, литературой является одним из мощнейших средств воздействия на нравственное воспитание ребенка, оказывает положительное воздействие на общее развитие, способствует наиболее успешному участию ребенка в других видах деятельности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Фрукты»

Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в…

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада Образовательная область: Физическое...

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...

Читайте также

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...