Консультация для молодых специалистов «Нравственное воспитание детей на музыкальных занятиях»

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, развивается кругозор.

Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. На занятиях музыкой, под руководством педагога, у ребят пробуждается активный интерес к окружающему миру, складываются нравственные понятия о том, что хорошо, а что плохо в нашей жизни. Задача педагога-научить детей не только правильно петь, ритмично двигаться под музыку, импровизировать голосом, играть на детских музыкальных инструментах, но и достигнуть определенного воспитательного воздействия на их внутренний мир.

Значение музыкальных занятий многосторонне. Здесь осуществляется систематическое и планомерное развитие каждого, формируется его эстетическое отношение к окружающему, к разнообразным видам искусства в целом. На занятиях формируются положительные качества как отдельной личности, так и коллектива в целом.

Музыкальные занятия должны соответствовать общим педагогическим требованиям, однако, есть и характерные отличия, которые заключаются в том, что здесь сочетается одновременно несколько видов деятельности (ритмика, пение, восприятие).

В течении одного занятия проводится знакомство с песнями, танцами, хороводами пьесами различной тематики, характера, настроения. Весь программный музыкальный материал призван воспитывать в детях доброту, сердечность, искренность, любовь к окружающим, родным, друзьям, к своей природе и к своей Родине. Музыкальный материал учитывает возрастные особенности детей, так в младшем возрасте дети учатся кормить птичку («Птичка»  Т. Попатенко), кошечку («Киска к деткам» подошла В. Карасевой), укладывать спать мишку («Колыбельная» А. Филиппенко). В старшем дошкольном возрасте учатся дружить («Мы дружные ребята» муз. С. Разоренова, любить свой детский сад («Детский сад» муз. А. Филиппенко), быть защитником своей Родины, своей мамы («Ты не бойся, мама» муз. Протасова), любить свою улицу, свой город, свой край («Край, в котором ты живешь» муз. Г. Гладко-ва).

Музыкальный материал, выученный на занятиях, можно объединять по темам и проводить тематические занятия, развлечения. («На бабушкином дворе» 3 г. ж., «Ребятам о зверятах», 4-5 г. ж., «Неразлучные друзья взрослые и дети» 6г. ж., «Учите правила дорожного движения» 6г. ж., «Мы земляне - наш дом планета Земля» 6-7 г. ж., «Город доброты» 6-7 г. ж.

Программный репертуар очень обширный и разнообразный. Кроме программного на занятиях можно использовать дополнительный музыкальный материал, который представлен в методических журналах «Музыкальный руководитель», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», «Колокольчик», а также на просторах интернета, зарегистрировавшись на специализированных сайтах.

Если рассматривать как осуществляется нравственное воспитание детей по видам музыкальной деятельности, то можно отметить следующее: в процессе слушания дети учатся эмоционально сопереживать, развивается воображение; в процессе пения решается очень много воспитательных задач, о них говорилось выше; в процессе ритмических движений учатся уважению к партнерам в танце (как правильно пригласить девочку на танец, как отвести ее на свое место), в играх воспитывается чувство коллективизма («Кавалеристы» муз. Вилькорейской, «Плетень» руск. нар. мел.; в игре на д. м. инструментах - взаимопомощь, взаимовыручка (показывать друг другу правильные приемы игры).

Итогом правильно поставленной и проведенной работы как правило являются утренники, на которых видны различные взаимоотношения детей, их отношение к происходящему, к воспитателям, к родителям.

Музыка наряду с театром, литературой является одним из мощнейших средств воздействия на нравственное воспитание ребенка, оказывает положительное воздействие на общее развитие, способствует наиболее успешному участию ребенка в других видах деятельности.



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Развитие у детей дошкольного возраста интереса к труду взрослых посредством…

Развитие у детей дошкольного возраста интереса к труду взрослых посредством знакомства с профессиями родителей «Наш мир создан не словом, а деянием...

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...

Мастер–класс для родителей в подготовительной к школе группе на тему:…

Мастер–класс для родителей в подготовительной к школе группе на тему: «Урок воспитания и вежливости» Цели: Активизация родительского участия в воспитании детей. Развивать умения родителей анализировать собственную...

Читайте также

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Старая сказка на…

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Старая сказка на новый лад о пожарной безопасности зверят и ребят» Дети входят в...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...