Дополнительное образование в ДОУ

Детский сад – это место, в котором ребенок получает свои первые знания об окружающем его мире, приобретает и начинает проявлять интерес к различным видам деятельности. Поиск этих интересов является одной из основных задач ДОУ. Но найти их недостаточно, необходимо их развивать и поддерживать. Эта проблема не новая и решается с помощью предоставления, как платных дополнительных образовательных услуг, так и бесплатных. К ним относится широкий спектр образовательных программ, характеризующихся по их направлению. Выбор направления напрямую зависит от предпочтений ребенка.

Дополнительное образование проводится вне основного образовательного времени и не могут с ним пересекаться. Их продолжительность и количество определено в СанПиН 2.4.1.1249-03 и не должно быть выше, чем максимальный объём нагрузки на детей в данном возрасте.

Занятия детей в секциях и кружках положительно сказывается на их коммуникативных способностях и способствует их лучшей социализации в обществе. На опыте замечено, что дети, занимающиеся дополнительным образованием помимо основного, гораздо быстрее осваиваются и привыкают к школьной жизни и показывают определенные успехи в ней, а также продолжают посещение секций дополнительного образования за пределами ДОУ, достигая новых результатов и новых побед. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Основное образование дошкольника и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие дошкольника во всём богатстве его запросов и интересов.

К счастью, в настоящее время дополнительное дошкольное образование получило большой спрос, а следственно и широкое распространение. ДОУ предлагают огромный выбор вариантов внеурочного развития детей. Но всех объединяет выполнение некоторых основных функций, таких как:

  • Воспитательная функция – благодаря нахождению ребенка в обществе других детей его коммуникативные качества развиваются интенсивнее, что также способствует поднятию уровня коллективизма.
  • Социальная функция – в виду постоянного общения с воспитанниками ДОУ у ребенка приобретается способность к самоутверждению.
  • Образовательная функция - в зависимости от выбранной области ребенку будут предоставлены определённые знания по данной тематике, а также дополнительные навыки и умения, необходимые для дальнейшей жизни в обществе.
  • Развивающая функция – занятия способствуют развитию мыслительных, физических и творческих способностей у детей.

Все вышеприведенные функции присутствуют в каждом виде дополнительного образования и играют важнейшую роль в формировании ребенка как личности. Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ осуществляется в форме кружков, секций, клубов. Их работа планируется по разделам основной образовательной программы. Таким образом, воспитанники расширяют знания и навыки, полученные в рамках повседневных занятий.

В нашем дошкольном учреждении функционируют следующие дополнительные образовательные услуги:

  • «АБВГДейка» – развивает грамотность ребенка, погружает его в мир букв и азбуки, занимается изучением слогов и обучает чтению
  • «Разноцветные ладошки» - программа, где дети обучаются нетрадиционным техникам рисования, таким как: пальчиковая живопись, гроттаж, монотипия, кляксография, штампинг, рисование ватными палочками и другие. Рисование такими техниками открывает обильный простор для фантазии ребенка.
  • «Волшебные клеточки» - задания этого кружка направлены на развитие у ребенка внимания, сосредоточенности, мышления и воображения, умение ориентироваться в пространстве, умение копировать образцы, данные педагогом.
  • «Каллиграфия» – направленна на выполнение графических упражнений, формирует пространственное восприятие, мыслительные операции, мелкую мускулатуру пальцев.
  • «Занимательная аппликация» - развивает у детей способность работать руками, использовать простейшие инструменты, развивает у детей творческое мышление, фантазию, формирует художественно-творческие способности.
  • «Путешествие в мир логики» - основная цель состоит в развитии логического мышления, сообразительности и способности к анализу, улучшение математического представления.
  • «Пластилинография» - обучение работы с пластилином, развитие творческих способностей и художественного вкуса.
  • «Волшебный песок» - работа с песком способствует расслаблению и снятию напряжения у детей, развивает мелкую моторику и помогает поделиться своими эмоциями.

Наше ДОУ уделяет особое внимание созданию необходимых условий для индивидуального развития детей. Наиболее важным фактором является обеспечение широкой доступности и равных возможностей на получение дополнительного образования. Каждый ребенок должен обладать определенным набором умений и навыков после выхода из дошкольного образовательного учреждения. Дополнительное образование также направлено на увеличение числа одаренных детей в разных видах науки и искусства.

Но для выполнения всех целей и задач программы дополнительного образования должны постоянно дорабатываться и улучшаться. Необходимо работать над созданием новых форм работы, повышать квалификационную составляющую педагогов.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Дополнительное образование детей позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, социальных компетенций и развития творческих способностей детей в различных областях образовательной деятельности. Каждый ребёнок талантлив! Дело за малым - помочь ему поверить в себя, найти свой путь.

Занимаясь работой по оказанию дополнительных образовательных услуг, я понимаю, что необходимо расширять спектр дополнительных услуг, создавать и расширять для этого материально-техническую базу, совершенствовать развивающую среду.

Дополнительное образование занимает прочную позицию в дошкольных учреждениях. Оно реализует личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития.

 

Используемая литература:

1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

2. Васильева Г.А. Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. - №8.

3. Золотарёва А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования в процесс реализации ФГОС общего образования. // Внешкольник, 2011 № 3//

4. Казакова Р.Г, «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники рисования: планирование, конспекты занятий»/ Под ред. Р.Г. Казаковой.-Москва: ТЦ Сфера, 2005.-128с.

5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М., 2006.





Новые публикации

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий и нестандартного физкультурного оборудования в работе…

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий и нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками

Конспект игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Конспект игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Театр» III средняя группа Цель: Развивать коммуникативные способности детей посредством игры. Задачи: Продолжать учить выполнять роли, побуждать детей драматизировать...

Дидактические игры, как средство эффективного знакомства детей с коми орнаментом

Дидактические игры, как средство эффективного знакомства детей с коми орнаментом Отличительной особенностью народного творчества коми является орнамент, которым украшают одежду, различные...

Читайте также

Методическая разработка годового планирования по обучению детей технике «Оригами» для…

Методическая разработка годового планирования по обучению детей технике «Оригами» для детей 4-5 лет   {pdf=download/files/presentation/file474.pdf|90%|700|native}

Индивидуальное занятие. «Одежда», «Обувь». Закреплять представления о цифре и числе…

Индивидуальное занятие. «Одежда», «Обувь». Закреплять представления о цифре и числе 4» для детей с нарушениями интеллекта 3-4 год обучения Цели: Обучающие – Закрепить...

План-конспект спортивно-музыкального праздника для детей подготовительной к школе группы. «Есть…

План-конспект спортивно-музыкального праздника для детей подготовительной к школе группы«Есть такая профессия!»   Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Цель: формирование...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по рисованию "Полезная еда для Винни - Пуха, витамины для здоровья" в средней…

Конспект занятия по рисованию «Полезная еда для Винни-Пуха, витамины для здоровья» в средней группе Цель: Создание условий для развития творческих способностей в процессе продуктивной деятельности. Задачи. учить детей различать полезные и вредные продукты ; объяснить детям, как витамины влияют на...

Планирование по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» Изобразительная деятельность: «Лепка» (группа раннего возраста)

Сентябрь 1.Тема: «Мячики» Цель: учить лепить округлые предметы, раскатывать формы круговыми движениями ладоней, рассматривать игрушки и предметы, вслушиваться в инструкции педагога и правильно выполнять действия; развивать умение понимать речь педагога, навык фразовой речи, побуждать к высказываниям, обогащать словарный запас. Литература:...

Планирование по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» Изобразительная деятельность: «Рисование» (группа раннего возраста)

Сентябрь 1. Тема: «Лошадка» Цель: учить рисовать животных ладонью, вслушиваться в инструкции педагога и правильно выполнять действия; развивать умение понимать речь педагога, навык фразовой речи, побуждать к высказываниям, обогащать словарный запас. Литература: Веракса Н.Е, с.9 2. Тема: «Тайна дождя» Цель:...

Мастер-класс с детьми среднего возраста «Игровая кукла «Зайчик на пальчик»

Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик» Для детей средней группы. Продолжительность мастер – класса: 20 минут Цель: приобщить детей к народной культуре через совместное творчество. Задачи: - привлекать внимание к русской культуре - дать представление о разнообразии народных кукол и их...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство