«Пальчиковый игротренинг»

«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию».

В.М. Бехтерев.

Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в игровой форме.

Необходимость развития активных движений пальцев рук научно обоснована. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечает: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией".

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Опираясь на свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я полностью согласна с закономерностью, которую выявили учёные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. А если движение пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кистью, пластилином), то задерживается и речевое развитие.

В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

Родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них заняты на работе.

Дети и сами меньше говорят, т. к. больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Поэтому слабую руку ребёнка необходимо развивать.

В этом нам помогают пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

При выполнении каждого упражнения я стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. При проведении пальчиковых игр я придерживаюсь основных правил:

1. Обязательно сопровождаю игры стихами и потешками. Побуждаю детей повторить за мной отдельные слова, а затем весь текст.

«Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке – сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому».

Стихотворные тексты развивают речь и делают ее более выразительной.

2. Добиваюсь, чтобы в игре поучаствовал каждый пальчик ребёнка.

«Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел».

Большое значение придаю выразительности речи и мимике.

3. Стараюсь, чтобы каждый пальчик умел двигаться вместе с другими, и изолированно сам по себе.

4. Подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три».

5. Играю в пальчиковые игры понемногу, но часто.

Нашими любимыми играми стали игры: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Дети бегут наперегонки», «Ладони на столе», «Коза», «Козлята», «Очки», «Деревья», «Этот пальчик хочет спать…».

6. Использую пальчиковые игры в физкультминутках, режимных моментах.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Я использую бросовый материал, например пластиковые пробки с колечками, которые надеваются на палец и к которым можно прикрепить различные изображения, подходящие к данной пальчиковой игре. Такие упражнения превращаются в занимательную игру.

Так разыгрывая потешку:

«Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

Мы надеваем на пальчики колечки с изображением дедушки, бабушки и т. д., оживляя героев и вызывая тем самым еще больший интерес детей к производимым действиям.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Мы рисуем не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочкой. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Для наших младших дошколят были изготовлены многофункциональные крупные дидактические пособия - развивающая черепаха и дерево, сделанное из пластиковых крышек.

На черепахе есть,пристегивающиеся геометрические фигуры, шнуровки, пуговицы, молнии, косички, с помощью которых дети могут развивать мелкую моторику в разных играх: «укрась полянку», «наряди куклу», «веселые шнурочки», «занимательные фигуры».

Наши дети очень любят дерево с завертывающимися крышечками. Здесь они играют в дидактические игры: «подбери по цвету», игры на чередование цветов и т.д.

С удовольствием играют малыши в различные виды конструкторов, мозаики. Эти игры так же способствуют развитию мелкой моторики и развитию речи.

Для пополнения таких игр, я использую также нетрадиционный бросовый материал, например, нарядные, разноцветные крышечки от бутылочек для детского питания, привлекательные для детей. Сцепляя их между собой, дети создают оригинальные конструкции с которыми увлеченно затем играют.

Канцелярские резинки тоже идут в дело. Детям очень нравится эффект растяжения и сжатия резинки. Они играют на ней как на гармошке, развивая тонкую моторику пальцев. Поздравляя наших именинников, мы имитируем игру на гармошке с помощью резинки и пропеваем песенку: «Я играю на гармошке у прохожих на виду…».

Для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей я использую мячики-ежики. Дети катают их в ладошках и проговаривают слова.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво

Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Наряду с играми я использую «пальчиковые» и «палочковые» театры. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Вместе с детьми мы изготавливали кукол - персонажей для показа сказок; я знакомила детей с приемами управления пальчиковыми куклами. У инсценировок с помощью пальчикового театра больше возможностей для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи, детского творчества и артистизма. Благодаря тому, что выстраиваются многочисленные ассоциативные связи, у ребенка активно развиваются воображение и творческие способности. Накопив определенный опыт, мои детки стали самостоятельно сочинять и рассказывать с помощью рук небольшие истории.

В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры - не новомодное увлечение. Они существуют у разных народов с давних времён. И не мудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребёнка, отвлечь его от чего либо, найти контакт с любым малышом. Но это не главное их достоинство.

Пальчиковые игры решают многие задачи:

- Нет необходимости разучивать с малышами стихотворения. Играя с пальчиками, они легко запоминают их уже после нескольких прочтений.

- Это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.

- Один из способов развития внимания.

- Фантазия малышей начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.

- Развивать мелкую моторику рук можно чем угодно: пуговицами, крупой, песком, прищепками, счётными палочками, а проще говоря, различным подручным материалом.

- Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой

жеста, более раскованны и коммуникабельны. Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди у врача, долгая поездка в машине, автобусе. Это замечательная возможность плодотворного общения с малышом!

Проделанная работа по овладению детьми пальчиковым игротренингом дала положительную реакцию и эмоциональный отклик детей. Дети проявляли желание и интерес к данным играм, с удовольствием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук. Проведенная диагностика речевого развития детей выявила положительную динамику.

Пальчиковый игротренинг безусловно развивает речь детей, а использование нетрадиционных материалов способствует поддержанию детского интереса к данной деятельности.

В настоящее время у меня ведется работа по созданию долгосрочного проекта с использованием пальчикового игротренинга с применением более сложных игр и упражнений.





Новые публикации

Конспект итогового открытого занятия во второй младшей группе «В гости…

Конспект итогового открытого занятия во второй младшей группе «В гости к бабушке Федоре» Цели:- закреплять названия о домашних животных, птицах и...

Занятие в средней группе «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Занятие в средней группе «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Цель занятия: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года. Задачи: Систематизировать знания детей о характерных...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Аквариум для рыбок»

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Аквариум для рыбок» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности. Задачи: - образовательные: упражнять детей...

Читайте также

Проект по теме недели «Дружат дети на планете» в подготовительной…

Проект по теме недели «Дружат дети на планете» в подготовительной группе Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и...

Краткосрочный проект «Весна пришла, встречайте!»

Краткосрочный проект «Весна пришла, встречайте!»   Сроки реализации: с 05. 03. 18 – 23. 03. 18 г. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный. Вид проекта: семейный, групповой. Участники проекта: дети средней...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе: «Петушок…

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе: «Петушок и его семья»   Цель: расширить знания детей о домашних птицах - петушке, курочке, цыплятах;...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Физкультурное занятие с обручами

Елина Ольга Влентиновна. Инструктор по физической культуре МАДОУ "Детский сад № 13" города Череповца. План – конспект физкультурного занятия с обручами в старшей группе. Цель: Создание условий для двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием атрибутики. Задачи : Оздоровительные:...

Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы "Путешествие в страну Здоровья"

СЦЕНАРИЙ Спортивного развлечения для детей средней группы «Путешествие в страну Здоровья» Составила: инструктор по физической культуре Игнатова Ольга Сергеевна Цель: повысить у детей интерес к физической культуре и здоровому образу жизни Задачи: активизировать двигательную активность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию...

Примерная рабочая программа «Севастополеведение для старших дошкольников» в детском саду «Страницы истории Севастополя от…

Примерная рабочая программа «Севастополеведение для старших дошкольников»  в детском саду «Страницы истории Севастополя от основания  до настоящего времени» (для детей подготовительной группы)   Автор составитель: Воспитатель: Гордей Н.Ю. г. Севастополь 2020   СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2...

"Снег-волшебник"

2 младшая группа Образовательная область: «Познавательное развитии» Тема: «Снег – волшебник» Интеграция образовательных областей : познание, социально – коммуникативная, речевая, художественно эстетическая, физическая. Цель : обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство