Эссе - консультация. Тема: «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы данного исследования обуславливается тем, что использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего возраста является важным для поддержания познавательной активности детей данного возраста, развития их мыслительных процессов, укрепления психофизического здоровья дошкольников.

Современный мир стремительно меняется: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов к восприятию огромного объема информации, должен в нем ориентироваться, постараться стать успешным. Поэтому необходимыми становятся не сами знания, а умение обучаться, развивать личность посредством формирования универсальных учебных действий. В последнее время отмечается увеличение количества детей, имеющих затруднения в обучении, различные нарушения в организме, трудности в адаптации. Для преодоления нарушений имеющихся у них требуется проведение комплексной психологической и коррекционной работы. Кроме того, в системе дошкольного образования можно наблюдать значительные преобразования, которые вызваны изменением материальной, научной, методической базы воспитания и обучения дошкольников. Одним из основных условий обновления выступает использование своременных информационных технологий. Это, с одной стороны дает возможность повысить результативность образовательного процесса, с другой стороны – применить индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения.

Одно из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс это использование кинезиологии. Она дает возможность привнести восстановление продуктивности и работоспособности в образовательную деятельность непосредственно [3, с. 95].

Слово кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что значит движение, и «логос», что значит наука, то есть наука о движении, а если точнее, кинезиология – это наука о развитии физического здоровья и умственных способностей через движение. Кинезиология существует порядка 2 тысяч лет и используется по всему миру. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Одним из результатов работы ученых в данной сфере является разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, которые стимулируют активность головного мозга, это дает ребенку возможность дольше удерживать внимание, сосредотачиваться, наблюдать за явлениями и предметами и делать из увиденного выводы.

Итак, кинезиология – это наука о развитии физического здоровья и умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиология нацелена на то, чтобы развить связи между левым и правым полушарием, а также добиться их гармоничного развития у ребенка. Следовательно, развивающая работа на основании методов кинезиологии направлена от движения к здоровью и мышлению, а не наоборот [4, с. 523].

Правое полушарие головного мозга по исследованиям физиологов – гуманитарное, творческое, образное – оно отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – знаковое, математическое, речевое, аналитическое, логическое – оно отвечает за восприятие слуховой информации, построений программ и постановку целей.

Единство мозга формируется из деятельности его двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. По мнению кинезиологов и нейрофизиологов развитие межполушарного взаимодействия это основой развития интеллекта.

Таким образом, интегрированное межполушарное взаимодействие это основа развития интеллекта, оно служит для передачи информации между полушариями. Поэтому при активизации левого полушария правое быстрее вовлекается в работу.

Дифференцированное обучение с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка – это одно из наиболее сложных, однако, но эффективных способов обучения. Он более продуктивен, нежели поиск совершенных методов, потому как ни один метод сразу для всех детей не подходит [1, с. 105].

Основное развитие межполушарных связей у девочек формируется до 7- лет, а у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов следует начинать с развития движений тела и пальцев. Развивающая работа должна быть нацелена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного развития и обучения ребенка в школе одним из главных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело можно развить через кинезиологические упражнения.

Специальные кинезиологические упражнения дают возможность создать новые нейронные связи, а также улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе интеллекта и речи.

Понятие методы кинезиологии обширно. В рамках дошкольной педагогики можно выделить такие методы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры, а также кинезиологические сказки.

Под кинезиологическими упражнениями понимают комплекс движений, который позволяет создать новые нейронные сети, а также активизировать межполушарное взаимодействие.

Главная цель кинезиологиологических упражнений заключается в развитии межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной деятельности.

Упражнения для развития мелкой моторики влияют на активные точки, связанные с корой головного мозга, и косвенно воздействуют на общее интеллектуальное развитие ребкнка, готовят руку ребенка к овладению навыками письма.

Глазодвигательные упражнения дают возможность расширить поле зрения и улучшить восприятие. Разнонаправленные и однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, а также повышают энергетизацию организма.

Телесные кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. Понижают утомляемость, заболеваемость детей, повышают работоспособность и стрессоустойчивость организма, совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, гибкость, сила, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю, способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростых жизненных ситуациях. В результате повышается уровень эмоционального благополучия ребенка [2, с. 117].

Кинезиологические игры прививают ребенку интерес к выполнению упражнений, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять собственные способности, начинает стремиться к успеху.

Включение сказки в кинезиологию дает возможность заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Из разученных упражнений формируется целая история (сказка) и эффективность увеличится в разы [5, с. 261].

Воспитанники подготовительных к школе групп детского сада с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями, им интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети, выполняя упражнения, знают, что данные упражнения помогают им лучше думать, лучше запоминать, быть внимательными. Да и игровой момент развития интеллекта дает больше пользы, нежели наскучившие методы развития ребенка, тем или иным умениям и навыкам.

Таким образом, кинезиология является перспективным научным направлением, которое синтезирует в себе методы и знания многих отраслей наук, таких как педагогика, медицина, психология, специальная и коррекционная педагогика, логопедия и другие.

Под кинезиологиией, как правило, понимают науку о развитии головного мозга через движение. Она существует проядка 2000 лет и используется по всему миру.

В данной сфере разработаны комплексные упражнения, позволяющие развивать у ребенка как правое, так и левое полушарие, а это в свою очередь способствует:

1) улучшению памяти, речи и внимания;

2) уменьшению утомляемости;

3) повышению способности к произвольному контролю;

4) повышению работоспособности;

5) активизации познавательных и интеллектуальных процессов.

В организме под воздействием кинезиологических тренировок происходят благоприятные структурные изменения. При этом, чем нагрузка интенсивнее (но оптимальна для существующих условий), тем эти изменения значительнее. Сила, подвижность, равновесие, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Развивается координирующая и регулирующая роль нервной системы. Эти методики дают возможность выявить скрытые способности дошкольники, а также расширить границы возможностей деятельности мозга.

 

Список литературы

  1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. – СПб.: Питер, 2018. – 478 c.
  2. Герасина, Е.В. Детская психология / Е.В. Герасина. – М.: Владос-Пресс, 2018. – 288 c.
  3. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Academia, 2017. – 319 c.
  4. Таштандинова Ю.П. Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников и младших школьников // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 523-526.
  5. Шаграева, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2016. – 368 c.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...

Дидактическая игра «Веселая корзиночка»

Дидактическая игра «Веселая корзиночка» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселая корзиночка» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему: «В мире насекомых» (С использованием интерактивной доски, песочных столов) Цели: - В увлекательной форме познакомить детей...

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой…

Конспект НОД в первой младшей группе по лепке «Вот какой красивый у нас ёжик получился» Цель: Учить детей лепить образ ежика: туловище...

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара»

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная группа. Основные цели: Формировать представления о достопримечательностях...