Методические рекомендации по использованию приёмов самоконтроля и самооценки в учебном процессе

В пособии представлены практические основы использования методических приемов формирования действий самоконтроля и самооценки у детей подготовительной группы.

Пояснительная записка

Контроль и оценка составляют 
основу успешности обучения. 
С.Т.Шацкий. 

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

Регулятивные УУД - это основа основ успешной деятельности ученика. Они состоят из 7 компонентов: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Если раньше в процессе обучения учитель должен был просто дать знания учащимся, научить определённым навыкам и зафиксировать результат обучения отметкой, то на современном этапе обучения цель учителя научить ученика учиться, то есть отдельные функции учителя примерить на ученика и научить, правильно ими пользоваться для достижения результатов. Особое место в структуре учебной деятельности занимает действие контроля, которое направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащегося к себе, как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер. Самоконтроль подразумевает умение контролировать собственные действия, эмоции и правильно оценивать свои действия. По предположению Д.Б. Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется контролем над выполнением действий в соответствии с образцом. Именно поэтому действию контроля в процессе решения учебной задачи придаётся особое значение. Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки. Она позволяет определить усвоен или не усвоен (и в какой степени), общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Оценка должна состоять не в простой констатации этих моментов, а в содержательном, качественном рассмотрении результат усвоения общего способа действия и соответствующего ему понятия в его сопоставлении с целью. Благодаря действию оценки ребёнок определяет, действительно ли им решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы затем использовать его при решении многих частных практических задач.

Самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит, их надо формировать в комплексе. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке. Это следует учитывать, организуя соответствующим образом деятельность людей с первых дней пребывания в школе. Самооценка как отношение ребенка к своим возможностям, результатам деятельности, личностным качествам не заложена в нем, как и все в младшем возрасте, она еще только формируется и поэтому зависит от правильной постановки воспитания и всей учебной деятельности. Задача учителя – помочь и всячески способствовать формированию правильной самооценки.

Формирование у младших школьников оценки, умения анализировать содержания собственных действий и их основания с точки зрения их соответствия требуемому результату (наряду с контролем) являются важным условием развития рефлексии.

Взрослая и детская оценка должны идти параллельно друг другу, учитель контролирует и оценивает для того, чтобы скорректировать процесс обучения, учащийся, выполняя всё более усложняющиеся действия контроля и оценки, растет как субъект учебной деятельности. Учитель ведёт, по возможности, тщательный анализ продвижения ученика в предмете и выстраивает обучение так, чтобы дать возможность ученику лучше раскрыться. Ученик, в свою очередь, тоже учится отслеживать свое продвижение в предмете, но не на основе данных учителя, а на основе собственных наблюдений за собой и осознания своих сильных или пока ещё не сформировавшихся умений.

Для каждого возраста (класса начальной школы) существуют свои нормы развития действий контроля и оценки, их необходимо определить и формировать поэтапно. При этом какой-то вид работы, появившись однажды, продолжает развиваться в последующих классах, но на более сложном уровне, хотя возможно и в свернутой форме.

Ниже сфоромулированы педагогические задачи по годам обучения. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • если какой-то вид работы должен возникнуть на отрезке 1-4 класса, он должен возникать в виде пропедевтики в упрощенной форме как можно раньше;
  • если какой-то вид работы достаточно хорошо освоен, он не прекращается в последующем, только усложняются формы;
  • переход на более высокий уровень всегда осуществлять только после того, как 70% учащихся освоили более простой уровень.

1 класс

Научить сопоставлять свои действия с данным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие.

Научить договариваться о выборе образца для сопоставления.

Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.

Максимально разнообразить формы такой работы (в соответствии с растущими возможностями детей), лучше начинать с дошкольников:

  • сравнить две картинки, два объекта, найти сколько-то различий;
  • сравнить и повторить движения (в игре);
  • сопоставить два действия (у доски стоят два ребенка, действующие очень различно);
  • сопоставить письменную работу с устной поэлементной диктовкой;
  • сопоставить письменную работу с письменным образцом;
  • сравнить два решения с образцом;
  • сравнить решение с двумя образцами;
  • сравнить два решения между собой (в ситуации неопределенности образца).

К концу первого класса учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95% учащихся могут сравнить действие и результат с готовым образцом. Для этого такая работа должна вестись на каждом уроке. Это – главный дидактический акцент первого года обучения.

Очень хорошо, если учитель использует групповые формы работы. Тогда большую роль должны играть взаимопроверки.

2 класс

Основное умение, формируемое во втором классе – оценка заданий, с точки зрения их типологии, способа решения, благодаря чему, становится возможным подбор, формулирование заданий для проверки знаний, их коррекции.

Основной результат – умение сформулировать «требования к проверочным заданиям» – на что должно быть задание в проверочной работе.

Во втором классе ребята учатся предъявлять «требования» к заданиям, классифицировать, систематизировать их. Они выполняют задания типа:

  1. составь задачу, подобную данной;
  2. выдели из группы заданий то, которое не подходит по способу решения;
  3. выбери близкие по способу решения задачи;
  4. выбери задания, в которых необходимо использовать данный способ решения и др.

Т Ученики учатся разбирать любое задание «по деталям», т.е. учатся более глубоко вникать и осознавать причины возникающих проблем. Чтобы не упустить процесс осознания и усвоения материала, рекомендуется завести журнал достижений или журнал роста ученика. Он представляет собой тетрадь, где ученики в виде схем или словесно фиксируют умения и после анализа работ знаками «+» и «-» фиксируют правильное или ошибочное выполнение каждого шага. Такой журнал должен быть не просто местом фиксации правильности выполнения работы, он должен помочь организовать определенный вид работы, направленный на формирование пооперациональной оценки действия, выяснения места, а, возможно, и причины ошибки.

3 класс

Продолжается работа, начатая в 1 и 2 классе (особенно составление заданий). Появляется новое (пропедевтика могла начаться уже в первом классе):

  • посмотреть решение и объяснить причины ошибок;
  • предположить, какие ошибки можно допустить при решении данного задания;
  • составить задание с «ловушкой»;
  • классифицировать задания по сложности и т.д.
  • задания на «уровень притязаний» – из данного пакета заданий с расставленной сложностью выбрать какое-то для решения.

Можно попробовать прогностическую оценку – «справлюсь ли я с решением?» (раньше этого делать не следует),

4 класс

Постепенно выходим на полный цикл контроля и оценки (на соответствующем уровне заданий):

  • определение того, что будем проверять (типология заданий);
  • составление проверочных заданий (в том числе, заданий с «ловушками»);
  • выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;
  • создание образца для проверки работы;
  • сопоставление данных работ с образцом;
  • характеристика ошибок и выдвижение гипотезы об их причинах;
  • составление корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы.

Сначала должна проводиться работа по отработке отдельных компонентов, а затем отработка всей последовательности названных выше действий самоконтроля и самооценки.

Педагогические приёмы формирования учебных действий контроля и оценки у младших школьников в начальной школе

Приём фронтальной проверки и взаимопроверки

Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем педагога и самоконтролем учащихся. Применение их имеет ряд преимуществ при обучении самоконтролю: положение контролеров обязывает учащихся лучше готовиться к занятиям, чтобы иметь возможность указать товарищу на допущенные им ошибки и установить их причины; коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его сигнальные признаки и более углубленно их усвоить; разбирая разные способы сличения с образцом выполняемой работы, учащиеся отбирают те из них, которые наиболее целесообразны в данных условиях. Благодаря этому достигается большая точность сличения; коллективный анализ позволяет более полно выявить допущенные ошибки и установить их причины; в ходе коллективного поиска выявляются наиболее целесообразные способы исправления ошибок и внесения усовершенствований в выполняемую работу.

В начальной школе используется взаимная проверка и на уроках русского языка и математики, окружающего мира, литературного чтения, но не так часто, как надо бы. Систематическая же взаимная проверка знаний, умений и навыков применяется редко, и формы ее организации желают быть лучшими.

За один-два дня до взаимопроверки по какой-то пройденной теме или разделу программы учащиеся, которые были наиболее активными и обнаружили хорошие знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут спрашивать, например, своего соседа по парте (этот вариант просто более удобный в плане организации). Эти день-два позволят данному ученику самому проверить свои знания по предложенным вопросам: ведь он будет выступать в роли учителя. Готовятся и учащиеся, которых будут спрашивать. В намеченный день за 10 – 15 минут до конца урока ученик, опрашивая своего подопечного, ставит карандашом против каждого заданного вопроса "+" или "-". Учащиеся, которые получили все "+", имеют право на следующий день опрашивать того, кто еще недостаточно был подготовлен.

«Лесенка»

Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. 

«Лесенка»

Ф.И. (ученика – цы-)_______

 

1 ступенька – у меня на протяжении всего урока возникали трудности, я допускал ошибки, настроение в конце урока – плохое, я расстроен своими результатами.

2 ступенька – у меня на разных этапах урока, частично, не всегда, возникали трудности, иногда допускал ошибки, настроение в конце урока – хорошее.

3 ступенька – у меня не возникало трудностей, ошибок я не допускал, настроение в конце урока – отличное, я доволен своей работой на уроке.

1

«Цветная оценка»

Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, жёлтый - всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя. 

«Волшебная линеечка»

На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.

На уроках с первых дней можно спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. 

При изучении букв, в конце урока письма можно предложить детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась. 

Проговаривание

Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга). 

Сравнение с эталоном

Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу. 

Игра «учитель»

На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения. 
 Игра «кто сможет

Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями. 

Математика. Работа с таблицами устного счёта. Детям раздают таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10. Примеры могут повторяться). Учитель даёт 2 минуты для решения. Дети в тетрадь записывают только ответы. По истечении времени учитель диктует ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков обучающийся отрабатывает скорость счёта, контролирует изменения, автоматически заучивает таблицу. 

«Лист самоконтроля»

После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно. 

«Зашифрованный рисунок»

На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок. 

Обучение грамоте. Главным критерием обученности в 1 классе является навык чтения. Начиная с 1 класса учитель регулярно проверяет технику чтения, в частности темп за 1 минуту. Детям называют норму чтения к концу определённого этапа и предлагают 1 раз в неделю проводить самоконтроль чтения. (Привлекаем родителей для помощи в контроле времени) Предварительно выполняется такая работа в классе, чтобы научиться. Дети записывают свои результаты и сравнивают каждый последующий раз с предыдущим. Контрольная проверка учителем покажет насколько правильно и правдиво ребёнок записывал результаты.

Повторное чтение или игра «догонялка»

Учитель даёт детям определённое время, например 2 мин. В течение которого они будут читать текст. Когда учитель говорит «стоп», дети карандашом отмечают, до какого слова дочитали. На следующем уроке читают тот же текст сначала, за тот же промежуток времени. Сравнивают больше или меньше успели прочитать. Так несколько уроков. (Известно, что знакомый текст читать легче, следовательно, даже слабочитающие дети будут видеть собственный рост). 

Личный дневник.

«Дневник – самооценки» (Сам себя воспитай)

(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева)

Начинаем работу с того, что на родительском собрании знакомим родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе знакомим детей с содержанием дневника.

В 3-4 классах в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка. Например « На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники могут оценить степень достижения цели. Например « Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и др. 

При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения последних. Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе «План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам. Обучающиеся проводят самоанализ в конце четверти, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений.

«Портфель ученика»

Работу с «Портфелем ученика» необходимо начинать с первого класса. Дети вместе с родителями собирают все творческие работы, начиная с первого и по четвертый классы.

В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявляются причины неудач, ставится цель к учебной деятельности в 5 классе.

Тетрадь открытий

Одна из форм для оценки творчества и инициативы ребёнка во всех сферах школьной жизни. В «Тетради открытий» помещаются творческие работы ученика, его интересные вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы о чём-либо.

Тетрадь «Что я знаю и умею»

Такая тетрадь есть у каждого ученика.

Цель: видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях.
Эти документы постоянно хранятся в классной комнате, и все заинтересованные (ученики, учителя, администрация школы) могут в любое время ознакомиться с ними.

Символы

Такой прием используем особенно в первом классе, когда дети еще не умеют писать, а также и во 2, 3, 4 классах наряду с другими приемами.

Фиксация оценки производится следующим образом:
+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации;
^ - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;
- ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

- - ученик не знает материал и не справляется с заданием;
(+ - согласен, ? –предлагаю повторить материал, !- поработаем ещё раз вместе)

Рисунки настроения

Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого-либо предмета. Например: изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

Графики

Инструментом оценивания являются шкалы, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке.
Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

2

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

График самооценки ученика своей деятельности

на протяжении всего урока

Отметьте на прямой уровень вашей активности на уроке.

В – высокий уровень (было всё понятно, трудностей не возникало, со всеми заданиями справлялся на «отлично - 5». Темп работы – высокий, постоянно был активен).

С – средний уровень (при знакомстве с новым материалом возникали вопросы, трудности, недопонимание, с заданиями справлялся на «хорошо - 4». Темп работы средний – позволял себе на уроке лениться, не отвечал активно).

Н - низкий уровень (не старался разобраться с новым материалом, отвлекался, материал урока был непонятен, с заданиями справлялся на «удовлетворительно – 3». Совсем не проявлял активность).

3

Таблицы

Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Используется при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель.

Заполнение таблиц «+» - да; «-» - нет.

Самостоятельно С подсказкой По эталону
     

 

№ задания
Ф.И. ученика
Самостоятельно С подсказкой По эталону
  1. Числовые и буквенные выражения
     
  1. Равенство.
Неравенство. Уравнение
     
  1. Решение задач
     
  1. Длина отрезка. Единицы длины
     
  1. Геометрические фигуры
     
  1. Тест. Самостоятельная работа
     

 

Знал                  
Новое  
Есть вопросы  

 

Отметь, что ты хорошо усвоил, «+»
Ф.И. (ученика)_____________
                  
Я ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ  
Я НАУЧИЛСЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ВЕСЁЛЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  
Я УМЕЮ ПРИДУМЫВАТЬ ВЕСЁЛЫЕ ИСТОРИИ  

«Ваза с цветами»

На этапе подведение итогов урока учитель предлагает детям по одному цветку, но цветы непростые

  • Красный – означает, что вам на уроке было очень хорошо и у вас всё получилось.
  • Желтый – означает, у вас не сразу всё получилось.
  • Синий – означает, что вы испытывали трудности в работе (выяснить, в чём трудности, на каком этапе?)(дети выбирают цветы)

Предлагается соединить цветы в букет.

Вот какая замечательная композиция из цветов у нас получилась.

«Радуга настроения»

Закрасьте картинку радугу одним из 3 цветов:

  • красный цвет – у вас плохое настроение, вы своей работой на уроке не довольны, урок не понравился;
  • жёлтый цвет – у вас не очень хорошее, но и не очень плохое настроение, во время урока возникали определённые трудности.
  • зелёный цвет – у вас настроение хорошее, вы довольны своей работой на уроке, всё получалось без посторонней помощи.

4

Дерево желаний - яблонька

На этапе подведения итогов урока мною использовался приём дерева желаний или яблонька. На протяжении всего урока, по мере правильности выполнения заданий вырастала яблонька. И в конце урока дерево выросло, но без плодов. Ребята, обратите внимание на доску, у нас выросла крепкая, молодая яблонька – это значит, что вы хорошо, дружно поработали на уроке, но чего не хватает на ней?

У каждого из вас есть по 2 яблочка – жёлтое и красное. Поднимите вверх красное яблочко те ребята, у которых всё получалось на протяжении урока, им было всё понятно.

Жёлтое яблочко – те, у кого возникали трудности, не всё было понятно, но я с этими трудностями я справилась.

Словесные приёмы

Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Можно использовать наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений

Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…

Заполните пропуски в предложениях.

Данная тема мне понятна______________________

Я сумею найти____________________________________________

В самостоятельной работе у меня всё получилось___________________

Я понял алгоритм _________________________, но в самостоятельной работе на уроке допустил ошибки при счёте_______________________

Я доволен своей работой на уроке______________________________

В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляются четвертные отметки, можно проводить самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используются следующие вопросы:

– Что удалось в этой четверти?
– По каким предметам результаты получились лучше?
– Что не получилось? В чем причина?
– Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце года также можно провести самоанализ своей работы. Для этого используются следующие вопросы:

– Какими результатами первой четверти можешь гордиться?
– Над чем еще необходимо поработать?
– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
– Какую цель поставишь на следующую четверть?

Ориентировка

До начала работы:

  • Сможете ли вы выполнить это задание?
  • Трудно ли оно для вас?
  • В чем заключается трудность?
  • С чего начнете?
  • Из каких этапов будет состоять работа?
  • В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?
  • Как вы сможете себя проверить?
  • Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?
  • Составьте алгоритм своей работы.
  • Какая помощь понадобится?

В упражнении бывает несколько заданий:

  • Какое из заданий необходимо выполнить 1-м, 2-м? Почему?
  • Какое из заданий (из вопросов) будет главным (соответственно теме, задаче урока)? Почему?
  • Какое из заданий будет считаться трудным? Почему? Как его можно будет проверять?
  • Представьте, с чего начнете выполнять? (планирование действий)
  • На каком шаге надо быть особенно внимательным? Вам легче обсудить проблему парой, в группе или индивидуально?

Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий учащегося.

Определение плана или хода выполнения задания

(по алгоритму, по памятке)

  • С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный алгоритм действий)


Самоинструктаж или взаимоинструктаж

  • Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу).
  • Попробуйте приготовить инструкцию к выполнению задания (в письменной или устной форме; можно приготовить только к наиболее сложной части работы).

Светофор

Светофор- оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Пометки на полях

 (+ знаю-умею, ? не понимаю, сомневаюсь, - не знаю, не умею).

Выделение орфограмм, письмо с «Дырками»

Пропуск букв на месте слабых позиций звуков. Если я сомневаюсь, то я не пишу букву, а поставлю пропуск в виде черточки или точки, данный прием развивает орфографическую зоркость. Задать вопросы товарищу «Почему ты пропустил букву в слове «м_роз»?

Фиксирование ошибочного действия

Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания.

«Орфографические или математические софизмы»

Умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи.

«Разноцветные поправки»

Умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени.

«Обоснованный отказ от выполнения заданий»

Умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота».

«Умные вопросы»

Умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…».

«Многоступенчатый выбор»

Умение работать со столом «заданий». Разноуровневые задания на собственный выбор ученика.

«Создание «помощника» для проверки работы»

Умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно.

«Составление проверочных заданий»

Работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий.

«Прогностическая оценка»

Оценка своих возможностей для решения той или иной задачи.

«Задания-ловушки»

Готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия. Задания на внимательность.

«Составление заданий с ловушками»

Определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.

«Составление задачи, подобной данной»

Направлены на вычленение существенного в представленной задачи и составление подобной задачи.

«Классификация задач по способу их решения»

Выделение общего способа действия.

«Составление задачи по чертежу»

Умение переходить от графического языка к словесному описанию.

«Обнаружение причин ошибок и способы их устранения»

Умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации.

Примеры по отработке самоконтроля и самоанализа

1. В начале урока вызываются к доске 2-3 учеников и предлагается им выполнить на доске разные задания, с одним из которых ученик вероятнее не справится. В это время с остальными проводится устный счёт. Потом идёт проверка выполнения заданий на доске. Выясняется, можно ли проверить выполнение этих заданий и почему; Делается вывод, что последнее задание дети проверить не могут, т. к. тему не изучали.

Появляется возможность поставить учебную задачу: так чему должны научиться? Далее идут учебные действия по изучению темы.

В конце урока опять возвращаемся к этому заданию, и теперь уже предлагается выполнить его всем, а тот, кто выполнял это задание у доски в начале урока, снова пытается его выполнить. Все вышеописанные приёмы организации учебной деятельности позволяют поставить учебные задачи перед всем классом в начале изучения темы.

2. Важно ещё поставить учебную задачу перед каждым учеником индивидуально. Особенно эффективно проходит эта работа перед выполнением проверочных работ: самостоятельных или контрольных.

Например, перед выполнением самостоятельной работы, которая рассчитана на 20 минут, предлагается ребятам познакомиться с заданиями и оценить свои умения: если дети могут самостоятельно справиться, то напротив номера ставят букву “с”, если не могут выполнить самостоятельно, ставят букву “н”, напротив тех заданий, в которых дети не уверены и боятся ошибиться ставят букву “ о”

Анализируя результат самооценки, выделяется то задание, которое вызвало затруднение у основной массы ребят, (если такие есть) ищутся аналогичные задания на страницах учебника и выполняются под руководством учителя.

Те задания самостоятельной работы, которые вызывают затруднения лишь у нескольких ребят, разбираются так же по аналогичным, но объясняют ребята, которые могут самостоятельно справиться с заданием.

Такая работа позволяет учителю выявить пробелы в знаниях ребят, предупредить ошибки детей, детям установить границы знания и незнания и получить возможность еще раз проработать непонятные темы.

  Начало урока Конец урока Над чем надо
поработать
Контрольная работа
  1. Нахождение значений выражения в несколько действий.
       
  1. Нахождение периметра фигуры
       
  1. Решение уравнений
       
  1. Сравнение мер длины
       
  1. Решение задач на сравнение.
       

3. Постановка учебной задачи перед каждым учеником хорошо получается при подготовке к контрольной работе. Например, накануне контрольной работы за II четверть предлагается детям ответить на вопрос: “Чему вы должны были научиться во II четверти?”.

Просмотрев по учебнику темы, которые изучались в II четверти, (если это кому необходимо) составляем таблицу.

В первой колонке дети вначале урока самостоятельно выставляют себе оценки, т.е. идет прочное самооценивание.

Далее по ходу выполнения заданий, предложенных учителем, оценивается работа каждого ученика по каждому виду заданий из таблицы и ставится оценки во второй колонке. Надо отметить, что работа над заданиями ведётся с учетом самооценки ученика.

В конце урока даётся время детям для самоанализа полученных результатов. Потом заслушиваются ребята, у которых получились результаты ниже предполагаемых у кого низкие результаты.

Товарищи, учитель советует чем надо поработать, что повторить, какие аналогичные задания прорешать. Эти советы индивидуально каждый фиксирует в колонке № 3. Дети и учитель видят, над чем надо еще работать каждому конкретному ученику. На следующих уроках ведется дальнейшая работа.

Потом дети выполняют контрольную работу. При проверке работы, выставляются оценки каждому ученику за каждый вид задания в таблицу, колонка №4.

На уроке, отведенном для работы над ошибками, детям даётся время для анализа оценок, выставленных в колонке № 2 и в колонке № 4.

Вопросы анкеты самоконтроля

  1. Часто ты не понимаешь, как выполнять учебное задание?
  2. Тебе легче выполнять задание, когда тебя контролирует учитель?
  3. Родителям обязательно нужно проверять твоё домашнее задание?
  4. Ты нравится проверять решение заданий в паре с одноклассником?
  5. Ты лучше выполняешь задание, если знаешь, что за него будет выставлять отметка в дневник, журнал?
  6. Тебе нравятся задания на дом, похожие на те, что вы уже делали в классе?
  7. Твои ошибки в выполненных заданиях находит и исправляет учитель?

Да – 0 баллов

Иногда – 1 балл

Нет – 2 балла

Чем больше баллов наберёт ребёнок, тем лучше развит у него самоконтроль. Он не нуждается в постоянном контроле учителя, родителей, а может самостоятельно справиться с выполнением учебных заданий.

Текст методики «да» и «нет»

Вариант 1

Как тебя зовут?

Ты мальчик или девочка?

Ты ходишь в ясельную группу детского сада?

Ты любишь ходить в школу?

Ты живешь далеко от школы?

Ты любишь мороженое?

Какого цвета бывает мороженое?

Ты ел (ела) черное мороженое?

Ты умеешь ходить на руках?

Ты умеешь летать?

Твой папа (твоя мама) играет в куклы?

Ночью солнышко светит?

Волк боится зайца?

Ты любишь ходить к врачу?

Какого цвета халат у врача?

Доктор стрижет детей?

Тебя зовут … (неверное имя)?

Корова умеет летать?

Ты сейчас спишь?

Ты ходишь в школу?

На тебе надеты (платье, штаны)?

Зимой трава бывает?

Трава белая?

Какого цвета снег?

Снег горячий?

Вариант 2

Как твоя фамилия?

Ты взрослый или маленький?

Ты ходишь на работу?

Ты живешь на небе?

Ты любишь конфеты?

Конфеты можно есть с супом?

Какие конфеты на вкус?

Ты ел (ела горькие конфеты)?

Ты умеешь ходить по потолку?

А прыгать до неба умеешь?

Твоя бабушка любит прыгать через скакалку?

Летом снег бывает?

Кошка боится мышку?

ты любишь ходить в парикмахерскую?

Какого цвета халат у парикмахера?

Парикмахер лечит детей?

Твоя фамилия… (неверный ответ)?

Птицы умеют рычать?

Ты сейчас гуляешь?

Ты ходишь в первый класс?

Ты сейчас в шубе?

Ты любишь готовить уроки?

Лошади кричат «му»?

Какого цветы бывают лошади?

У лошадей есть рога?

Заключение

Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Школа отвечает за одну, но чрезвычайную существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические вычислительные действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в вычислениях.

 

Список литературы:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М.: Просвещение, 2011 – 148 с.
  2. Ляпунова Н.Ф. Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся. М.: Просвещение, 2009 – 143 с.
  3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.//Начальная школа, 2010. - №3 – С.49 – 53.
  4. http://www.loghelp.ru/samokontrol.html 
  5. http://festival.1september.ru/articles/502748
  6. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1614955.html


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход»

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» для...

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» …

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» (Составление рассказа по картине) Задачи: Образовательные задачи: - закрепить знания детей о временах года, признаках...

Читайте также

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и...

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС ДО

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС ДО

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное...