Сообщение для воспитателей «Из опыта работы»

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения, чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

В душе каждого ребёнка таится желание театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Переоценить роль родного языка, который помогает людям, – прежде всего детям, – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С.Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы, и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Она источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость,   связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, музыку, а грамотно поставленные задачи побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Из изученной литературы мы узнали, что первые театрализованные постановки специально для детей возникли в семье. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка понимать лучше окружающий мир. Для каждого ребенка театр представлен в двух направлениях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя и как театрализованная деятельность, в которой он сам выступает.

К работе с детьми по театрализованной деятельности мы начинаем с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Как правило, проводим в двух основных формах:

- специально организованная работа педагога с детьми;

- нерегламентированный вид деятельности по желанию детей.

Театрализованную деятельность организовываем в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; включаем в другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, психогимнастику, физкультурные занятия и др.).

Подготовку к театрализованной деятельности проводим в несколько этапов. В начале подбираем произведение, сами выразительно прочитываем его, знакомим детей с данным произведением, затем проводим беседу, поясняющую и выясняющую не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Так, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивали у детей: « Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?»

В среднем возрасте дети (Маша, Женя, Артем) проявляли повышенную эмоциональную активность во время чтения произведений. После замечаний, мы заметили, что они совсем не сопереживают событиям сказки, ее героям. Тогда для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, представлять образы героев стали использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Например, при чтении отрывка из сказки спрашивали: «Вы согласны, что эта песенка принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки - ребятушки, отворитеся, отопритеся …») Почему вы так думаете? Или при показе иллюстрации с изображением лисы спрашивали: «Вы согласны, что эта лиса из сказки « Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили? После таких упражнений дети вынуждены были вспоминать текст и представлять тот или иной образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также аудио видеофильмы, грамзаписи. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. («Что с ним?», «Почему он плачет?», «Кого испугался?» и т.д. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений снова возвращались к тексту, привлекая детей к проговариванию, его отдельных фрагментов. Таким детям, как Рома, Ваня, Вика не всегда удавалось воспроизвести содержание, мы старались непринужденно поправить их и выполнять последующую работу над текстом.

Начиная со второй младшей группы, формировали у детей простейшие образно-выразительные умения (имитация характерных движений сказочных героев), давали детям задания на действия с воображаемыми предметами: мыть руки, рисовать, лепить пирожки, поливать цветы, укачивать куклы и т.д. Далее совершенствовали исполнительские умения, развивали творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речи. Работали над этюдами, что помогало в общении детей между собой и взрослыми. У детей пробуждалась фантазия, появились простейшие навыки для участия в кукольном спектакле. Кукольный театр старались объединять с театральной игрой. Неуверенные дети чаще всего предпочитали кукольный театр. Так как его атрибуты – ширма, за которую они старались спрятаться. Дети, преодолевшие робость, участвовали в инсценировках, внимательно наблюдая друг за другом.

Дети нашей группы очень любят сказки, с большим удовольствием их разыгрывают с использованием разнообразных выразительных средств. Особенно эмоциональны и выразительны Марат, Никита, Настя и Антон. В начале фрагменты из сказок используем как упражнения, например, детям предлагали попроситься в теремок, как лягушка или медведь. После чего спрашивали у детей, кто из детей был более похожим по голосу, манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняли задания, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей. Так, дети ненавязчиво и непринужденно учились словесному перевоплощению, стараясь передать характер персонажа, его голос. В старшем возрасте использовали еще более сложные упражнения. Предлагали детям с разной интонацией произнести слова «Возьми», «Принеси», «Помоги», «Здравствуй» и другие, (приветливо, просяще, небрежно, требовательно). Привлекали внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и др. Выполнение таких упражнений привело нас к тому, что необходимо ознакомить детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Поэтому, прежде, чем предложить какое-либо задание детям неоднократно упражнялись сами. В этом нам помогла педагог-психолог. На семинаре-практикуме она ознакомила нас с основными эмоциональными состояниями людей, тренировались находить их на пиктограммах, составляли эмоциональные состояния из частей сами изображали их с помощью мимики в играх и игровых упражнениях («Угадай эмоцию», «Покажи настроение», «Путешествие в мир эмоций» и др. Затем этому обучали детей.

 Так для решения этой задачи использовали упражнения типа «Разные настроения», где дети учились изображать эмоциональные состояния людей. Чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, дискуссии по рассказам из личного опыта, рассказы по картинам, прослушивание музыкальных произведений например, П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др., упражнения типа «Я радуюсь, когда…», « Я грущу, когда …» и т.д. Предлагали детям разыгрывать отдельные маленькие сценки-этюды, например. Изобразить, как девочке подарили новую куклу, или как ребенок испугался медведя и т.п. Хорошего результата добивались тогда, когда одну и ту же сценку проигрывали несколько детей или пар. При поведении итогов спрашивали, у детей не у кого лучше получилось, а у кого получилось похоже, и почему.

В нашей работе мы столкнулись с такими трудностями, как неуверенностью детей, с застенчивостью и нежеланием играть отрицательные роли. Для того чтобы побороть застенчивость (у Маши, Вани, Ромы) использовали такие приемы, как:

- выбери роль по желанию;

- назначали их на главные роли;

- распределяли роли по карточкам;

- проигрывали роль в парах.

Но и тут возникали проблемы: не всегда хватало ролей на всех детей, кто будет играть отрицательных героев. Когда не хватало ролей, делили подгруппу детей еще на подгруппу, проигрывали роли в парах, иногда приходилось придумывать и дополнительные роли. При распределении ролей учитываем индивидуальные психологические особенности детей. Так высокотревожным детям предлагаются роли второстепенные (например, в сказке «Дело было в лесу» высокотревожным детям Вике, Насте, Кате поручили роли деревьев) или парные (одного из козлят изображает тревожный ребенок Антон).

Детям исполнять отрицательные роли всегда сложнее. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети охотнее исполняют роли добрых, сильных, находчивых персонажей. Так Дима часто играл роль медведя, у него получалось очень похоже, некоторые дети стали называть его косолапым, неуклюжим, подсмеивались над ним. Поэтому этому артисту понадобилось срочно поменять амплуа. Объясняли детям, что в настоящем театре взрослые – артисты, умеют играть и положительные и отрицательные роли, подчеркивали, что роли отрицательного героя намного сложнее.

Раскрытию творческих способностей способствуют и специальные функциональные помещения (музыкальный зал, комната театрализованной деятельности - в данное время не функционирует из-за недостаточного количества помещений). В группе оформлен и активно используется в работе уголок театрализованной деятельности, где имеются:

- наличие разных видов театра (из бельевых прицепок, из пластмассовых бутылок, на бумажных тарелках, на катушках, на конусах и др.), ширма

- мини-подиум

- пособия для мини - сценок

- детские музыкальные инструменты

- костюмы, шапочки

- дидактические игры на развитие эмоциональной сферы

- подбор дыхательных упражнений

- скороговорки, чистоговорки на развитие дикции

- творческие упражнения на снятие мышечного напряжения

- пальчиковая гимнастика.

В результате проведенной работы дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе, стали положительно воспринимать отрицательные роли. В речи стали использовать театральные слова-термины, монотонная речь стала эмоционально-окрашенной, с правильными интонационными выражениями.

Своим опытом работы поделилась на педсовете «Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности», где выступила с сообщением из опыта работы «Театр – помощник в воспитании детей», а на семинаре-практикуме провела практическое обучение коллег различным способам изготовления разных видов театров. Совместно со старшим воспитателем оформила выставку «Театры предметных кукол».

Безусловно, в театрализованной деятельности огромную роль играем мы, педагоги. Эти занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции и не сводиться только к подготовке выступлений. Мы считаем, что их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. В подборе музыкальных произведений, песен, мелодий работаем в тесном контакте с музыкальным руководителем. Передать характер персонажей в движении часто помогает музыка. Например, после прослушивания грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок», спрашивали у детей подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», просили показать данный образ в движении, далее предлагали детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных «Угадай кто это?».

Импровизированным движениям (сказочных животных) обучали совместно с физкультурным работником и музыкальным руководителем на музыкальных и физкультурных занятиях, в свободной деятельности. Большую помощь в этом направлении оказывают занятия по психогимнастике, проводимые педагогом-психологом, где широко включаются игры и игровые упражнения на развитие основных выразительных движений с помощью пантомимики и жестов, различных эмоциональных состояний людей с помощью мимики.

В своей работе с детьми использовали литературу Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Маханевой «Театральные занятия в д/с». Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», В.М. Минаевой «Развитие эмоций у дошкольников», М. Чистяковой «Психогимнастика» и др.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками, оформили тематические ширмы, провели день открытых дверей с показом сказки «Дело было в лесу». Мы проводим вечера различной тематики: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «В музыкальной гостиной», «1 апреля – День смеха» и др. Привлекаем родителей к участию в таких мероприятиях в качестве исполнителей ролей, авторов стихотворений, диалогов, изготовителей декораций, костюмов и др.

В перспективе ставим себе задачу глубже обогатить театральный опыт. а именно знания детей о театре, его истории, театрах Москвы, театральных профессиях, театральной терминологии. Планируем в будущем совместно с музыкальным руководителем ввести в работу с родителями празднование Дня театра (27 марта).

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного…

Особенности обогащении представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста В современной науке дошкольное детство рассматривается как особый период жизни...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие в…

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе«Путешествие в осенний лес»

Читайте также

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную…

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню Когда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую...

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе Актуальность: темы заключается в том, чтобы помочь детям получить более широкие знания о труде...