Использование элементов арт-терапии в период адаптации ребенка к ДОУ

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Жизнь ребенка в ДОУ существенным образом меняется: определенный режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Всё это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовое переживание.

Необходимо смягчить ситуацию, чтобы не допустить, проявления невротических реакций (капризы, страхи, отказ от еды, от общения с окружающими, заболеваниям), необходимо вводить разного вида инновационные технологии, созданными в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Современная образовательная программа ДОУ направлена на организацию образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, а педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка, сохранение его уникальности и создание возможностей раскрытия способностей.

Дети сейчас очень активные, чувствительные, гибкие и требуют индивидуальной «личной» близости со взрослым. Любят все, когда им уделяют «особое» внимание. Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходимо создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви, помощи и заботы.

Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.

Таким современным методом является «Арт – терапия» - форма основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

В адаптационный период в работе с детьми можно использовать следующие элементы арт - терапии:

  • Игротерапия. Игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами;

игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором.

Эффективность воздействия этих игр и упражнений на детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в одной совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогают приобрести необходимые навыки.

  • Изотерапия. Рисование пальчиками; рисование ладошками;

печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия.

  • Сказкотерапия. Сказка позволяет в доступной форме постигать мир

чувств, эмоций и переживаний. Чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации. Сказка дает возможность ребенку сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

  • Музыкотерапия. Музыка помогает детям войти в нужное эмоциональное

состояние, осваивать мир человеческих чувств и переживаний.

Музыкальные игры и упражнения используются как средство развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений. Участие в инсценировках песен, сказок, стихов дает возможность застенчивым, тревожным, мнительным детям развивать их творческие способности, проявлять свои личностные качества, стимулировать творческую активность.

  • Танцевальная терапия. Занятия танцами способствуют развитию

слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное, развитию коммуникативных, социальных навыков.

  • Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика способствует снятию

волнения, физического переутомления и улучшению эмоционального состояния ребенка, развивает внимание, память, мелкую моторику рук.

Использование элементов арт-терапии позволяет:

1. Создать положительный эмоциональный настрой;

2. Снять эмоциональное напряжение (это важно на начальном этапе адаптации);

3. Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

4. Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни ДОУ;

5. Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности художественных способностей в целом;

6. Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.

В итоге использование современной технологии арт-терапии способствует ещё и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.

Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и

переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения, а также, развитию творческих способностей у ребенка.

Такой ребенок будет всегда уверен в себе, в своих силах и будет смело шагать по жизни, достигая поставленных им целей.





Новые публикации

Изготовление закладки в технике оригами

Изготовление закладки в технике оригами

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики»

Отчет о летней оздоровительной работе в старшей группе «Колокольчики» Лето - это самое прекрасное время года, с большими возможностями, чтобы проводить...

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

План по самообразованию педагога на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих...

Читайте также

Конспект занятия «Путешествие по стране геометрических фигур»

Конспект занятия по математике «Путешествие по стране геометрических фигур» (старшая группа) Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах. Формировать умение группировать их по различным признакам. Совершенствовать...

Конспект логопедического занятия «Путешествие в сказку»

Конспект логопедического занятия «Путешествие в сказку» Этап: автоматизация звука «л» в словах и предложении. Тема: звук «Л». Цель: 1) закрепление правильного произношения звука «Л» в словах...

Конспект игры-развлечения «Терем-теремок»

Конспект игры-развлечения «Терем-теремок»   Цель: Воспитывать у детей привычку к занятиям физическими упражнениями через игровую деятельность: желание участвовать в совместной с другими детьми...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Консультация для родителей "Безопасность ребенка"

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан «ДОУ с. Тюменяк»           Консультация для родителей   «Безопасность ребенка дома»             Воспитатель: Муллагалиева Р.Р...

Пальчиковая игра

Sample Image

 для младшей группы

Консультация "Как провести выходной с детьми осенью" -27.09. 2020г

Вот и закончилось время пикников, мороженого и пляжей. Наступила осень. Но даже осенью можно увлекательно провести выходной день всей семьей. Осенью бывают не только дождливые пасмурные дни, но и относительно теплых и солнечных деньков тоже хватает. Грешно упустить шанс провести день...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Путешествие с Доктором Айболитом" (вторая младшая группа)

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие с доктором Айболитом» (вторая младшая группа) Задачи: формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство