Консультация для воспитателей
«Обучение вышиванию детей в логопедической группе»
Полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, правильная подготовка его к школе – эта тема всегда была актуальна. Родителей и педагогов этот вопрос волнует и сегодня.
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. В современной семье не всегда уделяется должное внимание данному вопросу. В лучшем случае - детям предлагают прописи не всегда с учетом возраста, а в худшем - развивают мелкую моторику с помощью компьютера. Сегодняшние дети редко делают что-то своими руками. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (липучки вместо шнурков и пуговиц, книжки с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Ещё каких-нибудь 20 лет назад родителям, и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, шинковать овощи, стирать бельё. Сейчас же каждую из этих операций выполняет определённая техника. И как следствие этого – общее моторное отставание у большинства современных детей. Доказано, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику, сейчас очень много: это и пальчиковая гимнастика, различные игры с пластилином, камешками. Детский коллектив в логопедической группе, как правило, представлен дошкольниками в возрасте 5 -7 лет. А так как дети, посещающие логопедическую группу, в своем большинстве имеют диагноз ОНР 3-й уровень, соответственно, нуждаются в усиленном развитии мелкой мускулатуры рук. Результаты первоначальной диагностики детей, пришедших в логопедическую группу в возрасте 5 лет, показали недостаточное развитие мелкой моторики, что в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы. Это подтверждает и последняя встреча с учителями начальной школы, где учатся выпускники нашего ДОУ. Как оказалось, многие дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации. Не зря говорят, рука учит мозг. Через занятия рукоделием можно научить своих воспитанников быть настоящими хозяевами своих пальчиков.
Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Движение иголки сродни движению карандаша, только работа пальцев здесь более тонкая. В рукоделии ребенку приходится определять местоположение будущего рисунка на ткани. Таким образом, у детей развивается пространственное воображение, что поможет в школе ориентироваться в тетради относительно листа и клеточки.
Действуя с пооперационными картами, дети учатся определять последовательность работы. Умение сравнивать, сопоставлять изображение на схеме и на ткани способствует развитию аналитических навыков.
Организовав кружок по обучению вышиванию, решаются следующие задачи:
- обучающая: учить детей вышивать различными видами швов, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); создать условия для знакомства с историей возникновения вышивки крестом.
- развивающая: развивать мышцы кистей рук, творческую активность, потребность в самоутверждении;
- воспитательная: формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Творческая деятельность ребенка, в свою очередь, способствует:
- Эмоционально-волевому развитию (формируют умение выполнять не очень привлекательную работу, регулировать свое поведение, преодолевать трудности)
- Социально-нравственному развитию (формируют желание работать в коллективе, радоваться за себя и за других)
Из множества видов рукоделия (бисероплетение, вязание, шитье) для занятий с дошкольниками лучше всего подходит вышивка – как наиболее простой уровень техники, так как на первых порах прощает некоторые детские оплошности.
Вышивка – это один из самых распространённых видов рукоделия. Это великолепный способ самовыражения с помощью цвета и текстуры. При творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, особенной, неповторимой. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Жаль, что в силу прогресса ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и лёгкая доступность вещей формирует в нас потребителей. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному миру, к старинным традициям ребёнок может только через свой собственный труд.
Читайте также |
---|
Проект «Волшебные краски»
Проект «Волшебные краски»
Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка»
Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка» Цель: Закрепление пройденного материала за год. Задачи: - закрепить умение различать и называть геометрические фигуры; - закрепить...
Сценарий 23 февраля «Весёлые старты»
Сценарий 23 февраля «Весёлые старты» Под песню «Россия» в зал входят дети, танцуют и становятся полукругом. Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас...