Обучение дошкольников элементам игры в шахматы

«Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения - наука…

Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка».

Тигран Петросян.

Действительно, шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Сколько веков люди ведут в бой маленькие фигурки, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Но не только поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

Шахматы необычно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Доказано, что игровая деятельность с шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.

Исходя из сказанного и из того, что шахматы это все-таки игра, то есть как наиболее свойственный дошкольникам мир, мы и решили поучить детей нашего детского сада играть в шахматы. Дети с удовольствием и с большим интересом отнеслись к этой игре.

Даже самые маленькие дети 3-х – 4-х лет охотно играют с шахматными фигурами, рассматривают их, одевают в различные платья, придумывают им обряды, слушают различные истории, сказки, в которых героями бывают шахматные фигуры.

С удовольствием дети запоминают стихи о шахматных фигурах. И уже в возрасте 4-х лет дети находят «домики» шахматных фигур и правильно расставляют их на шахматной доске и быстро овладевают правилами передвижения фигур.

Очень эффективны игровые методы изучения шахмат по частям. У малышей шахматы это просто сказка, где живут эти деревянные непохожие друг на друга человечки – фигуры. И живут, они не как попало, а по определенным своим правилам, ходят в гости, ссорятся, но тоже все по правилам шахматного королевства.

Проводимая работа показала, что чем раньше ребенку предлагается информация, чем она ярче, богаче и разнообразней, тем впоследствии выше уровень всех его способностей. Освоение детьми шахматного содержания осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи с другими видами деятельности. Например, в детской деятельности по речевому развитию, мы предлагали детям составить рассказ или сказку, героями которых были шахматные фигуры. И дети легко с этим справлялись. Они оживляли эти фигуры, давали им имена и отправляли их в различные путешествия и вовлекали их в различные волшебные истории.

Очень тесно шахматы связаны с математикой и во многом помогают изучать эту точную науку. Например, знакомство с рядом основных геометрических понятий: линии (вертикальные, горизонтальные, диагонали), длинные, короткие; отрезок; угол и многое другое можно осуществить при помощи шахмат (выше, ниже, ориентир). Даже на занятиях по грамоте можно применять шахматную тематику. Например, мы предлагали детям вначале посчитать гласные и согласные в названии фигур, потом поделить эти слова – названия на слоги, подобрать слова, начинающиеся с такой же буквы. А уже позже дети сами подбирали слова из тех же букв, которые есть, например, в слове «шахматы» (маты, шах, хата и др.), или соревновались, у кого получится самое длинное слово из этих букв. В изодеятельности дети в рисунках, лепке, аппликации отражают волшебные превращения фигур. А фантазии у детей безграничны. Особенно, если рассмотреть с детьми разные виды шахмат, классические шахматные фигуры из кости в виде животных, русские шахматы (корабли, рыбы и др.), шахматные фигуры из стекла, средневековые шахматы (рыцари).

Рассказывали детям исторические мифы, легенды, о шахматных турнирах, знакомили с биографией знаменитых шахматистов, с интересными историями из их жизни, разучивали стихи, пословицы, поговорки, предлагали загадки на шахматную тематику. На развитие у детей внимания, мышления, умения сосредоточиться использовали целый ряд игр и упражнений , например «перепутаница», «что изменилось» (дети запоминают расположение шахмат на доске, а потом закрывают глаза, а в это время меняется расположение фигур, нужно восстановить первоначальную позицию), «шахматное лото» (закрепляется расположение шахматных полей), «мяч» (говорю – ладья стоит в углу, если правильно, то ловит), «многофигурный кубик», «Бабки – ежкины» задачи.

Но всегда старались знания ребенку не давать в готовом виде, а чтобы он сам думал, изображал, искал решение. Тогда ребенок получает больше удовольствия, радости от выполненного.

Еще мы убедились, что нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Старались для игры в шахматы подобрать пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приводят к тому, что ребенок быстро разочаровывается, теряет веру в свои силы. Через некоторое время игры пары меняли (подгруппы) в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения. По мере того, как дети все больше овладевали шахматной наукой, им предоставляли возможность сражаться на 64 - клеточной доске самостоятельно, а сами контролировали действия играющих, сосредотачивая внимание лишь на характерных ошибках, показывая их всем детям и разбирая, как их можно избежать. И чтобы не было конфликтов во время игры, перед игрой напоминали детям «Правила хорошего тона во время игры в шахматы».

Трудно научить детей прилично играть в шахматы без помощи родителей. Поэтому мы пропагандировали эту игру и среди родителей. Во-первых, предложили купить шахматы тем, у кого их не было. Проводили консультации и предлагали литературу на шахматные темы. Старались убедить родителей, что это очень умная и нужная игра для их детей. Давали домашние задания шахматные. И родители с удовольствием нам помогали, и во многих семьях эта игра стала любимой, хотя вначале некоторые родители очень скептически отнеслись, но в итоге они стали хорошими помощниками.

Мы убедились, что учить детей игре в шахматы нужно и не бояться начинать делать это как можно раньше. Эта игра дисциплинирует детей, развивает память, сообразительность, находчивость, целеустремленность; учит умению точно рассчитывать время; помогает вырабатывать такие черты характера, как объективность, усидчивость, доброжелательность. Много полезных качеств приобретают дети, играя в шахматы. И дети проявляют интерес к этой игре, очень любят играть в шахматы, решать шахматные задачи и этюды. Много задают вопросов.

Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

 

Список литературы:

  1. Программа дополнительного образования «В стране шахматных чудес» / под ред. О.А. Еник, Н.Ю. Каракозовой //Вейлерт Н.Т., Полянская Е.А. Мамонтова М.А., Панферова Т.И. - Тольятти: ТГУ, 2014. – 200 с.:
  2. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М: Поматур, 2000. - 320с, ил.
  3. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. - М: 2000. 256 стр.
  4. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.


Новые публикации

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться...

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы Цели и задачи. Познакомить с новым способом проведения детского досуга. Закреплять представления детей о природе и...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию и изобразительной деятельности…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию и изобразительной деятельности в старшей группе. «Наша любимая Кубань» Программные задачи: 1. Уточнить и расширить...

Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство…

Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с миром профессий Формирование представлений о будущей профессии необходимо начинать в...

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» предназначена для детей 2-3 лет. Игра развивает связную речь, учит драматизации...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

УЧИТЕЛЬНИЦА

  Прозвенел в школе звонок, Бегут дети на урок. Их учительница ждёт, И журнал в руки берёт. "Кто же будет отвечать? Кто у нас получит "пять"?" Все притихли. Только Света Руку тянет для ответа. Света дома занималась, Всё учила, так...