Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательная область «речевое развитие» предполагает в содержании коммуникативное развитие; владение речью, как средством общения и культуры; чтение художественной литературы и развитие речевого творчества [2].

Речевое творчество является одним из важнейших направлений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Доктор педагогических наук О.С. Ушакова характеризует речевое творчество как самостоятельную речевую деятельность детей по построению высказываний, связанных по смыслу, вызванных восприятием произведений искусства, которые стимулируют использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатление ребёнка от художественной информации; создание собственных речевых конструкций. По мнению профессора, оно выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, небылиц, загадок. Словотворчество детей дошкольного возраста формируется на основе полноценного восприятия литературных произведении. Дидактические игры, направленные на развитие речи, способствуют формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста [1].

Существует несколько видов методов, которые используют педагоги ДОУ в работе по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Одним из наиболее применяемых является словесный метод, в котором используются такие приёмы, как чтение литературных произведений, беседа по прочитанному рассказу, стихотворению, творческий рассказ сочиненный детьми. Когда ребёнок старшего дошкольного возраста целостно воспринимает литературное произведение в единстве его содержания и художественной формы, тогда развитие речевого творчества происходит на основе развития художественного воображения, коммуникативных способностей ребёнка и развития всех сторон его речи. Поэтому словесный метод является одним из эффективных методов по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Также педагогами ДОУ используется метод наблюдения, который не только обогащает детей разнообразными жизненными впечатлениями, но и помогают детям в выполнении творческих заданий по речевому творчеству. Творчество детей дошкольного возраста проявляется во всех видах деятельности, которой они занимаются. В практических методах выделяется такой приём, как дидактические игры, направленные на развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность детей способствует развитию речевого творчества в повседневной жизни дошкольников. Целенаправленные занятия на развитие речевого творчества, где педагогами ДОУ предлагается выполнить разнообразные творческие задания, помогают детям старшего дошкольного возраста развивать навыки в словотворчестве. Педагогами ДОУ используется наглядный метод для развития речевого творчества, который включает такие приёмы, как показ иллюстраций, картинок, игрушек, просмотр мультфильмов, разыгрывание этюдов и, на основе увиденного детьми, оформление книжек собственного сочинения.

Соответственно, целью нашего исследования является изучение развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

В качестве объекта мы выбрали речевое творчество детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

Предметом нашего исследования мы выделили методы работы педагога по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: проанализировать понятие «речевое творчество» детей старшего дошкольного творчества; описать методы работы педагога по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ; провести опытно-экспериментальную работу по изучению эффективности методов работы педагога по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ; разработать методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования построена на предположении о том, что работа педагога по развитию речевого творчества будет эффективной, если педагог будет заинтересован процессом развития речевого творчества; будет организовано обучение речевому творчеству на занятиях и в режимных моментах; подбор литературных произведений для обучения и развития речевого творчества будет подобран с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы по изучению развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста будет являться предметом нашего дальнейшего исследования.

 

Список использованной литературы:

  1. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. Дидактические материалы. ФГОС О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Издательство «Вентана-Граф», 2014. 64 с.
  2. ФГОС дошкольного образования под редакцией Л. Свирской, Л. Роменской. – М.: Академия, 2014.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста…

Развитие познавательной активности и сенсорного опыта у детей раннего возраста посредством «Хеппенинга» и «Сенсорных коробочек» Проблема. И перед родителями, и перед...

Читайте также

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная…

Нравственно-патриотическое воспитание детей 5-6 лет посредством образовательного модуля «Робототехника» («Умная пчела») Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных...

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...