Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольника

Любой ребенок по своей природе - исследователь, а экспериментирование - очень важный вид деятельности в период дошкольного развития. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?" Опыты помогают развивать мышление, логику, творческие способности ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения экспериментов, остаются в памяти ребенка надолго.

Правила организации и проведения опытно – экспериментальной деятельности:

- Нельзя заставлять ребенка заниматься экспериментированием, он должен сам проявить интерес.

- Не следует строго ограничивать ребенка во времени, если он занимается с увлечением.

- Не лишать детей возможности общаться друг с другом во время экспериментирования. Их потребность поделиться своими открытиями является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.

- Невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Важно учитывать его право на ошибку.

- Самое важное правило - соблюдение правил безопасности! Дети дошкольного возраста, увлекаясь работой, забывают о них. Поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на воспитателе.

Опытно – экспериментальная деятельность в разных возрастных группах.

Возрастная группа Описание экспериментальной деятельности
2 – 3 года Дети начинают принимать участие в простейших исследованиях совместно с воспитателем. Они обследуют предметы, отмечая их цвет, величину и форму. Дети с удовольствием познают свойства песка и глины, превращают снег в воду, а воду – в льдинки. Используя различных персонажей, можно предложить им простейшие проблемные ситуации. Например: «Утонет ли резиновый мяч?» В ходе эксперимента дети пытаются найти способ решения познавательной задачи.
3 – 4 года Познавательно – исследовательская деятельность усложняется. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. В ходе экспериментирования дети узнают, что бумага рвется, мнется, горит, в воде намокает и др.; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т.д.
4 – 5 лет Цель экспериментирования: формирование умения у детей самостоятельно получать сведения о новом объекте. Дети исследуют песок, глину, снег, камни, воздух, воду, пробуют делать пену и др. Они впервые проводят опыты по выяснению причин отдельных явлений.
5 – 6 лет У детей формируется привычка задавать вопросы, и они самостоятельно пытаются находить на них ответы. Воспитатель постепенно передает инициативу по проведению экспериментов в руки детей. Педагог выступает в основном в роли советчика.
6 – 7 лет Детям становятся доступны сложные умственные операции: выдвижение предположений и проверка их истинности. Дошкольники способны ярко и красочно описывать проведенный опыт и самостоятельно делать выводы.

Для реализации метода экспериментирования в группе необходимо создать уголок с разнообразным оборудованием:

- емкости различных форм и размеров;

- приборы – помощники: пипетки, лупы, увеличительные стекла, пенопласт, вата и др.;

- объекты живой и неживой природы: шишки, желуди, каштаны, камешки, ракушки, песок и т.д.;

- различные материалы: стекло, магниты, разнообразная бумага, ткань и др.;

- красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

- другие материалы: сито, воздушные шары, соль, сахар и др.

В результате опытно – экспериментальной деятельности у детей развивается познавательная активность, обогащаются знания об объектах живой и неживой природы, о свойствах различных материалов и применении их человеком в своей деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника.



Комментарии  

#1 Светлана 16.06.2020 10:46
Спасибо
Цитировать


Новые публикации

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста Аннотация: В структуру психологической готовности ребенка к школьному обучению входит много компонентов. Среди...

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у…

Открытое интегрированное занятие в средней группе на тему «Мойдодыр у нас в гостях» Форма НОД: интегрированное. Направление: ОЗОЖ. Виды деятельности: словесная; наглядно-демонстрационная; игровая. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативная», «речевое развитие», «познавательное...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель: формировать представления детей о сезонных изменениях в природе. Образовательные задачи: 1. Повторить с...

Читайте также

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе на тему: «Здравствуй…

Конспект комплексного занятия (познание и художественное творчество) во второй младшей группе на тему: «Здравствуй, гостья, Весна!»   Задачи: Закреплять знания детей о характерных признаках зимы...

Конспект занятия «Профессия Почтальон»

Конспект занятия «Профессия Почтальон» Задачи: 1. Расширять представление детей о профессии почтальона, о необходимости и пользе его труда. 2. Учить составлять описательный рассказ о...

Конспект занятия по познавательному развитию и рисованию в первой младшей…

Конспект занятия по познавательному развитию и рисованию в первой младшей группе «Нарисуем ежику колючки» Программное содержание: учить внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность детей...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Чтение художественной литературы С.Алексеев "Брестская Крепость"

С. Алексеев «Брестская Крепость» Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Алексеева «Брестская крепость» Ход занятия: Ребята, посмотрите у меня на доске висят картины. Как вы думаете что это такое? Это крепость. Как вы понимаете это слово?Крепость - это сооружение, укрепленный...

Интегрированное занятие по ПДД "На помощь машинке Би-Би"

Цель:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, уточнить названия некоторых знаков,воспитать уважительное отношение к ПДД и соблюдать их.     Ход занятия: Ребята, к нам в гости сегодня пришла вот такая машинка. Зовут его Би-Би. Он живет в стране под...

ПРОДОЛЖАЕТСЯ АКЦИЯ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ

В регионе продолжается акция «Дети летать не умеют», ее проводит уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя. Задача акции - повысить сознательность родителей и предотвратить случаи выпадения детей из окон. Чтобы принять в ней участие, нужно сфотографироваться с плакатом...

Осторожно на воде!!!!!!!!!!!!!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС! В целях недопущения гибели детей на водоемах в летний период обращаемся к Вам с убедительной просьбой: провести разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство