Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольника

Любой ребенок по своей природе - исследователь, а экспериментирование - очень важный вид деятельности в период дошкольного развития. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?" Опыты помогают развивать мышление, логику, творческие способности ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения экспериментов, остаются в памяти ребенка надолго.

Правила организации и проведения опытно – экспериментальной деятельности:

- Нельзя заставлять ребенка заниматься экспериментированием, он должен сам проявить интерес.

- Не следует строго ограничивать ребенка во времени, если он занимается с увлечением.

- Не лишать детей возможности общаться друг с другом во время экспериментирования. Их потребность поделиться своими открытиями является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.

- Невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Важно учитывать его право на ошибку.

- Самое важное правило - соблюдение правил безопасности! Дети дошкольного возраста, увлекаясь работой, забывают о них. Поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на воспитателе.

Опытно – экспериментальная деятельность в разных возрастных группах.

Возрастная группа Описание экспериментальной деятельности
2 – 3 года Дети начинают принимать участие в простейших исследованиях совместно с воспитателем. Они обследуют предметы, отмечая их цвет, величину и форму. Дети с удовольствием познают свойства песка и глины, превращают снег в воду, а воду – в льдинки. Используя различных персонажей, можно предложить им простейшие проблемные ситуации. Например: «Утонет ли резиновый мяч?» В ходе эксперимента дети пытаются найти способ решения познавательной задачи.
3 – 4 года Познавательно – исследовательская деятельность усложняется. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. В ходе экспериментирования дети узнают, что бумага рвется, мнется, горит, в воде намокает и др.; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т.д.
4 – 5 лет Цель экспериментирования: формирование умения у детей самостоятельно получать сведения о новом объекте. Дети исследуют песок, глину, снег, камни, воздух, воду, пробуют делать пену и др. Они впервые проводят опыты по выяснению причин отдельных явлений.
5 – 6 лет У детей формируется привычка задавать вопросы, и они самостоятельно пытаются находить на них ответы. Воспитатель постепенно передает инициативу по проведению экспериментов в руки детей. Педагог выступает в основном в роли советчика.
6 – 7 лет Детям становятся доступны сложные умственные операции: выдвижение предположений и проверка их истинности. Дошкольники способны ярко и красочно описывать проведенный опыт и самостоятельно делать выводы.

Для реализации метода экспериментирования в группе необходимо создать уголок с разнообразным оборудованием:

- емкости различных форм и размеров;

- приборы – помощники: пипетки, лупы, увеличительные стекла, пенопласт, вата и др.;

- объекты живой и неживой природы: шишки, желуди, каштаны, камешки, ракушки, песок и т.д.;

- различные материалы: стекло, магниты, разнообразная бумага, ткань и др.;

- красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

- другие материалы: сито, воздушные шары, соль, сахар и др.

В результате опытно – экспериментальной деятельности у детей развивается познавательная активность, обогащаются знания об объектах живой и неживой природы, о свойствах различных материалов и применении их человеком в своей деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника.



Комментарии  

#1 Светлана 16.06.2020 10:46
Спасибо
Цитировать


Новые публикации

Мастер класс

Мастер класс

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей...

Адаптация детей раннего дошкольного возраста через русские народные сказки с…

Адаптация детей раннего дошкольного возраста через русские народные сказки с применением дидактических игр и природного материала Главная цель сказок в адаптационный...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности в области познание. Формирование элементарных математических представлений…

Конспект образовательной деятельности в области познаниеФормирование элементарных математических представленийТема: «Космическое путешествие» Подготовительная группа   Цель: Поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть...

Интегрированное занятие с использованием светотерапии «Медовое путешествие»

Интегрированное занятие с использованием светотерапии «Медовое путешествие» Задачи: расширять кругозор детей, формировать целостную картину мира; углублять знания детей о насекомых (пчёлах) и цветах...

«Веселое путешествие». Непосредственно-образовательная деятельность с использованием фольклора во второй младшей…

«Веселое путешествие»Непосредственно-образовательная деятельность с использованием фольклора во второй младшей группе   Программное содержание. 1. Приобщение детей к русскому народному творчеству через потешки, заклички...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Консультация для родителей детей "Ритмические минутки"

Дорогие мамы и бабушки! Уважаемые коллеги! Если вашему малышу три или четыре года и он с трудом учит слова, плохо двигается и не умеет рисовать. То воспользуйтесь следующими рекомендациями: - стихи и песенки лучше запоминать, если под них делать различные...

Консультация для родителей детей с нарушениями слуха "Ритмические минутки"

Данная консультация опробирована в течении последних лет в  общей работе над развитием основного тона певческого голоса детей с нарушениями слуха, перенёсших операцию по КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. Результаты работы позволили обучить детей  более сложным ( и по тексту, и по звуковысотности) мелодекламациям...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Вода и ее свойства» с использованием…

Цель : совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Задачи : – Образовательные: 1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, текучая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества. 2. Уточнить знания детей...

Конспект НОД «Осенний лес» с использованием нетрадиционной техники рисования

Цель : развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования.  Задачи :  – образовательные: формировать навыки и умения детей в рисовании деревьев ватной палочкой и пузырчатой плёнкой; побуждать детей передавать особенности  осеннего леса , добиваясь выразительности с помощью цвета; повторить  «палитру ...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство