Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольника
Любой ребенок по своей природе - исследователь, а экспериментирование - очень важный вид деятельности в период дошкольного развития. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?" Опыты помогают развивать мышление, логику, творческие способности ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения экспериментов, остаются в памяти ребенка надолго.
Правила организации и проведения опытно – экспериментальной деятельности:
- Нельзя заставлять ребенка заниматься экспериментированием, он должен сам проявить интерес.
- Не следует строго ограничивать ребенка во времени, если он занимается с увлечением.
- Не лишать детей возможности общаться друг с другом во время экспериментирования. Их потребность поделиться своими открытиями является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.
- Невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Важно учитывать его право на ошибку.
- Самое важное правило - соблюдение правил безопасности! Дети дошкольного возраста, увлекаясь работой, забывают о них. Поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на воспитателе.
Опытно – экспериментальная деятельность в разных возрастных группах.
Возрастная группа | Описание экспериментальной деятельности |
2 – 3 года | Дети начинают принимать участие в простейших исследованиях совместно с воспитателем. Они обследуют предметы, отмечая их цвет, величину и форму. Дети с удовольствием познают свойства песка и глины, превращают снег в воду, а воду – в льдинки. Используя различных персонажей, можно предложить им простейшие проблемные ситуации. Например: «Утонет ли резиновый мяч?» В ходе эксперимента дети пытаются найти способ решения познавательной задачи. |
3 – 4 года | Познавательно – исследовательская деятельность усложняется. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. В ходе экспериментирования дети узнают, что бумага рвется, мнется, горит, в воде намокает и др.; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т.д. |
4 – 5 лет | Цель экспериментирования: формирование умения у детей самостоятельно получать сведения о новом объекте. Дети исследуют песок, глину, снег, камни, воздух, воду, пробуют делать пену и др. Они впервые проводят опыты по выяснению причин отдельных явлений. |
5 – 6 лет | У детей формируется привычка задавать вопросы, и они самостоятельно пытаются находить на них ответы. Воспитатель постепенно передает инициативу по проведению экспериментов в руки детей. Педагог выступает в основном в роли советчика. |
6 – 7 лет | Детям становятся доступны сложные умственные операции: выдвижение предположений и проверка их истинности. Дошкольники способны ярко и красочно описывать проведенный опыт и самостоятельно делать выводы. |
Для реализации метода экспериментирования в группе необходимо создать уголок с разнообразным оборудованием:
- емкости различных форм и размеров;
- приборы – помощники: пипетки, лупы, увеличительные стекла, пенопласт, вата и др.;
- объекты живой и неживой природы: шишки, желуди, каштаны, камешки, ракушки, песок и т.д.;
- различные материалы: стекло, магниты, разнообразная бумага, ткань и др.;
- красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- другие материалы: сито, воздушные шары, соль, сахар и др.
В результате опытно – экспериментальной деятельности у детей развивается познавательная активность, обогащаются знания об объектах живой и неживой природы, о свойствах различных материалов и применении их человеком в своей деятельности.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника.
Читайте также |
---|
Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка»

Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка» Цель: Создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех...
Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ
Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе…
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Путешествие по весенней картине» Программное содержание Образовательные задачи: Формировать умение детей определять объекты, изображенные на картине...
Комментарии