Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольника

Любой ребенок по своей природе - исследователь, а экспериментирование - очень важный вид деятельности в период дошкольного развития. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?" Опыты помогают развивать мышление, логику, творческие способности ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения экспериментов, остаются в памяти ребенка надолго.

Правила организации и проведения опытно – экспериментальной деятельности:

- Нельзя заставлять ребенка заниматься экспериментированием, он должен сам проявить интерес.

- Не следует строго ограничивать ребенка во времени, если он занимается с увлечением.

- Не лишать детей возможности общаться друг с другом во время экспериментирования. Их потребность поделиться своими открытиями является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.

- Невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Важно учитывать его право на ошибку.

- Самое важное правило - соблюдение правил безопасности! Дети дошкольного возраста, увлекаясь работой, забывают о них. Поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на воспитателе.

Опытно – экспериментальная деятельность в разных возрастных группах.

Возрастная группа Описание экспериментальной деятельности
2 – 3 года Дети начинают принимать участие в простейших исследованиях совместно с воспитателем. Они обследуют предметы, отмечая их цвет, величину и форму. Дети с удовольствием познают свойства песка и глины, превращают снег в воду, а воду – в льдинки. Используя различных персонажей, можно предложить им простейшие проблемные ситуации. Например: «Утонет ли резиновый мяч?» В ходе эксперимента дети пытаются найти способ решения познавательной задачи.
3 – 4 года Познавательно – исследовательская деятельность усложняется. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. В ходе экспериментирования дети узнают, что бумага рвется, мнется, горит, в воде намокает и др.; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т.д.
4 – 5 лет Цель экспериментирования: формирование умения у детей самостоятельно получать сведения о новом объекте. Дети исследуют песок, глину, снег, камни, воздух, воду, пробуют делать пену и др. Они впервые проводят опыты по выяснению причин отдельных явлений.
5 – 6 лет У детей формируется привычка задавать вопросы, и они самостоятельно пытаются находить на них ответы. Воспитатель постепенно передает инициативу по проведению экспериментов в руки детей. Педагог выступает в основном в роли советчика.
6 – 7 лет Детям становятся доступны сложные умственные операции: выдвижение предположений и проверка их истинности. Дошкольники способны ярко и красочно описывать проведенный опыт и самостоятельно делать выводы.

Для реализации метода экспериментирования в группе необходимо создать уголок с разнообразным оборудованием:

- емкости различных форм и размеров;

- приборы – помощники: пипетки, лупы, увеличительные стекла, пенопласт, вата и др.;

- объекты живой и неживой природы: шишки, желуди, каштаны, камешки, ракушки, песок и т.д.;

- различные материалы: стекло, магниты, разнообразная бумага, ткань и др.;

- красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

- другие материалы: сито, воздушные шары, соль, сахар и др.

В результате опытно – экспериментальной деятельности у детей развивается познавательная активность, обогащаются знания об объектах живой и неживой природы, о свойствах различных материалов и применении их человеком в своей деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника.



Новые публикации

Проект «Чем пахнут ремесла»

Проект «Чем пахнут ремесла»

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Супермаркет» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на развитие наблюдательности...

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера. Тема…

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера Тема «Книги сказок» Цель: закрепление литературных знаний с помощью геометрических схем -...

Читайте также

Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка»

Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка» Цель: Создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех...

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ

Организация совместной игровой деятельности с родителями и детьми с ОВЗ Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Путешествие по весенней картине» Программное содержание Образовательные задачи: Формировать умение детей определять объекты, изображенные на картине...

Читайте также

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше. Константин Станиславский. Театр как один из...

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему…

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста на тему «Знатоки леса» Цель: закрепление у детей старшего дошкольного возраста знаний о...

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми шестого года жизни на…

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми шестого года жизни на основе произведения художественной литературы Ценность: трудолюбие, уважение к чужому труду. Тема: Чтение...





В блогах

Проект "Письмо Деду Морозу"

Паспорт проекта Вид проекта: творческий, художественно – речевой. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: с 5 по 22 декабря 2022г Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, родители. Возраст детей: дети 6 лет. Методы и приёмы: Наглядные (организация выставок, презентаций...

Консультация для родителей детей средней группы Тема: «Весна идёт, весне дорогу!»

  Цель: рассказать родителям об особенностях организации детского досуга на улице в весеннее время года Наблюдаем вместе с ребенком. Зима позади. Позади суровые морозы и метели. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и...

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей среднего возраста на тему: «Добрая сказка». Провели…

Sample Image

Цель: Обогащение  эмоциональной  сферы детей через развитие  эмоционального интеллекта . Задачи: Способствовать открытому проявлению  эмоций и чувств различными социально-психологическими приемами  (словесными, творческими, мимическими) ; Воспитывать позитивное отношение к другим детям. Способствовать развитию способности определять  эмоции по схематическим изображениям. -...

"Родителям об экологии"

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Обычно под экологическим воспитанием...