Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольника

Любой ребенок по своей природе - исследователь, а экспериментирование - очень важный вид деятельности в период дошкольного развития. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?" Опыты помогают развивать мышление, логику, творческие способности ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знания, полученные во время проведения экспериментов, остаются в памяти ребенка надолго.

Правила организации и проведения опытно – экспериментальной деятельности:

- Нельзя заставлять ребенка заниматься экспериментированием, он должен сам проявить интерес.

- Не следует строго ограничивать ребенка во времени, если он занимается с увлечением.

- Не лишать детей возможности общаться друг с другом во время экспериментирования. Их потребность поделиться своими открытиями является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.

- Невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Важно учитывать его право на ошибку.

- Самое важное правило - соблюдение правил безопасности! Дети дошкольного возраста, увлекаясь работой, забывают о них. Поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на воспитателе.

Опытно – экспериментальная деятельность в разных возрастных группах.

Возрастная группа Описание экспериментальной деятельности
2 – 3 года Дети начинают принимать участие в простейших исследованиях совместно с воспитателем. Они обследуют предметы, отмечая их цвет, величину и форму. Дети с удовольствием познают свойства песка и глины, превращают снег в воду, а воду – в льдинки. Используя различных персонажей, можно предложить им простейшие проблемные ситуации. Например: «Утонет ли резиновый мяч?» В ходе эксперимента дети пытаются найти способ решения познавательной задачи.
3 – 4 года Познавательно – исследовательская деятельность усложняется. Дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. В ходе экспериментирования дети узнают, что бумага рвется, мнется, горит, в воде намокает и др.; вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т.д.
4 – 5 лет Цель экспериментирования: формирование умения у детей самостоятельно получать сведения о новом объекте. Дети исследуют песок, глину, снег, камни, воздух, воду, пробуют делать пену и др. Они впервые проводят опыты по выяснению причин отдельных явлений.
5 – 6 лет У детей формируется привычка задавать вопросы, и они самостоятельно пытаются находить на них ответы. Воспитатель постепенно передает инициативу по проведению экспериментов в руки детей. Педагог выступает в основном в роли советчика.
6 – 7 лет Детям становятся доступны сложные умственные операции: выдвижение предположений и проверка их истинности. Дошкольники способны ярко и красочно описывать проведенный опыт и самостоятельно делать выводы.

Для реализации метода экспериментирования в группе необходимо создать уголок с разнообразным оборудованием:

- емкости различных форм и размеров;

- приборы – помощники: пипетки, лупы, увеличительные стекла, пенопласт, вата и др.;

- объекты живой и неживой природы: шишки, желуди, каштаны, камешки, ракушки, песок и т.д.;

- различные материалы: стекло, магниты, разнообразная бумага, ткань и др.;

- красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

- другие материалы: сито, воздушные шары, соль, сахар и др.

В результате опытно – экспериментальной деятельности у детей развивается познавательная активность, обогащаются знания об объектах живой и неживой природы, о свойствах различных материалов и применении их человеком в своей деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Методическое пособие «Новогодняя игрушка»

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому...

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Читайте также

Конспект НОД по аппликации «Рябина для птиц»

Конспект НОД по аппликации «Рябина для птиц» для детей средней группы Программное содержание: Учить детей приемам обрывной салфеткой аппликации: разрывать салфетку на кусочки...

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста. Тема: «Путешествие в…

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста Тема: «Путешествие в весенний лес!» Цель: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления...

«Число 5. Цифра 5». Конспект открытого занятия по ФЭМП в…

«Число 5. Цифра 5». Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе Цель: дать детям представление о числе 5, его составе...