Роль природоохранных социально-образовательных проектов в формировании ценностного отношения к природе у старших дошкольников

Экологические проблемы общие для всего населения нашей голубой планеты Земля.

Исчерпание природных ресурсов; вырубка лесов, уничтожение животных, загрязнение рек, озер, морей, океанов, наращивание производственных мощностей, рост населения планеты, аварии на атомных станциях, увеличение болезней, постигшие современного человека - результат отсутствия правильного взаимодействия людей с природой.

Экологическая ситуация и катастрофа человечества неразрывно связаны с процессом образования населения — его недостаточности или качество породили потребительское отношение к природе.

К загрязненной среде обитания, воде и воздуху, содержащим химию продуктам питания особенно чувствительны наши дети. Поэтому для решения этой проблемы необходимо осуществлять экологическое образование и воспитание как можно раньше.

Основная цель экологического воспитания дошкольников – приобщить детей к миру природы, привить детям понимание её универсальной ценности в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять, беречь и помогать ей.

Этот процесс очень трудоёмкий, так как ребенок должен научиться осознавать последствия своих действий, которые он совершает по отношению к природе. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, сохраняя ее для будущих потомков. Для более эффективной реализации процесса необходимо уделять большое внимание экспериментальной и наблюдательной деятельности с различными объектами.

Для достижения этой цели решаем такие задачи:

- формировать основы естественно-научного мышления;

- знакомить детей с природой, расширять понятия ребёнка о природе;

- формировать представление детей о значении природы в жизни людей, для развития и существования человека;

- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

- учить воспринимать природу как своего друга и заботиться о нём, формировать умение и желание беречь и охранять природу;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.

В связи с вышеизложенным с 2019 года в МДОУ детский сад «Звездочка» п.Валериановск, г.Качканара Свердловской области действует природоохранный социально-образовательный проект «Эколята–Дошколята -молодые защитники Природы».

Воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада посвящены в «Эколята-дошколята». Обязательным условием посвящения ребят в «Эколята» является - произнесение «Клятвы Эколят – Молодых защитников Природы», исполнение «Гимна Эколят». У дошколят имеется форма, им вручены значки с логотипом «Эколят»

В рамках проекта разработан план работы включающий мероприятия, учитывающие особенности региона:

экскурсии, походы, практическая деятельность в природе, природоохранные акции, эксперименты и опыты, развивающие дидактические игры, выставки.

На территории детского сада создана развивающая экологическая среда - «Экологическая тропа», которая способствует в познании окружающего мира, восприятии природы, формированию любви и бережного отношения к миру живого. Она включает в себя:

- Огород для выращивания овощных и лекарственных растений. За каждой группой детского сада закреплен участок земли. Работа на этом участке, помогает воспитывать наблюдательность и трудолюбие. Дети приобретают практические навыки ухода за растениями. Наблюдая за фазами роста растений, замечают зависимость состояния растений от неблагоприятных или благоприятных условий – погодные условия, уход за растениями

- Теплица, где воспитанники детского сада совместно с воспитателем выращивают перцы, огурцы, помидоры, баклажаны и даже арбузы и дыни.

- Цветочные клумбы и розарий- формируется эстетическое восприятие через созерцание разнообразия лепестков и листьев. Ребята помогают в уходе за цветником, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, собирают семена цветов, наблюдают за насекомыми.

- Сенсорный сад – который специально зонирован. Уголки сада, зоны, предусматривают включение в работу всех сенсорных систем ребенка: зрения, слуха, осязания, имеется конструктор из деревянных модулей наполненных песком, деревянной корой и морской галькой с ракушками для использования всех органов чувств в познании природы детьми (в том числе детям с ограниченными возможностями), позволяет восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения с природой.

- Метеостанция – на которой воспитанники изучают природные изменения, с помощью измерительных приборов отслеживают погоду, давление, температуру, влажность, уровень осадков и направление ветра. Дети общаются и работают в команде во время занятий на метеоплощдке, учатся и познают мир в игровой форме, развивают логику. Наблюдательность и аналитическое мышление, фантазируют, экспериментируют, ведут дневник погоды.

На каждом участке групп, на уровне роста детей оборудованы кормушки для птиц, имеются скворечники. Дети с удовольствием приходят в птичью столовую, приносят с собой семечки, крупу, а зимой подкармливают синичек, развешивая на деревья кусочки сала. Работая в данном направлении, достигаем цели любить, беречь, охранять пернатых, а также учить различать зимующих и перелетных птиц, воспитывать трудолюбие, доброту.

На территории детского сада, по пути следования по экологической тропе растут травы, цветы, деревья и кустарники, что дает возможность наблюдать, изучать, оберегать, собирать гербарии, проводить дидактические игры, организовывать труд.

В ходе прогулок по экологической тропе дети изучают и закрепляют правила поведения в природе, приобретают навыки бережного, рачительного отношения ко всему живому. Они не просто наблюдатели, а участники важного процесса по улучшению состояния природы.

Пройдя по экологической тропе, ребята смогут лучше увидеть и ещё больше узнать, как живёт и чувствует себя окружающая природа, у детей сформируется заботливое отношение к ней, появится желание сохранить и защитить конкретные природные объекты.

В детском саду в группах оформлены уголки - экспериментальные, природные, коллекционные, энциклопедии.

В 2019-2020г. «Эколятами, молодыми защитниками Природы» проведены следующие акции:

Акция «Цветы нашего детского сада» - в рамках которого был реализован и разработан проект «Цветочные часы». Создан макет «Цветочные часы», дидактические игры и сказки о цветах, а также клумба «Цветочные часы», выращены и высажены цветы за которыми велось наблюдение о времени их открытия и закрытия, а также влияния природных и погодных условий на биоритмы растений.

Акция «Подари книге вторую жизнь» - ремонт книг в библиотеке п.Валериановск.

Акция «Соберем мы урожай» - уборка урожая с огорода детского сада и уход за растениями.

Акция «Листопад» - уборка опавших листьев с участков групп раннего возраста.

Акции «Птицы – наши друзья! Эколята помогают своим друзьям!». Цель - расширения знаний у воспитанников детских садов о зимующих птицах, воспитания бережного отношения к птицам, привития детям практических навыков оказания помощи зимующим птицам. В марте 2020г. приняли участие в городском конкурсе видеороликов «Каждому скворцу по дворцу», в котором стали номинантами «Практичное творенье» и «Самая оригинальная форма скворечника».

Акция «Не рубите елочку» в рамках которой были разработаны плакаты по данной тематике и размещены в общественных местах п.Валериановск. Оформлена выставка «Елочки своими руками из бросового материала», также детьми изготовлены, украшены новогодние елочки из соленого теста и подарены жителям поселка.

В ноябре 2019г. «Эколята молодые защитники Природы» приняли активное участие в конкурсе «Лучший детский сад», в котором МДОУ детский сад «Звездочка» занял первое место среди дошкольных образовательных учреждений Качканарского городского округа. В конкурсе «Снежный городок - 2020» прошедшем на территории детского сада «Эколята-дошколята» заняли первое место.

Вся деятельность дошкольной образовательной организации в рамках проекта «Эколята – Дошколята» регулярно размещается на сайте МДОУ- детский сад «Звездочка».

Проводя работу в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята–Дошколята - молодые защитники Природы» мы стремимся воспитать дошкольников добрыми, образованными и порядочными людьми, которые сумеют в последствии осмыслить свое место и роль в этом мире, осознать ответственность за него.

 

Список источников

  1. Эколята.РФ [Электронный ресурс] http://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/proekt-yekolyata-doshkolyata/programma-meropriyatiy/(Дата обращения 15.03.2020г.)
  2. "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой - PEDSOVET.SU". [Электронный ресурс]. https://pedsovet.su/ (Дата обращения 15.03.2020г.)
  3. . Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/detskii-sad/ (Дата обращения 15.03.2020г.)




Новые публикации

Консультация для педагогов дошкольного образования «Организация совместной деятельности дошкольников в…

Консультация для педагогов дошкольного образования «Организация совместной деятельности дошкольников в образовательной деятельности» В системе дошкольного образования России за последние годы произошли...

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в средней группе…

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в средней группе «Плавает или тонет» Цель: Формирование представлений о свойствах материалов при взаимодействии с водой в...

Эффективные формы работы по вовлечению родителей в изучение татарского языка…

Эффективные формы работы по вовлечению родителей в изучение татарского языка дошкольниками 1 слайд. Добрый день уважаемые коллеги! Я, Гильманова Алсу Зиряковна...

Читайте также

Спортивный праздник, посвящённый дню победы для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный праздник, посвящённый дню победы для детей старшего дошкольного возраста   Задачи: Рассказать детям о Дне Победы, познакомит их с героическим прошлым нашего...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия в старшей группе. Тема занятия: «Будем…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия в старшей группеТема занятия: «Будем вежливы»   Цель: Воспитание у детей вежливости, навыков культурного поведения и общения. Задачи: Образовательные: -...

Рабочая программа старшей группы №10 на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа старшей группы №10 на 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Выступление на педагогическом совете: "Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, как одно из условий повышения качества…

  МДОУ «Ц.Р.Р. детский сад-72»       ОТЧЁТ по самообразованию воспитателя   ТЕМА: « ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ »     Воспитатель: МАМАЕВА ВЛАДА ВИКТОРОВНА К педсовету: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, как одно из условий повышения качества образования».  ...

Консультация

Консультация «Масленица: история и традиции» Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длиться семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Блинная неделя – народное торжество, посвященное...

Мини-музей

Мини – музей « Доспехи богатырские» Программное содержание: - Дать детям знания о русских богатырях – былинных героях, - познакомить детей с некоторыми моментами истории Отечества: героизмом русских солдат и простого народа; - закреплять знания детей о доспехах и оружии...

Подведены итоги первого конкурса детского творчества «Талант онлайн»

1 марта объявлены итоги первого детского конкурса talantonline.ru. На конкурс   пришло более 2500 работ из 300 городов и населенных пунктов со всей России! Конкурс творческих работ проходил онлайн   с 15 декабря 2020 года по 15 февраля 2021 года...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство