Роль природоохранных социально-образовательных проектов в формировании ценностного отношения к природе у старших дошкольников

Экологические проблемы общие для всего населения нашей голубой планеты Земля.

Исчерпание природных ресурсов; вырубка лесов, уничтожение животных, загрязнение рек, озер, морей, океанов, наращивание производственных мощностей, рост населения планеты, аварии на атомных станциях, увеличение болезней, постигшие современного человека - результат отсутствия правильного взаимодействия людей с природой.

Экологическая ситуация и катастрофа человечества неразрывно связаны с процессом образования населения — его недостаточности или качество породили потребительское отношение к природе.

К загрязненной среде обитания, воде и воздуху, содержащим химию продуктам питания особенно чувствительны наши дети. Поэтому для решения этой проблемы необходимо осуществлять экологическое образование и воспитание как можно раньше.

Основная цель экологического воспитания дошкольников – приобщить детей к миру природы, привить детям понимание её универсальной ценности в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять, беречь и помогать ей.

Этот процесс очень трудоёмкий, так как ребенок должен научиться осознавать последствия своих действий, которые он совершает по отношению к природе. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, сохраняя ее для будущих потомков. Для более эффективной реализации процесса необходимо уделять большое внимание экспериментальной и наблюдательной деятельности с различными объектами.

Для достижения этой цели решаем такие задачи:

- формировать основы естественно-научного мышления;

- знакомить детей с природой, расширять понятия ребёнка о природе;

- формировать представление детей о значении природы в жизни людей, для развития и существования человека;

- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

- учить воспринимать природу как своего друга и заботиться о нём, формировать умение и желание беречь и охранять природу;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.

В связи с вышеизложенным с 2019 года в МДОУ детский сад «Звездочка» п.Валериановск, г.Качканара Свердловской области действует природоохранный социально-образовательный проект «Эколята–Дошколята -молодые защитники Природы».

Воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада посвящены в «Эколята-дошколята». Обязательным условием посвящения ребят в «Эколята» является - произнесение «Клятвы Эколят – Молодых защитников Природы», исполнение «Гимна Эколят». У дошколят имеется форма, им вручены значки с логотипом «Эколят»

В рамках проекта разработан план работы включающий мероприятия, учитывающие особенности региона:

экскурсии, походы, практическая деятельность в природе, природоохранные акции, эксперименты и опыты, развивающие дидактические игры, выставки.

На территории детского сада создана развивающая экологическая среда - «Экологическая тропа», которая способствует в познании окружающего мира, восприятии природы, формированию любви и бережного отношения к миру живого. Она включает в себя:

- Огород для выращивания овощных и лекарственных растений. За каждой группой детского сада закреплен участок земли. Работа на этом участке, помогает воспитывать наблюдательность и трудолюбие. Дети приобретают практические навыки ухода за растениями. Наблюдая за фазами роста растений, замечают зависимость состояния растений от неблагоприятных или благоприятных условий – погодные условия, уход за растениями

- Теплица, где воспитанники детского сада совместно с воспитателем выращивают перцы, огурцы, помидоры, баклажаны и даже арбузы и дыни.

- Цветочные клумбы и розарий- формируется эстетическое восприятие через созерцание разнообразия лепестков и листьев. Ребята помогают в уходе за цветником, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, собирают семена цветов, наблюдают за насекомыми.

- Сенсорный сад – который специально зонирован. Уголки сада, зоны, предусматривают включение в работу всех сенсорных систем ребенка: зрения, слуха, осязания, имеется конструктор из деревянных модулей наполненных песком, деревянной корой и морской галькой с ракушками для использования всех органов чувств в познании природы детьми (в том числе детям с ограниченными возможностями), позволяет восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения с природой.

- Метеостанция – на которой воспитанники изучают природные изменения, с помощью измерительных приборов отслеживают погоду, давление, температуру, влажность, уровень осадков и направление ветра. Дети общаются и работают в команде во время занятий на метеоплощдке, учатся и познают мир в игровой форме, развивают логику. Наблюдательность и аналитическое мышление, фантазируют, экспериментируют, ведут дневник погоды.

На каждом участке групп, на уровне роста детей оборудованы кормушки для птиц, имеются скворечники. Дети с удовольствием приходят в птичью столовую, приносят с собой семечки, крупу, а зимой подкармливают синичек, развешивая на деревья кусочки сала. Работая в данном направлении, достигаем цели любить, беречь, охранять пернатых, а также учить различать зимующих и перелетных птиц, воспитывать трудолюбие, доброту.

На территории детского сада, по пути следования по экологической тропе растут травы, цветы, деревья и кустарники, что дает возможность наблюдать, изучать, оберегать, собирать гербарии, проводить дидактические игры, организовывать труд.

В ходе прогулок по экологической тропе дети изучают и закрепляют правила поведения в природе, приобретают навыки бережного, рачительного отношения ко всему живому. Они не просто наблюдатели, а участники важного процесса по улучшению состояния природы.

Пройдя по экологической тропе, ребята смогут лучше увидеть и ещё больше узнать, как живёт и чувствует себя окружающая природа, у детей сформируется заботливое отношение к ней, появится желание сохранить и защитить конкретные природные объекты.

В детском саду в группах оформлены уголки - экспериментальные, природные, коллекционные, энциклопедии.

В 2019-2020г. «Эколятами, молодыми защитниками Природы» проведены следующие акции:

Акция «Цветы нашего детского сада» - в рамках которого был реализован и разработан проект «Цветочные часы». Создан макет «Цветочные часы», дидактические игры и сказки о цветах, а также клумба «Цветочные часы», выращены и высажены цветы за которыми велось наблюдение о времени их открытия и закрытия, а также влияния природных и погодных условий на биоритмы растений.

Акция «Подари книге вторую жизнь» - ремонт книг в библиотеке п.Валериановск.

Акция «Соберем мы урожай» - уборка урожая с огорода детского сада и уход за растениями.

Акция «Листопад» - уборка опавших листьев с участков групп раннего возраста.

Акции «Птицы – наши друзья! Эколята помогают своим друзьям!». Цель - расширения знаний у воспитанников детских садов о зимующих птицах, воспитания бережного отношения к птицам, привития детям практических навыков оказания помощи зимующим птицам. В марте 2020г. приняли участие в городском конкурсе видеороликов «Каждому скворцу по дворцу», в котором стали номинантами «Практичное творенье» и «Самая оригинальная форма скворечника».

Акция «Не рубите елочку» в рамках которой были разработаны плакаты по данной тематике и размещены в общественных местах п.Валериановск. Оформлена выставка «Елочки своими руками из бросового материала», также детьми изготовлены, украшены новогодние елочки из соленого теста и подарены жителям поселка.

В ноябре 2019г. «Эколята молодые защитники Природы» приняли активное участие в конкурсе «Лучший детский сад», в котором МДОУ детский сад «Звездочка» занял первое место среди дошкольных образовательных учреждений Качканарского городского округа. В конкурсе «Снежный городок - 2020» прошедшем на территории детского сада «Эколята-дошколята» заняли первое место.

Вся деятельность дошкольной образовательной организации в рамках проекта «Эколята – Дошколята» регулярно размещается на сайте МДОУ- детский сад «Звездочка».

Проводя работу в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята–Дошколята - молодые защитники Природы» мы стремимся воспитать дошкольников добрыми, образованными и порядочными людьми, которые сумеют в последствии осмыслить свое место и роль в этом мире, осознать ответственность за него.

 

Список источников

  1. Эколята.РФ [Электронный ресурс] http://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/proekt-yekolyata-doshkolyata/programma-meropriyatiy/(Дата обращения 15.03.2020г.)
  2. "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой - PEDSOVET.SU". [Электронный ресурс]. https://pedsovet.su/ (Дата обращения 15.03.2020г.)
  3. . Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/detskii-sad/ (Дата обращения 15.03.2020г.)


Новые публикации

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной…

Менеджмент в процессе взаимодействия школы и семьи по преодолению школьной дезадаптации первоклассников Благополучная адаптация ребенка в начале школьного обучения является залогом...

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» …

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» (Подготовительная к школе группа, с приглашением детей из специальной (коррекционной) группы компенсирующего вида) Цель:...

Читайте также

Дидактическая игра «Лото – «Знаки дорожного движения»

Дидактическая игра «Лото – «Знаки дорожного движения» Настольная дидактическая игра «Лото – Знаки дорожного движения» предназначена для детей 4-7 лет. Игра...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Картотека STEM-образование в дошкольном учреждении. Экспериментальная деятельность

Картотека STEM-образование в дошкольном учреждении. Экспериментальная деятельность Опыты с шариками Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Тёплый воздух надувает шарик» Цели: формировать у детей интерес...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома

Игры на развитие мелкой моторики для детей 4-5 лет дома   Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для дошкольников Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за...

Игры на развитие внимания, памяти и мышления

Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей «Сложи узор» Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там жизнь" Цели: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой...

Консультация для родителей "Почему ребенку нужна игра"

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин) «Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев) Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться...