Роль природоохранных социально-образовательных проектов в формировании ценностного отношения к природе у старших дошкольников

Экологические проблемы общие для всего населения нашей голубой планеты Земля.

Исчерпание природных ресурсов; вырубка лесов, уничтожение животных, загрязнение рек, озер, морей, океанов, наращивание производственных мощностей, рост населения планеты, аварии на атомных станциях, увеличение болезней, постигшие современного человека - результат отсутствия правильного взаимодействия людей с природой.

Экологическая ситуация и катастрофа человечества неразрывно связаны с процессом образования населения — его недостаточности или качество породили потребительское отношение к природе.

К загрязненной среде обитания, воде и воздуху, содержащим химию продуктам питания особенно чувствительны наши дети. Поэтому для решения этой проблемы необходимо осуществлять экологическое образование и воспитание как можно раньше.

Основная цель экологического воспитания дошкольников – приобщить детей к миру природы, привить детям понимание её универсальной ценности в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять, беречь и помогать ей.

Этот процесс очень трудоёмкий, так как ребенок должен научиться осознавать последствия своих действий, которые он совершает по отношению к природе. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, сохраняя ее для будущих потомков. Для более эффективной реализации процесса необходимо уделять большое внимание экспериментальной и наблюдательной деятельности с различными объектами.

Для достижения этой цели решаем такие задачи:

- формировать основы естественно-научного мышления;

- знакомить детей с природой, расширять понятия ребёнка о природе;

- формировать представление детей о значении природы в жизни людей, для развития и существования человека;

- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

- учить воспринимать природу как своего друга и заботиться о нём, формировать умение и желание беречь и охранять природу;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.

В связи с вышеизложенным с 2019 года в МДОУ детский сад «Звездочка» п.Валериановск, г.Качканара Свердловской области действует природоохранный социально-образовательный проект «Эколята–Дошколята -молодые защитники Природы».

Воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада посвящены в «Эколята-дошколята». Обязательным условием посвящения ребят в «Эколята» является - произнесение «Клятвы Эколят – Молодых защитников Природы», исполнение «Гимна Эколят». У дошколят имеется форма, им вручены значки с логотипом «Эколят»

В рамках проекта разработан план работы включающий мероприятия, учитывающие особенности региона:

экскурсии, походы, практическая деятельность в природе, природоохранные акции, эксперименты и опыты, развивающие дидактические игры, выставки.

На территории детского сада создана развивающая экологическая среда - «Экологическая тропа», которая способствует в познании окружающего мира, восприятии природы, формированию любви и бережного отношения к миру живого. Она включает в себя:

- Огород для выращивания овощных и лекарственных растений. За каждой группой детского сада закреплен участок земли. Работа на этом участке, помогает воспитывать наблюдательность и трудолюбие. Дети приобретают практические навыки ухода за растениями. Наблюдая за фазами роста растений, замечают зависимость состояния растений от неблагоприятных или благоприятных условий – погодные условия, уход за растениями

- Теплица, где воспитанники детского сада совместно с воспитателем выращивают перцы, огурцы, помидоры, баклажаны и даже арбузы и дыни.

- Цветочные клумбы и розарий- формируется эстетическое восприятие через созерцание разнообразия лепестков и листьев. Ребята помогают в уходе за цветником, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, собирают семена цветов, наблюдают за насекомыми.

- Сенсорный сад – который специально зонирован. Уголки сада, зоны, предусматривают включение в работу всех сенсорных систем ребенка: зрения, слуха, осязания, имеется конструктор из деревянных модулей наполненных песком, деревянной корой и морской галькой с ракушками для использования всех органов чувств в познании природы детьми (в том числе детям с ограниченными возможностями), позволяет восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения с природой.

- Метеостанция – на которой воспитанники изучают природные изменения, с помощью измерительных приборов отслеживают погоду, давление, температуру, влажность, уровень осадков и направление ветра. Дети общаются и работают в команде во время занятий на метеоплощдке, учатся и познают мир в игровой форме, развивают логику. Наблюдательность и аналитическое мышление, фантазируют, экспериментируют, ведут дневник погоды.

На каждом участке групп, на уровне роста детей оборудованы кормушки для птиц, имеются скворечники. Дети с удовольствием приходят в птичью столовую, приносят с собой семечки, крупу, а зимой подкармливают синичек, развешивая на деревья кусочки сала. Работая в данном направлении, достигаем цели любить, беречь, охранять пернатых, а также учить различать зимующих и перелетных птиц, воспитывать трудолюбие, доброту.

На территории детского сада, по пути следования по экологической тропе растут травы, цветы, деревья и кустарники, что дает возможность наблюдать, изучать, оберегать, собирать гербарии, проводить дидактические игры, организовывать труд.

В ходе прогулок по экологической тропе дети изучают и закрепляют правила поведения в природе, приобретают навыки бережного, рачительного отношения ко всему живому. Они не просто наблюдатели, а участники важного процесса по улучшению состояния природы.

Пройдя по экологической тропе, ребята смогут лучше увидеть и ещё больше узнать, как живёт и чувствует себя окружающая природа, у детей сформируется заботливое отношение к ней, появится желание сохранить и защитить конкретные природные объекты.

В детском саду в группах оформлены уголки - экспериментальные, природные, коллекционные, энциклопедии.

В 2019-2020г. «Эколятами, молодыми защитниками Природы» проведены следующие акции:

Акция «Цветы нашего детского сада» - в рамках которого был реализован и разработан проект «Цветочные часы». Создан макет «Цветочные часы», дидактические игры и сказки о цветах, а также клумба «Цветочные часы», выращены и высажены цветы за которыми велось наблюдение о времени их открытия и закрытия, а также влияния природных и погодных условий на биоритмы растений.

Акция «Подари книге вторую жизнь» - ремонт книг в библиотеке п.Валериановск.

Акция «Соберем мы урожай» - уборка урожая с огорода детского сада и уход за растениями.

Акция «Листопад» - уборка опавших листьев с участков групп раннего возраста.

Акции «Птицы – наши друзья! Эколята помогают своим друзьям!». Цель - расширения знаний у воспитанников детских садов о зимующих птицах, воспитания бережного отношения к птицам, привития детям практических навыков оказания помощи зимующим птицам. В марте 2020г. приняли участие в городском конкурсе видеороликов «Каждому скворцу по дворцу», в котором стали номинантами «Практичное творенье» и «Самая оригинальная форма скворечника».

Акция «Не рубите елочку» в рамках которой были разработаны плакаты по данной тематике и размещены в общественных местах п.Валериановск. Оформлена выставка «Елочки своими руками из бросового материала», также детьми изготовлены, украшены новогодние елочки из соленого теста и подарены жителям поселка.

В ноябре 2019г. «Эколята молодые защитники Природы» приняли активное участие в конкурсе «Лучший детский сад», в котором МДОУ детский сад «Звездочка» занял первое место среди дошкольных образовательных учреждений Качканарского городского округа. В конкурсе «Снежный городок - 2020» прошедшем на территории детского сада «Эколята-дошколята» заняли первое место.

Вся деятельность дошкольной образовательной организации в рамках проекта «Эколята – Дошколята» регулярно размещается на сайте МДОУ- детский сад «Звездочка».

Проводя работу в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята–Дошколята - молодые защитники Природы» мы стремимся воспитать дошкольников добрыми, образованными и порядочными людьми, которые сумеют в последствии осмыслить свое место и роль в этом мире, осознать ответственность за него.

 

Список источников

  1. Эколята.РФ [Электронный ресурс] http://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/proekt-yekolyata-doshkolyata/programma-meropriyatiy/(Дата обращения 15.03.2020г.)
  2. "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой - PEDSOVET.SU". [Электронный ресурс]. https://pedsovet.su/ (Дата обращения 15.03.2020г.)
  3. . Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/detskii-sad/ (Дата обращения 15.03.2020г.)


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами»

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами» Цель: формирование основ финансовой грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Образовательные задачи: Расширять...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить...

План работы с родителями

План работы с родителями Средняя группа Взаимодействие с родителями. Основные цели и задачи: Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия...

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя»

Конспект логопедического занятия «Весна. Закличка для Медведя» Цели: Коррекционно-образовательные: Учить называть признаки времен года. Учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные. Коррекционно-развивающие: Активизировать...