Метод мозжечковой стимуляции в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение «особого» ребенка в детском саду начинается с момента его поступления в учреждение и имеет три этапа: диагностический, коррекционно-формирующий, оценочный.

Одним из главных и значительных этапов психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной практике детского дошкольного учреждения является коррекционно-формирующий этап.

Коррекционно-формирующий этап предполагает учет специфики коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями физического или психического развития. Этот этап нуждается в особом внимании педагога-психолога детского дошкольного учреждения к подбору развивающих методов и методик, которые можно применить к «особому» ребенку, с учетом его актуального развития, особенностей развития его познавательной, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы.

В этом направлении своей деятельности педагог-психолог детского дошкольного учреждения, к воспитанникам с особыми образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья, применяет разнообразные методы для развития и коррекции дефицитарных функций: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия.

Актуальным для применения так же является метод мозжечковой стимуляции, основанный на выполнении специальных развивающих упражнений на балансировочной доске Баламетрикс. Разработчиком данного тренажера является физик Френк Билгау (США, в других источниках Бильгоу). Второе название у данного тренажера «Доска Билгау» (Рис. 1).

Рисунок 1

1

Комплекс оборудования к «Доске Билгау»

 

Основная актуальность применения данного метода в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста в том, что выполнение специальных упражнений на тренажере обеспечивает стимуляцию функций мозжечка головного мозга (Рис. 2).

Рисунок 2

2

Отделы головного мозга

 

Функционально мозжечок отвечает не только за равновесие тела человека в пространстве, он так же отвечает за уровень интеллекта, уровень развития речи и внимания.

Выполняя упражнения на балансировочной доске, происходит увеличение количества новых нейронных связей между мозжечком и другими участками головного мозга. Образование новых нейронных связей способствует развитию тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование высших психических функций.

Программа упражнений по мозжечковой стимуляции рекомендуется для детей дошкольного возраста с отставаниями в развитии моторики и координации, с задержкой психического и речевого развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания.

Актуальность применения данного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми возможностями здоровья заключается в возможности формирования у них высокого уровня мотивации к участию в развивающем занятии и создании ситуации успеха, без дополнительных мотивационных воздействий со стороны взрослого.

Выполнение упражнений на тренажере проходит под четким руководством взрослого. Педагог-психолог следит за техникой безопасности во время обучения и во время выполнения упражнений. Необходимо учесть оптимальный уровень сложности упражнений для каждого ребенка, который их выполняет: сначала происходит обучение и отработка навыка выполнения самых легких упражнений, а затем сложность упражнений увеличивается - изменяется угол устойчивости самой доски (опоры меняют угол наклона от 0° до 50°).

Тренажер имеет разнообразное количество дополнительного оборудования (доска обратной связи, мешочки с крупой разного веса и цвета, подвесной мяч-маятник, стойка с секторами, цветная планка), которые способствуют выполнению коррекционно-развивающего принципа двойной стимуляции: ребенку необходимо удерживать равновесие при колебании доски, на которой он стоит, и одновременно выполнять какое-то действие.

Выполнение упражнений на тренажере доступно детям с 3-4 лет. Проводить упражнения необходимо с периодичностью 2-3 раза в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

Результатами развивающих занятий становятся: личностные изменения в характере поведения ребенка при общении, улучшается координация, концентрация внимания и память; происходит развитие межполушарного взаимодействия, что благоприятно сказывается на общем развитии ребенка.

Примеры упражнений с мешочками:

Ребенок занимает исходное положение на балансировочной доске, балансирует, удерживаясь на её поверхности. При правильном, устойчивом положении ребенка на доске, ему предлагается выполнить упражнения. Каждое упражнение повторяется до 10 раз.

  • Взрослый кидает ребенку мешочек с крупой, ребенок ловит мешочек одной рукой (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).
  • Взрослый кидает мешочек, ребенок ловит мешочек двумя руками (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).
  • У ребенка в руках мешочек, у взрослого в руках мешочек - мешочки кидать друг другу и ловить одновременно (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).
  • Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх двумя руками, ловит его двумя руками (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).
  • Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх одной рукой (правой / левой), ловит одной рукой (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10).
  • Ребенок держит мешочек перед собой, подбрасывает вверх двумя руками, пока мешочек летит обратно, ребенок должен хлопнуть в ладоши (1 раз, с усложнением 2 / 3 раза), поймать мешочек двумя руками.
  • Ребенок держит мешочек, подбрасывает вверх одной рукой – правой, ловит левой.
  • Ребенок держит мешочек, подбрасывает вверх одной рукой – левой, ловит правой.
  • Ребенок держит мешочки в двух руках, подбрасывает вверх двумя руками, ловит двумя руками.
  • Ребенок держит мешочек, взрослый держит мешочек; ребенок бросает вниз мешочек из рук, при этом ловит мешочек, который ему бросил взрослый.
  • Ребенок разворачивает тело на доске на 90 градусов, так чтобы ноги не меняли своего положения, подбрасывает и ловит мешочек одной рукой (поворот в левую/в правую сторону).

Примеры упражнений с мячом-маятником и планкой с цветными секторами:

  • Ребенок отбивает подвешенный мяч-маятник левой, правой \ двумя руками (наружней или внутренней стороной ладони).
  • Ребенок отбрасывает и ловит мяч-маятник левой, правой, двумя руками (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10, 20).
  • Ребенок толкает мяч-маятник, хлопает в ладоши пока летит, ловит его (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10, 20).
  • Ребенок отбивает летящий мячик-маятник палочкой с цветными секторами (стараясь попасть по мячу таким цветом палочки, который указывает взрослый).
  • Ребенок отбивает мяч-маятник палочкой в заданном направлении (обговаривается заранее) – в правую / в левую сторону.
  • Ребенок отбивает летящий мячик-маятник палочкой, ударяя попеременно левой, правой стороной палочки (при этом можно проговаривать прямой и обратный счет до 10, 20).

Используемые термины

Метод мозжечковой стимуляции – системный подход коррекционно-развивающих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка.

Нейронные связи – функциональные связи между нервными клетками, нейронами, центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (ганглии).

Высшие психические функции – психические процессы (память, мышление, речь, восприятие), формирующиеся прижизненно под воздействием внешних средств.

Упражнения с мячом-маятником

33



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по робототехнике в старшей группе детского сада, с использованием…

Занятие по робототехнике в старшей группе детского сада, с использованием роботов Bee-bot Тема: «В поисках пиратских сокровищ» Цель: «Развитие навыков элементарного...

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки»

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки» Пояснительная записка Игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре малыш развивается, познаёт...

Театрализованная игра «Петушок»

Театрализованная игра «Петушок» Аннотация: Театрализованная игра «Петушок» формирует коммуникативные качества у ребенка, помогает детям развивать связную речь, учит драматизации, активизирует развитие познавательной...

Читайте также

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера. Тема…

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера Тема «Книги сказок» Цель: закрепление литературных знаний с помощью геометрических схем -...

Для чего нужны банки?

Для чего нужны банки? Не каждый родитель сможет объяснить своему ребенку, что такое финансы и как ими управлять. Взрослые знают, что...