Социализация особых детей в ДОУ через театрализованную деятельность

В детском саду МКДОУ №274 воспитываются дети с ОВЗ, но так же есть воспитанники, которые выявлены специалистами детского сада в ходе наблюдения и по заявкам воспитателей, в дальнейшем направленные на ТПМПК. Это дети разной возрастной категории от 4 до 7 лет, с тяжёлыми нарушениями речи (с задержками речевого развития, с заиканием), дети с трудностями общения со сверстниками. По результатам наблюдения за этими детьми, их поведением, за успехами, можно увидеть, что они не до конца реализуют свои возможности. Ребята теряются в коллективе своих сверстников, уступая им. Они нуждаются в помощи взрослого, и, сопровождая такого ребёнка, мы определяем пути оптимального развития и обучения. Воспитанники посещают образовательные группы в режиме полного дня, педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка, дидактический материал подбирают с учетом индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных командой специалистов. Нашей задачей сопровождения детей с ОВЗ, считаем эмоциональное благополучие, социальную адаптацию детей.

Всё это может дать театрализованная деятельность. Игра - основной вид деятельности дошкольника. Она способна поддерживать необходимую мотивацию, эмоциональный и энергетический баланс, двигательную активность ребёнка на нужном для театрализованной деятельности уровне. При помощи театрализованной деятельности развиваются коммуникативные навыки, формируется модель поведения ребёнка, т.к. сказка носитель нравственной направленности. У детей улучшается диалогическая речь, значительно расширяется словарный запас, улучшаются произносительные возможности. Исполняя роль, ребёнок учится навыкам самостоятельного контроля над произношением, внятно и понятно выражаться. Герои сказок выступают в роли образов для подражания. Ребенок, учится решать многие проблемные ситуации от лица персонажа. Это позволяет преодолевать неуверенность в себе, учатся анализировать ситуации, логически выстраивать ход мыслей.

Исходя из этого, мы создали театральную студию «Конопушки». В группу входят 10 детей, количество участников может варьироваться.

Цель: создание условий для всестороннего развития особого ребёнка, посредством театрализованной деятельности. Занятия в театральной студии, проводят совместно педагог-психолог и учитель-дефектолог 2 раза в неделю, продолжительность занятий от 25-30 минут. Формы работы: обозначаются целями занятий и комбинируются как традиционными, так и не традиционными приёмами и методами. Структура занятий гибкая, включает в себя компоненты психологической коррекции и обучающего материала. Методы: наглядные, словесные, практические, игровые. Методы, приемы и структура занятий, могут варьироваться в зависимости от настроения детей, их психологического состояния. Используем такие приемы, ситуации как:

1. «Чувство радости» - это искреннее чувство ребенка от того, что результаты труда превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения – это итог тщательно продуманной работы специалиста;

2. Используем «эффект новизны» сюрпризные моменты;

3. Познавательный мотив (почему так?);

4. Создаем ситуации выбора.

В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается, как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития детей (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Б.М. Теплов, Л.Г. Стрелкова и др.). {1}

Важным условием для работы с детьми в театральной студии является организация предметно - пространственной развивающей среды, которая осуществляется в трёх направлениях:

Первое направление. Создание в каждой группе уголка театрализованной деятельности и книжного уголка с различными литературными произведениями. Центры наполнены дидактическими материалами для развития речи, пополняются книжками-самоделками по сюжетам сказок, загадок-отгадок созданные совместно родителями и детьми. Центры всегда открыты и доступны для игр детей. Игровой материал постоянно пополняется. Важным аспектом работы педагога, является поэтапное наращивание игрового опыта у особых детей, за счет освоения разнообразия игры - драматизации. В конце учебного года каждая группа представляет инсценировку сказки с участием ребёнка с ОВЗ, который является актёром в театральной студии «Конопушки».

Второе направление. Занятия в сенсорной комнате погружает детей в атмосферу волшебства. Располагает детей не только к расслаблению, но и к активным игровым занятиям. Состояние комфорта и безопасности, которое испытывают дети, находясь в комнате, способствует быстрому установлению контакта между ними и специалистами, введению их в ситуацию театрализованной игры. Каждый раз среда меняется в соответствии с сюжетом игры.

Третье направление. Занятия в Лекотеке, театральной студии по тематическим циклам «В мире сказок» проводят учитель-дефектолог и педагог-психолог. Мы разработали игровые сюжеты, которые соотносятся с народными и авторскими сказками. В лекотеке установлено большое зеркало, оно даёт возможность детям увидеть себя во время разнообразных игр. Ребята перед зеркалом могут проиграть различные эмоциональные состояния, соотнеся их с движениями и действиями людей и животных в разных ситуациях. В зависимости от содержания игры дети рассаживаются на индивидуальных подушечках, мягких модулях или стульях, что позволяет ориентироваться в пространстве и осваивать его в разных плоскостях, а так же способствует преодолению стереотипного поведения. Нашим особым детям, значителен сюрпризный момент, игровая мотивация, получение приглашения или письма, для активного привлечения внимания и эмоционально задействовать в занятии. В театральной студии на занятиях, совместно с детьми обозначили ритуалы приветствия и прощания в кругу, включаем игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков. Это способствует созданию благоприятного климата и расположению актёров друг к другу. Ритуал окончания занятия, это обсуждение, подведение итогов деятельности, рефлексии, поощрительные призы (телесный контакт «При обнимемся руками - будем верными друзьями!», которого так не хватает нашим деткам, похвала через сказочного героя или игрушку, аплодисменты и т. д).

Деятельность в театральной студии содержит три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап - обеспечивает положительную мотивацию деятельности детей, эмоционально-положительную обстановку в коллективе и готовит детей к восприятию театрализованной игры.

На данном этапе решаются следующие задачи:

1. установление эмоционального, доверительного контакта между педагогами и детьми, между сверстниками;

2. показ взрослым различных игровых действий и развитие у детей положительного отношения к взрослым, ребятам, окружающему миру, к театрализации;

На подготовительном этапе знакомим детей с театрализованными представлениями: воспроизведение коротких литературных произведений с применением разных видов театра: театр из кукол би-ба-бо. Куклы надеваются на руку и совершают движения при помощи тонких произвольных движений пальцев рук; игра детей с куклами – марионетками. Для того, чтобы такая кукла двигалась и совершала различные движения, необходимы ловкие и точные движения кистей и пальцев рук; пантомимические игры, где ребенку необходимо что-то показать или о чем-то рассказать с помощью кистей и пальцев рук; «пальчиковые игры»: изображение сказок, потешек, рифмованных историй, с использованием пальцев рук. Есть игры, в которых необходимо участия обеих рук. Так как это помогает детям учиться ориентироваться в понятиях, таких как «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Создаём эмоционально-положительную обстановку в группе в ходе развёртывания театрализованной деятельности. Особое внимание уделяем организации ситуативно-делового и познавательного общения взрослых и детей, а также сверстников между собой, т.к. дети не стремятся эффективно взаимодействовать с окружающими.

На данном этапе у детей формируется умение воспринимать новое, для этого взрослый старается вызвать у детей следующие реакции: удивление, радость, растерянность и т.д.

Применяем игры с правилами: у ребят развивается умение регулировать своё поведение, внимательно слушать взрослого, поступать в соответствии с предложенной ролью.

Игры в парах: привлекают внимание, интерес ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению опыта совместной деятельности на основе обмена положительными эмоциями и участия в веселых играх – забавах.

Контакт взглядов: одна из составляющих среди взаимодействия с людьми. Чтобы, привлечь внимания ребёнка создаём ситуации, в которых, беседуя с одним ребенком, привлекаем к нему внимание других ребят, стимулируя похвалить сверстника. Показателем приветливых, отзывчивых отношений между детьми является их внимание к эмоциональному состоянию друг друга, стремление радоваться вместе со сверстниками, проявлять сочувствие.

Для организации игр соблюдаются следующие правила:

- добровольное участие в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

- участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с ребятами вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

- повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новую информацию);

- предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Основной этап:

- обучаем детей самомассажу;

- обучаем игре с массажными мячиками и колечками Су Джок, используя массажный мячик, мы активируем не только речевые зоны мозга, но и работу множества других органов;

- обучаем ритмическим упражнениям: ритм, ребята передают при непосредственном участие своего тела, а именно движениями рук, ног и тела (топ, хлоп, шлёп); игры с палочками (воспроизводят ритм ударами палочек).

- проводим игры-имитации пошаговых действий человека, животных, птиц в соответствии с заданной ситуацией для театрализации и демонстрации различных эмоций;

- используем выразительные средства: мимику, жесты, интонацию, при разыгрывании представлений по сюжетам литературных произведений;

- учим импровизировать, опираясь на содержание сказок, коротких рассказов, стихотворений, которые читает педагог или прослушивают с использованием в аудиозаписи;

- показываем импровизации с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, куклы-марионетки, пальчиковые куклы), игрушками под музыку, во время чтения сказок, потешек, стихов и других литературных произведений;

- в театрализованных играх используем постройки, создаваемые по сюжету литературных произведений (из строительных материалов, полифункциональных наборов мягких модулей и др.) и т.д.

Заключительный этап: постановка сказок «Репка», «Под грибом», «Теремок».

Работа над спектаклем:

1. выбираем, распределяем с детьми роли, проживаем их через лепку, рисование и проговаривание слов персонажей;

2. развиваем речевое дыхание, правильную артикуляцию, чёткую дикцию, интонацию речи;

3.учим актёров правильно размещаться по залу, ориентироваться в пространстве, выстраивать диалог с партнёром и формировать интерес к сценическому искусству;

4. вырабатываем у детей умение произвольно реагировать на команду, музыкальный сигнал, побуждаем действовать согласовано, совершенствуем координацию движения, учим запоминать образ персонажа и передавать его.

Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что театрализованная деятельность объединяет между собой участников разной возрастной категории. В результате проделанной работы ребёнок начинает творить, фантазировать, а так же доверять взрослым.

 

Библиографический список:

1. Алибаева Ф.И., Л.Б. Баряева, Ю.Ю.Белякова, И.Г.Вечканова, Л.М.Власова Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие/Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. - СПб.:КАРО,2009.-256с.:ил.-(Серия коррекционная педагогика»).
2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.Д., Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7лет, Мозаика – Синтез, 2008 год.

3.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам

(Пособие для воспитателей детских садов) Москва «Просвещение» 1973 г.

4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. ТЦ Сфера, 2009 год- 129с..

5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа "Театр - Творчество - Дети": Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов. / Н. Ф. Сорокина. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2002. - 207 с.

6.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6.

7.Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.- М., 2008- 52 с.

8. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста\Под ред. Л.М. Шипицыной.- СПб.: Изд-во «Речь», 2005г.-240с.

9. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

 Проект и сценарий «Рыцарский турнир»

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...

Читайте также

Конспект тематической викторины с родителями и детьми старшего дошкольного возраста…

Конспект тематической викторины с родителями и детьми старшего дошкольного возраста «Туризм и мы – здоровы, спортивны, сильны!» Введение Актуальность: Проблема здоровья детей при...

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка»

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка» Действующие лица: Снежинка Снегурочка Зайчик Мишка Лисичка Дед Мороз Львенок. В зал под музыку входят дети Снежинка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте зверята! Ёлка, елка, ёлочка. Мы к тебе пришли, Огоньки весёлые Ты скорей зажги! Хлопает...

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...