Социализация особых детей в ДОУ через театрализованную деятельность

В детском саду МКДОУ №274 воспитываются дети с ОВЗ, но так же есть воспитанники, которые выявлены специалистами детского сада в ходе наблюдения и по заявкам воспитателей, в дальнейшем направленные на ТПМПК. Это дети разной возрастной категории от 4 до 7 лет, с тяжёлыми нарушениями речи (с задержками речевого развития, с заиканием), дети с трудностями общения со сверстниками. По результатам наблюдения за этими детьми, их поведением, за успехами, можно увидеть, что они не до конца реализуют свои возможности. Ребята теряются в коллективе своих сверстников, уступая им. Они нуждаются в помощи взрослого, и, сопровождая такого ребёнка, мы определяем пути оптимального развития и обучения. Воспитанники посещают образовательные группы в режиме полного дня, педагоги учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка, дидактический материал подбирают с учетом индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных командой специалистов. Нашей задачей сопровождения детей с ОВЗ, считаем эмоциональное благополучие, социальную адаптацию детей.

Всё это может дать театрализованная деятельность. Игра - основной вид деятельности дошкольника. Она способна поддерживать необходимую мотивацию, эмоциональный и энергетический баланс, двигательную активность ребёнка на нужном для театрализованной деятельности уровне. При помощи театрализованной деятельности развиваются коммуникативные навыки, формируется модель поведения ребёнка, т.к. сказка носитель нравственной направленности. У детей улучшается диалогическая речь, значительно расширяется словарный запас, улучшаются произносительные возможности. Исполняя роль, ребёнок учится навыкам самостоятельного контроля над произношением, внятно и понятно выражаться. Герои сказок выступают в роли образов для подражания. Ребенок, учится решать многие проблемные ситуации от лица персонажа. Это позволяет преодолевать неуверенность в себе, учатся анализировать ситуации, логически выстраивать ход мыслей.

Исходя из этого, мы создали театральную студию «Конопушки». В группу входят 10 детей, количество участников может варьироваться.

Цель: создание условий для всестороннего развития особого ребёнка, посредством театрализованной деятельности. Занятия в театральной студии, проводят совместно педагог-психолог и учитель-дефектолог 2 раза в неделю, продолжительность занятий от 25-30 минут. Формы работы: обозначаются целями занятий и комбинируются как традиционными, так и не традиционными приёмами и методами. Структура занятий гибкая, включает в себя компоненты психологической коррекции и обучающего материала. Методы: наглядные, словесные, практические, игровые. Методы, приемы и структура занятий, могут варьироваться в зависимости от настроения детей, их психологического состояния. Используем такие приемы, ситуации как:

1. «Чувство радости» - это искреннее чувство ребенка от того, что результаты труда превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения – это итог тщательно продуманной работы специалиста;

2. Используем «эффект новизны» сюрпризные моменты;

3. Познавательный мотив (почему так?);

4. Создаем ситуации выбора.

В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается, как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития детей (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Б.М. Теплов, Л.Г. Стрелкова и др.). {1}

Важным условием для работы с детьми в театральной студии является организация предметно - пространственной развивающей среды, которая осуществляется в трёх направлениях:

Первое направление. Создание в каждой группе уголка театрализованной деятельности и книжного уголка с различными литературными произведениями. Центры наполнены дидактическими материалами для развития речи, пополняются книжками-самоделками по сюжетам сказок, загадок-отгадок созданные совместно родителями и детьми. Центры всегда открыты и доступны для игр детей. Игровой материал постоянно пополняется. Важным аспектом работы педагога, является поэтапное наращивание игрового опыта у особых детей, за счет освоения разнообразия игры - драматизации. В конце учебного года каждая группа представляет инсценировку сказки с участием ребёнка с ОВЗ, который является актёром в театральной студии «Конопушки».

Второе направление. Занятия в сенсорной комнате погружает детей в атмосферу волшебства. Располагает детей не только к расслаблению, но и к активным игровым занятиям. Состояние комфорта и безопасности, которое испытывают дети, находясь в комнате, способствует быстрому установлению контакта между ними и специалистами, введению их в ситуацию театрализованной игры. Каждый раз среда меняется в соответствии с сюжетом игры.

Третье направление. Занятия в Лекотеке, театральной студии по тематическим циклам «В мире сказок» проводят учитель-дефектолог и педагог-психолог. Мы разработали игровые сюжеты, которые соотносятся с народными и авторскими сказками. В лекотеке установлено большое зеркало, оно даёт возможность детям увидеть себя во время разнообразных игр. Ребята перед зеркалом могут проиграть различные эмоциональные состояния, соотнеся их с движениями и действиями людей и животных в разных ситуациях. В зависимости от содержания игры дети рассаживаются на индивидуальных подушечках, мягких модулях или стульях, что позволяет ориентироваться в пространстве и осваивать его в разных плоскостях, а так же способствует преодолению стереотипного поведения. Нашим особым детям, значителен сюрпризный момент, игровая мотивация, получение приглашения или письма, для активного привлечения внимания и эмоционально задействовать в занятии. В театральной студии на занятиях, совместно с детьми обозначили ритуалы приветствия и прощания в кругу, включаем игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков. Это способствует созданию благоприятного климата и расположению актёров друг к другу. Ритуал окончания занятия, это обсуждение, подведение итогов деятельности, рефлексии, поощрительные призы (телесный контакт «При обнимемся руками - будем верными друзьями!», которого так не хватает нашим деткам, похвала через сказочного героя или игрушку, аплодисменты и т. д).

Деятельность в театральной студии содержит три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап - обеспечивает положительную мотивацию деятельности детей, эмоционально-положительную обстановку в коллективе и готовит детей к восприятию театрализованной игры.

На данном этапе решаются следующие задачи:

1. установление эмоционального, доверительного контакта между педагогами и детьми, между сверстниками;

2. показ взрослым различных игровых действий и развитие у детей положительного отношения к взрослым, ребятам, окружающему миру, к театрализации;

На подготовительном этапе знакомим детей с театрализованными представлениями: воспроизведение коротких литературных произведений с применением разных видов театра: театр из кукол би-ба-бо. Куклы надеваются на руку и совершают движения при помощи тонких произвольных движений пальцев рук; игра детей с куклами – марионетками. Для того, чтобы такая кукла двигалась и совершала различные движения, необходимы ловкие и точные движения кистей и пальцев рук; пантомимические игры, где ребенку необходимо что-то показать или о чем-то рассказать с помощью кистей и пальцев рук; «пальчиковые игры»: изображение сказок, потешек, рифмованных историй, с использованием пальцев рук. Есть игры, в которых необходимо участия обеих рук. Так как это помогает детям учиться ориентироваться в понятиях, таких как «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Создаём эмоционально-положительную обстановку в группе в ходе развёртывания театрализованной деятельности. Особое внимание уделяем организации ситуативно-делового и познавательного общения взрослых и детей, а также сверстников между собой, т.к. дети не стремятся эффективно взаимодействовать с окружающими.

На данном этапе у детей формируется умение воспринимать новое, для этого взрослый старается вызвать у детей следующие реакции: удивление, радость, растерянность и т.д.

Применяем игры с правилами: у ребят развивается умение регулировать своё поведение, внимательно слушать взрослого, поступать в соответствии с предложенной ролью.

Игры в парах: привлекают внимание, интерес ребенка к внешнему виду сверстника, его действиям, приобретению опыта совместной деятельности на основе обмена положительными эмоциями и участия в веселых играх – забавах.

Контакт взглядов: одна из составляющих среди взаимодействия с людьми. Чтобы, привлечь внимания ребёнка создаём ситуации, в которых, беседуя с одним ребенком, привлекаем к нему внимание других ребят, стимулируя похвалить сверстника. Показателем приветливых, отзывчивых отношений между детьми является их внимание к эмоциональному состоянию друг друга, стремление радоваться вместе со сверстниками, проявлять сочувствие.

Для организации игр соблюдаются следующие правила:

- добровольное участие в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

- участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с ребятами вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

- повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новую информацию);

- предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Основной этап:

- обучаем детей самомассажу;

- обучаем игре с массажными мячиками и колечками Су Джок, используя массажный мячик, мы активируем не только речевые зоны мозга, но и работу множества других органов;

- обучаем ритмическим упражнениям: ритм, ребята передают при непосредственном участие своего тела, а именно движениями рук, ног и тела (топ, хлоп, шлёп); игры с палочками (воспроизводят ритм ударами палочек).

- проводим игры-имитации пошаговых действий человека, животных, птиц в соответствии с заданной ситуацией для театрализации и демонстрации различных эмоций;

- используем выразительные средства: мимику, жесты, интонацию, при разыгрывании представлений по сюжетам литературных произведений;

- учим импровизировать, опираясь на содержание сказок, коротких рассказов, стихотворений, которые читает педагог или прослушивают с использованием в аудиозаписи;

- показываем импровизации с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, куклы-марионетки, пальчиковые куклы), игрушками под музыку, во время чтения сказок, потешек, стихов и других литературных произведений;

- в театрализованных играх используем постройки, создаваемые по сюжету литературных произведений (из строительных материалов, полифункциональных наборов мягких модулей и др.) и т.д.

Заключительный этап: постановка сказок «Репка», «Под грибом», «Теремок».

Работа над спектаклем:

1. выбираем, распределяем с детьми роли, проживаем их через лепку, рисование и проговаривание слов персонажей;

2. развиваем речевое дыхание, правильную артикуляцию, чёткую дикцию, интонацию речи;

3.учим актёров правильно размещаться по залу, ориентироваться в пространстве, выстраивать диалог с партнёром и формировать интерес к сценическому искусству;

4. вырабатываем у детей умение произвольно реагировать на команду, музыкальный сигнал, побуждаем действовать согласовано, совершенствуем координацию движения, учим запоминать образ персонажа и передавать его.

Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что театрализованная деятельность объединяет между собой участников разной возрастной категории. В результате проделанной работы ребёнок начинает творить, фантазировать, а так же доверять взрослым.

 

Библиографический список:

1. Алибаева Ф.И., Л.Б. Баряева, Ю.Ю.Белякова, И.Г.Вечканова, Л.М.Власова Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие/Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. - СПб.:КАРО,2009.-256с.:ил.-(Серия коррекционная педагогика»).
2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.Д., Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей 3-7лет, Мозаика – Синтез, 2008 год.

3.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам

(Пособие для воспитателей детских садов) Москва «Просвещение» 1973 г.

4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. ТЦ Сфера, 2009 год- 129с..

5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа "Театр - Творчество - Дети": Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов. / Н. Ф. Сорокина. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2002. - 207 с.

6.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6.

7.Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.- М., 2008- 52 с.

8. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста\Под ред. Л.М. Шипицыной.- СПб.: Изд-во «Речь», 2005г.-240с.

9. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Педагогический проект «Коми орнамент»

Педагогический проект «Коми орнамент»

Экологический лэпбук «Секреты знахаря»

Экологический лэпбук «Секреты знахаря» Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Что есть у...

Формирование осознанного поведения старших дошкольников посредством организации рефлексии

Формирование осознанного поведения старших дошкольников посредством организации рефлексии Формирование осознанного поведения, создание условий, необходимых для всестороннего развития детей являются основными задачами...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...