Определение и этиология общего недоразвития речи

Современными исследователями отмечается огромный рост речевой патологии среди детей дошкольного возраста. Самым распространённым речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР).

Понятие «общее недоразвитие речи» впервые было сформулировано в результате ряда исследований, проведением которых занимались Р.Е.Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии. По их мнению, общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранных интеллектом является такой формой речевой патологии, при которой нарушены все компоненты речевой системы: и звуковой, и смысловой сторон речи [1, с.102].

Исследователи Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Е.М.Мастюкова также связывают понятие общего недоразвития речи с формой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы [1, с.102].

Учёные Г.В.Чиркина и Т.Б.Филичева рассматривают эту аномальную форму развития речи как сложные речевые расстройства, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы у детей с нормальными слухом и интеллектом.

А.Н.Корнев отмечает, что довольно распространённым среди детей является состояние тотального недоразвития всей речевой системы в целом. В логопедии это состояние носит название «общего недоразвития речи» или ОНР.

А.Н.Корнев, в отличие от других исследователей, предложил называть недоразвитие речи, связанное с расстройством языковых операций и имеющее самостоятельный генез, первичным недоразвитием речи (ПНР). Это связано с тем, что, по его мнению, данное понятие более полно отражает патогенез речевого расстройства в отличие от понятия «общее недоразвитие речи» [3, с.105].

Этиология общего недоразвития речи довольно многообразна. К факторам, способным привести к данной речевой патологии, могут привести не только неблагоприятные воздействия во внутриутробном развитии ребёнка, но и во время родов и в первые годы жизни. С клинической точки зрения наибольшее влияние на возникновение общего недоразвития речи оказывает раннее органическое поражение центральной нервной системы ребёнка.

Особое внимание исследователь и учёный А.Н.Корнев уделает такому явлению как перинатальная энцефалопатия. Под этим понятием он имеет в виду поражение мозга вследствие влияния неблагоприятных факторов во внутриутробном развитии или во время родов.

Исследователи Е.М.Мастюкова, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева считают, что общее недоразвитие речи, как правило, возникает из-за резидуально-органического поражения мозга. Вследствие такого поражения центральной нервной системы возникают два основных вида нарушений: энцефалопатические и дизонтогенетические. Первый вид нарушений возникает вследствие повреждения той или иной структуры центральной нервной системы, второй – из-за недоразвития определённых структур и физиологических систем, или при отставании в сроках их формирования. Пример подобного вида нарушений и является общее недоразвитие речи [2, с.53].

Причины возникновения повреждений или недоразвития мозга множество. Многие исследователи выделяют в качестве основных следующие: токсикозы, родовые травмы, инфекция или интоксикация матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, асфиксия, травмы мозга в первые годы жизни и заболевания центральной нервной системы.

Общее недоразвитие речи часто может быть проявлением нарушений в физическом или нервно-психическом развитии ребёнка вследствие употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина и т.д.

Генетические факторы тоже влияют на возникновение речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи. В этом случае аномалия речевого развития может возникнуть вследствие даже самых незначительных неблагоприятных внешних проявлений.

Исследователи Г.В.Чиркина и Т.Б.Филичева основными причинами возникновения общего недоразвития речи считают: неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения, то есть постнатальные факторы [5, с52].

Особое внимание неблагоприятным условиям окружения и воспитания уделяют Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.

По данным этих авторов, в период наиболее интенсивного формирования речи психическая депривация может привести к отставани в её развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи [1, с.103].

Р.Е.Левина, в отличие от других исследователей, отмечала в качестве частой причины общего недоразвития речи слабость акустико-гностических процессов. Часто общее недоразвитие речи, по её мнению, возникает и вследствие речедвигательных нарушений, которые связаны с органическими поражениями или же недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата [4, с.43].

В результате поражения речедвигательного аппарата появляются затруднения в артикулировании звуков речи. Трудности в проговаривании не дают ребёнку уточнить и ясно воспринять услышанный звук. При нарушении взаимодействия слухового и речедвигательного анализаторов появляется недостаточное овладение звуковым составом слова, что в свою очередь затрудняет накопление словарного запаса, формирование грамматического строя речи, овладение чтением и письмом. В случае тяжелых нарушений акустико-гностических и речедвигательных процессов возникает общее недоразвитие речи (тяжёлая дизартрия, анартрия, сенсорная алалия, моторная алалия).

Значительно реже встречается общее недоразвитие речи вследствие отклонений зрительного восприятия. Проявляющиеся в доречевом периоде оптико-гностические нарушения служат препятствием для нормального речевого развития.

Наиболее часто, по мнению исследователей Е.М.Мастюковой, Н.С.Жуковой, Т.Б.Филичевой, в этиологии общего недоразвития речи имеет сочетание таких факторов как: наследственная предрасположенность, неблагоприятное окружение, повреждение или нарушение созревания мозга, влияние различных неблагоприятных факторов [1, с.102].

На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, что существует большое разнообразие этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи.

 

Список использованной литературы:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
  2. Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста. - М., 1948.
  3. Корнев А.Н. Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума 16 - 21 октября 1989г. - М., 1989. С. 104 – 106
  4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. - М., 1993.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса…

Конспект игры - путешествия для детей 6-7 лет «Как Принцесса изучала правила дорожного движения» Цель: способствовать формированию навыков и мотивации осознанного...

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для…

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Зайчиха, Зайчата (девочка и мальчик), Сорока, Ворона, Белка, Лиса, Волк, Медведь. Ход праздника: Дети входят в зал под...

Читайте также

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского...

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие»

Конспект занятия по ФЭМП «Волшебное путешествие» Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интегрированные...