Контрольная работа по физической культуре
«Сущность и значение выносливости. Воспитание общей выносливости дошкольного возраста»

Введение

Кроме быстроты, силы и ловкости ещё для полноценного физического развития ребёнка просто необходимо развитие такого физического качества как выносливости. Выносливость – это физическое качество, которое заключается в способности к длительному выполнению какой-нибудь деятельности без снижения её интенсивности.

Так как именно в дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основы физического здоровья, большое значение имеет выносливость для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений.

Значение и виды выносливости

Развитие выносливости для ребёнка очень важно. Без этого физического качества ребёнок просто не сможет долго бегать, прыгать, играть в подвижные игры, лазать по лестницам и т.д. Таким образом, не буде удовлетворятся потребность ребёнка в двигательной активности. Ребёнок будет выбирать пассивные виды деятельности, не требующие затраты большого количества энергии. А значит и о проявлении и развитии силы, ловкости и быстроты не может быть и речи.

Развитие выносливости у детей в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку. Учет этого фактора способствует правильному отбору наиболее действенных средств и методов физического воспитания, оптимальному дозированию мышечных нагрузок, обеспечивает планомерное повышение одного из важных психофизических качеств.

Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время (в соответствии с возрастными нормами двигательной активности), но не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании.

Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин, основными из которых являются следующие:

1. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечнососудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье малыша, в целом способствуя его всестороннему гармоническому развитию.

2. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе.

3. Необходимость развития выносливости у детей дошкольного возраста определяется еще и тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки: только в этот период возможно повысить уровень максимального потребления кислорода, который является важнейшим показателем физической работоспособности человека, показателем его аэробных возможностей.

4. Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. Здесь физические движения являются средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовывать себя, доводя начатое дело до конца. Этому очень важно научить в дошкольном возрасте. Кроме того, умение управлять собой положительно отражается на успехах ребенка в школе.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к потере интереса детей к этому упражнению.

В физическом воспитании различают общую выносливость и специальную выносливость.

Длительное выполнение движений умеренной интенсивности, включающее большую часть мышечной системы человека требуют проявления общей выносливости. К такому виду выносливости например, будет относиться выносливость проявленная в пешем походе, либо в подвижной игре, в которую включены разные движения и т.д.

Двигательная деятельность, ограниченная каким-либо одним видом называется специальной выносливостью. Например, кто дольше проскачет на скакалке или бег на длинные дистанции и т.д.

Общая выносливость проявляется в хорошо освоенных движениях. Специальная выносливость зависит от более высокой техники владением движениями, от уровня развития быстроты, ловкости, силы, координации. Уровень общей выносливости мало зависит от уровня специальной выносливости. То есть, это значит, что если ты обладаешь хорошей общей выносливостью, то не обязательно ты будешь обладать хорошей специальной выносливостью. Работа, направленная на повышение общей выносливости должна предварять развитие специальной выносливости.

В зависимости от возраста и подготовленности ребёнка предлагается разная степень нагрузки. Для развития выносливости большое значение в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявлять максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.

Средства развития выносливости

Средствами воспитания общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Основные задачи развития выносливости у дошкольников:

• содействовать согласованной функциональной деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их и приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности;

• способствовать воспитанию волевых качеств;

• вырабатывать умение распределять свои силы во времени и пространстве.

Методические особенности использования средств развития выносливости:

1. При использовании циклических упражнений основным методом является непрерывный. Продолжительность непрерывных движений должна составлять приблизительно 2 мин, интенсивность - 50-60 % максимальной. Начинать развитие выносливости рекомендуется с 4-5 лет с ходьбы и бега по 50м на дистанции 300м, рассчитывая темп пробегания так, чтобы 50м дети пробегали со скоростью 2-2, 5 м/с. Используется также челночный бег 2x20м в темпе 50-60 % максимального с игровыми заданиями и постепенным увеличением количества пробегаемых отрезков.

2. При выполнении прыжковых упражнений используют интервальный метод. В возрасте 4 лет дети могут непрерывно выполнять прыжки с продвижением вперед в течение 30-50 с (сериями по 20 прыжков с небольшими перерывами, в 5 лет - до 1, 5 мин (по 30 прыжков, в 6 лет - до 2 мин. Эта длительность возможна при условии свободного выполнения движений, освоения техники прыжков.

3. При развитии выносливости в процессе подвижных игр основные требования - повторение многократных действий, выполняемых продолжительное время, изменение игровой деятельности как по интенсивности, так и по форме, минимальные перерывы при смене водящего или введении дополнительных препятствий.

В дошкольном учреждении для изучения выносливости применяется бег с интенсивностью 60% от максимальной скорости.

• Дети в три года способны бегать в данном темпе 240-255м (соответственно мальчики и девочки,

• в четыре года - 370-460м,

• в пять лет - 450-600м,

• в шесть лет - 660-680м,

• в 7 лет - 710-1000м.

При выполнении бега до полного утомления дети в 5-6 летнего возраста затрачивают в среднем около 3 минут. Наибольший темп прироста выносливости отмечается у мальчиков и девочек между 3-4 годами, в 5-6 лет развитие этого качества несколько замедляется, а к 7 годам – вновь растет.

Заключение

Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности ребенка и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка — привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад. Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие свои особенности. Естественно, что слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.

Список использованной литературы

1. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость, 2004.

2. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста.

3. Смернова Л. А.

4. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. выносливость и основы методики её воспитания.

5. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Осенняя пора…»

«Осенняя пора…» В нашей группе «Непоседы» стало традицией организовывать пешую экскурсию в осенний лес. Целью которой было закрепить знания детей об...

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Читайте также

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание»...

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение…

Конспект открытого занятия в средней группе по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: Чтение английской сказки «Три поросенка» Цель: Познакомить с...

Метод воспитания – слово

Метод воспитания – слово Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С...