Применение визуальной поддержки для детей РАС в коррекционной группе

Аутизм – неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченность и повторяемость поведения. Данное нарушение развития влияет на способность мозга обрабатывать информацию. Так как доказано, что обработка и понимание визуальной информации является сильной стороной людей с расстройством аутистического спектра (РАС), то эффективность как коррекционной, так и педагогической работы с детьми с данным расстройством во многом обусловлена использованием специалистами средств визуальной поддержки.

Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.

Визуальный способ предоставления информации:

  • Помогает концертировать и удерживать внимание.
  • Представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро её понять.
  • Проясняет вербальную информацию.
  • Дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения.
  • Обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения.
  • Помогает при смене активностей или местоположения.

В работе с детьми с РАС зрительная поддержка помогает педагогам и специалистам: тратить меньше времени на повторение требований и инструкций; снижать необходимую для ребенка степень помощи; быть более последовательным в процессе обучения и в использовании языка для вербальных инструкций; заранее планировать изменения.

Можно выделить несколько видов визуальной поддержки:

- расписание дня,

- расписание занятия,

- планшет «сначала - потом»,

- визуальные подсказки,

- социальные истории,

- визуальные схемы,

- визуальные правила и инструкции,

- расписание активностей.

Наглядный материал, использующийся при разработке визуальной поддержки может представляет из себя: фотографии, компьютерные изображения, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы. Используемый наглядный материал выбирается в соответствии с интеллектуальным развитием ребенка.

Визуальное расписание – система, использование которой позволяет ребенку четко видеть последовательность происходящих событий. Структура данной системы предполагает гибкость и возможность внесения изменений под влиянием различных факторов. На зрительном расписании можно наглядно отобразить действия в различные промежутки времени: часть дня, весь день.

Различают следующие типы расписаний:

- функциональный объект;

- репрезентация объекта, изображение, фото, слово, фраза.

Для каждого ребенка с РАС визуальное расписание разрабатывается индивидуально. Детей необходимо обучать использованию визуализированного расписания, а затем его использовать постоянно.

Визуальные подсказки дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки, позволяет ребенку видеть каковы шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, читки зубов, посещение туалета.

Визуальное структурирование – организация окружающих предметов таким образом, что ребенок понимает, чего вы ожидаете от него в данном месте.

Основные компоненты визуальной структуры:

- Визуальная организация показывает то, как пространство и материалы ограничены, организованы или расположены в определенных местах (например, в контейнерах).

- Визуальная четкость привлекает внимание к важной информации (выделен цветом, ярлыки, подчеркивание);

- Визуальные инструкции показывают, с чего начать, последовательность действий и шагов по выполнению.

Таким образом организованная среда для воспитанников имеющих расстройства аутистической сферы способствует их дальнейшему развитию, более быстрой социальной адаптации, поддерживает уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогают развивать коммуникацию, взаимодействие детей с окружающими и быть более успешными в социуме.

План действий по ознакомлению детей с РАС с визуальным расписанием 2019-2020 год
Месяц    
Сентябрь 1. Заседание круглого стола с родителями
«Значение применения визуального расписания для ребенка с РАС в образовательной деятельности»
Показ видеоролика о применении визуальной поддержки в детском саду».
Показ готовых планшетов, папок с визуальным индивидуальным расписанием для ребёнка»
2. Знакомство с особенностями ребёнка.
Диагностика (обследование ребенка педагогом-психологом, учителем - логопедом, учителем - дефектологом)
 
3. Знакомство детей с карточками визуального расписания (карточки-действия).
Соотнесение карточки с реальностью:
- Предпочтение, избирательность в выборе предметов
- Любимые и нелюбимые вещи
- Избегание объектов
Индивидуальная работа
Предметные карточки по образовательной деятельности
4. Знакомство с карточками правил поведения  
Октябрь Расширяем знакомство с карточками
Простые алгоритмы
Вводим в деятельность
В конце месяца вводим планшет алгоритма на знакомом материале
Индивидуальная форма работы
1 неделя: Знакомство с карточками
2 неделя: Карточки - приветствия
3 неделя: Учебные карточки
4 неделя: Вводим планшет с карточками
Введение предметов – заменителей.
Алгоритмы самообслуживания (умывание
Последовательность одевания и раздевания на прогулку
Знакомство с календарём
(времена года Месяц Дни недели Знак Цвет)
Обязательно
параллельно работа дома вместе с родителями
Ноябрь Расширение предметных картинок
Введение карточек по лексическим темам
Введение индивидуального расписания
Введение группового расписания
Индивидуальные занятия
Дидактические игры
Карточки визуальной поддержки
Декабрь Продолжаем пополнять карточки по лексическим темам
(по направлениям, по действиям)
 
Январь Выстраиваем последовательность действий для индивидуальной работы с ребёнком
Введение годового календаря (новый образ, расширение визуального образа)
Применение методики «Что сначала-что потом?»
Совместная деятельность с родителями
Введение в совместную работу детей с ЗПР
Ребенок наблюдатель
Ребёнок участник занятия
Февраль Ребёнок от индивидуальной формы работы встраивается в групповую форму работы
Постепенное введение ребенка в подгрупповую работу, групповую
Расширяем вид деятельности
Вводим другие заменители по образовательным областям
(музыкальное занятие - была погремушка, меняем на дудку и т.д.)
Вводим пара ЗПР и РАс
Март Вводим вариативную форму работы
Осуществление гибкого подхода к организации деятельности в течении дня
Индивидуальная работа
Беседа
Дидактическая игра
Апрель Закрепляем заменители по видам деятельности
Дополняем например Мячик + погремушка (зарядка с музыкой)
1 неделя - ХЭР
2 неделя -Развитие речи
3 неделя- ФЭМП
4 неделя- Мир природы
Совместные игры
Занятия
Подключение родителей на закрепление способов деятельности
Май Продолжаем работу по пополнению разных видов карточек
(«я сижу», «я играю», «я рисую», и т.д.)
Вводим вариативные карточки по безопасности детей:
1 неделя-ОБЖ в природе
2 неделя –ТБ на участке
3 неделя – инструктаж по безопасности «Незнакомец»
4 неделя – Рекомендации по ОБЖ на летний период

Список литературы

  1. Hodgdon L. Q. Solving Social-Behavioral Problems Through //Teaching children with autism: Strategies to enhance communication and socialization. – 1995. – С. 265.
  2. Гайдушенко Н. Е. Организация работы ресурсного центра по сопровождению образовательных организаций Хмао-Югры по вопросам инклюзивного образования в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» //Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного гуманитарно-технологического университета Редакционный совет. – 2016. – С. 543.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»

Читайте также

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику…

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: закрепить знания детей о разных периодах осени и...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...