Применение визуальной поддержки для детей РАС в коррекционной группе
Аутизм – неврологическое расстройство, для которого характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченность и повторяемость поведения. Данное нарушение развития влияет на способность мозга обрабатывать информацию. Так как доказано, что обработка и понимание визуальной информации является сильной стороной людей с расстройством аутистического спектра (РАС), то эффективность как коррекционной, так и педагогической работы с детьми с данным расстройством во многом обусловлена использованием специалистами средств визуальной поддержки.
Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Визуальный способ предоставления информации:
- Помогает концертировать и удерживать внимание.
- Представляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро её понять.
- Проясняет вербальную информацию.
- Дает возможность представлять ребенку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения.
- Обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения.
- Помогает при смене активностей или местоположения.
В работе с детьми с РАС зрительная поддержка помогает педагогам и специалистам: тратить меньше времени на повторение требований и инструкций; снижать необходимую для ребенка степень помощи; быть более последовательным в процессе обучения и в использовании языка для вербальных инструкций; заранее планировать изменения.
Можно выделить несколько видов визуальной поддержки:
- расписание дня,
- расписание занятия,
- планшет «сначала - потом»,
- визуальные подсказки,
- социальные истории,
- визуальные схемы,
- визуальные правила и инструкции,
- расписание активностей.
Наглядный материал, использующийся при разработке визуальной поддержки может представляет из себя: фотографии, компьютерные изображения, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы. Используемый наглядный материал выбирается в соответствии с интеллектуальным развитием ребенка.
Визуальное расписание – система, использование которой позволяет ребенку четко видеть последовательность происходящих событий. Структура данной системы предполагает гибкость и возможность внесения изменений под влиянием различных факторов. На зрительном расписании можно наглядно отобразить действия в различные промежутки времени: часть дня, весь день.
Различают следующие типы расписаний:
- функциональный объект;
- репрезентация объекта, изображение, фото, слово, фраза.
Для каждого ребенка с РАС визуальное расписание разрабатывается индивидуально. Детей необходимо обучать использованию визуализированного расписания, а затем его использовать постоянно.
Визуальные подсказки дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки, позволяет ребенку видеть каковы шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, читки зубов, посещение туалета.
Визуальное структурирование – организация окружающих предметов таким образом, что ребенок понимает, чего вы ожидаете от него в данном месте.
Основные компоненты визуальной структуры:
- Визуальная организация показывает то, как пространство и материалы ограничены, организованы или расположены в определенных местах (например, в контейнерах).
- Визуальная четкость привлекает внимание к важной информации (выделен цветом, ярлыки, подчеркивание);
- Визуальные инструкции показывают, с чего начать, последовательность действий и шагов по выполнению.
Таким образом организованная среда для воспитанников имеющих расстройства аутистической сферы способствует их дальнейшему развитию, более быстрой социальной адаптации, поддерживает уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогают развивать коммуникацию, взаимодействие детей с окружающими и быть более успешными в социуме.
План действий по ознакомлению детей с РАС с визуальным расписанием 2019-2020 год | ||
Месяц | ||
Сентябрь | 1. Заседание круглого стола с родителями «Значение применения визуального расписания для ребенка с РАС в образовательной деятельности» |
Показ видеоролика о применении визуальной поддержки в детском саду». Показ готовых планшетов, папок с визуальным индивидуальным расписанием для ребёнка» |
2. Знакомство с особенностями ребёнка. Диагностика (обследование ребенка педагогом-психологом, учителем - логопедом, учителем - дефектологом) |
||
3. Знакомство детей с карточками визуального расписания (карточки-действия). Соотнесение карточки с реальностью: - Предпочтение, избирательность в выборе предметов - Любимые и нелюбимые вещи - Избегание объектов |
Индивидуальная работа Предметные карточки по образовательной деятельности |
|
4. Знакомство с карточками правил поведения | ||
Октябрь | Расширяем знакомство с карточками Простые алгоритмы Вводим в деятельность В конце месяца вводим планшет алгоритма на знакомом материале Индивидуальная форма работы 1 неделя: Знакомство с карточками 2 неделя: Карточки - приветствия 3 неделя: Учебные карточки 4 неделя: Вводим планшет с карточками Введение предметов – заменителей. |
Алгоритмы самообслуживания (умывание Последовательность одевания и раздевания на прогулку Знакомство с календарём (времена года Месяц Дни недели Знак Цвет) Обязательно параллельно работа дома вместе с родителями |
Ноябрь | Расширение предметных картинок Введение карточек по лексическим темам Введение индивидуального расписания Введение группового расписания |
Индивидуальные занятия Дидактические игры Карточки визуальной поддержки |
Декабрь | Продолжаем пополнять карточки по лексическим темам (по направлениям, по действиям) |
|
Январь | Выстраиваем последовательность действий для индивидуальной работы с ребёнком Введение годового календаря (новый образ, расширение визуального образа) |
Применение методики «Что сначала-что потом?» Совместная деятельность с родителями Введение в совместную работу детей с ЗПР Ребенок наблюдатель Ребёнок участник занятия |
Февраль | Ребёнок от индивидуальной формы работы встраивается в групповую форму работы Постепенное введение ребенка в подгрупповую работу, групповую |
Расширяем вид деятельности Вводим другие заменители по образовательным областям (музыкальное занятие - была погремушка, меняем на дудку и т.д.) Вводим пара ЗПР и РАс |
Март | Вводим вариативную форму работы Осуществление гибкого подхода к организации деятельности в течении дня |
Индивидуальная работа Беседа Дидактическая игра |
Апрель | Закрепляем заменители по видам деятельности Дополняем например Мячик + погремушка (зарядка с музыкой) 1 неделя - ХЭР 2 неделя -Развитие речи 3 неделя- ФЭМП 4 неделя- Мир природы |
Совместные игры Занятия Подключение родителей на закрепление способов деятельности |
Май | Продолжаем работу по пополнению разных видов карточек («я сижу», «я играю», «я рисую», и т.д.) |
Вводим вариативные карточки по безопасности детей: 1 неделя-ОБЖ в природе 2 неделя –ТБ на участке 3 неделя – инструктаж по безопасности «Незнакомец» 4 неделя – Рекомендации по ОБЖ на летний период |
Список литературы
- Hodgdon L. Q. Solving Social-Behavioral Problems Through //Teaching children with autism: Strategies to enhance communication and socialization. – 1995. – С. 265.
- Гайдушенко Н. Е. Организация работы ресурсного центра по сопровождению образовательных организаций Хмао-Югры по вопросам инклюзивного образования в КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» //Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного гуманитарно-технологического университета Редакционный совет. – 2016. – С. 543.
Читайте также |
---|
Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»
Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»
Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…
Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...
Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»
Логопедическое пособие «По страницам скаки «Три медведя»