Конструирование как средство формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Само слово конструирование означает создание целого из отдельных элементов. Оно и понятно, если мы представим конструирование, то это создание домика из кубиков, гараж из кирпичиков. Конструирование является одним их самых любимым видом деятельности детей, наряду с игровой и изобразительной деятельностями. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, из разных видов конструкторов, а также изготовление различных поделок из бумаги, из картона, из природного и бросового материалов.

Выделяют два вида конструирования –это техническое и художественное.

Сегодня мы с вами остановимся на техническом конструировании. Так как именно в техническом конструировании используются различные виды конструкторов, том числе и строительный материал, а также те конструкторы, которые подразумевают различные способы крепления. А мы понимаем, что когда ребёнок осваивает различные способы крепления, то это идёт очень хорошее развитие мелкой моторики пальцев рук.

В техническом конструирование дети отражают реально существующие объекты, а также придумывают объекты по ассоциации с образами из сказок и мультфильмов.

Сама по себе конструктивная деятельность детей имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Происходит развития психических процессов, развитие речи, мелкой моторики, с помощью конструирования ребёнок осваивает пространство, происходит развитие его образного мышления. Судя по всему выше перечисленному, конструирование оказывает на развитие ребёнка большое значение. Центры конструирования очень популярны среди детей и ежедневно задействованы ими. Поэтому те возможности, которые даёт детское конструирование для развития ребёнка конечно нужно использовать. Поэтому наша с вами задача, создавать условия, для того чтобы конструктивная деятельность у детей состоялась.

Какие же бывают виды конструирования:

1 вид: по образцу. Когда мы ребёнку предлагаем образец постройки и просим его повторить. Дети соотносят свои детали с деталями, которые построил взрослый. Это обучающий момент. Это вид имеет очень важное значение для того, чтобы дети освоили обобщённые способы конструирования: чтобы они познакомились с деталями, определяли цвет, форму, размер, расположение деталей. Поэтому, конструирование по образцу должно стоять первой ступенью в обучение данному виду деятельности.

2 вид: по наглядным схемам и простым чертежам. Ребёнку необходимо прочитать схему и воспроизвести. Конечно, в результате именно этого вида конструирования, у ребёнка развивается образное мышление, познавательные способности .В данном виде конструирования есть и второй вариант использования: когда ребёнок делает постройку со взрослым или самостоятельно ,а потом его задача отразить на листе бумаги схему того, что он построил. Ребёнок, у которого формируется такой навык, не испытывает в дальнейшем трудности в прочтении сложных схем.

3 вид: конструирование по условиям. Здесь уже не предполагается никаких образцов, никаких схем, лишь создаются условия. Условия носят проблемный характер, поскольку способов решения мы не даём в этом случае. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать эти условия, и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. В процессе данного вида конструирования формируется у детей умение слышать задание, инструкцию.

Например: построить большой дом для большого медвежонка и маленький дом для маленького медвежонка.

Такой вид конструирования позволяет детям провести анализ условий, а затем спланировать свою деятельность: подобрать материал и выстроить тот план действий, который необходим для данной постройки.

4 вид. конструирование по замыслу, то есть свободное конструирование. Именно в этом виде ребёнок может самостоятельно т построить, что он захочет, как он захочет из любых видов конструкторов. Конечно, самостоятельное конструирование можно предлагаем ребёнку в любом возрасте. Но своего пика оно достигает тогда, когда все выше обозначенные виды конструирования он уже освоил.

Конструирование по замыслу очень близко к конструированию по теме. Оно свободное конструирование, но определяется какой-то темой. В сегодняшних условиях это актуально, так как умеют место быть тематические дни, тематические недели. И конечно, по сколько у нас интеграция содержания, то мы эту тему отражаем в разных видах детской деятельности, в том числе в конструировании по замыслу.

Работа по развитию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения конструированию, у нас проходит поэтапно.

Содержание каждого этапа представляет собой самостоятельную ступень педагогической технологии. На первом этапе мы познакомили детей с многообразием конструкторов: магнитными, пластмассовыми, деревянными, мягкими, гибкими, лего, а так же с разнообразным строительным материалом и способами его использования в разных видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре строительный материал можно использовать как предметы-заместители; в физкультурных занятиях как спортивный инвентарь; конструкции из строительного материала можно использовать и как образец в изобразительной деятельности, а в театрализованной деятельности постройки могут являться декорациями к настольному театру. Состоялось также знакомство детей с правилами поведения при работе со строительным материалом. На вопрос «что нельзя делать со строительным материалом?» дети отвечали: «Ломать, кидать, бить им других детей, разбрасывать, грызть, брать в рот». На вопрос «почему?» дети отвечали: «Можно поранить, и будет больно», «Конструктор и кубики нельзя облизывать, потому что на них микробы», «Нельзя кидаться строительным материалом в окна, потому что можно их разбить», «Если ломать конструктор, то у нас его не будет и можно пораниться о его острые края, обломки».

Второй этап был связан с проведением цикла занятий по развитию конструктивной деятельности детей. Мы разработали методический материал: систему работы по развитию конструктивной деятельности с использованием разных видов конструкторов, перспективный план работы, конспекты дополнительных занятий по конструированию.

Третий этап был посвящён организации самостоятельной деятельности детей с различным строительным материалом в свободной деятельности.

Для успешной работы с детьми мы организовали предметную среду, которая соответствует всем требованиям ФГОС ДО. Наполнили её различными видами конструктора, разнообразным строительным материалом, игрушками для обыгрывания построек (например: машинками, фигурками людей, домашних и диких животных, природных объектов и пр.). Дети получили свободный доступ к конструктору и дополнительным материалам и могут создавать постройки и обыгрывать полученные макеты в свободной самостоятельной деятельности. Используя в совместной деятельности с ребёнком строительный материал в других видах деятельности, мы обогатили опыт детей в конструктивной деятельности.

Далее дети могут использовать этот опыт в самостоятельной деятельности, находить новые и нестандартные решения, тем самым самостоятельно развивать свои конструктивные способности.
По месту того, где мы конструируем, на полу, на столе, на каком-то другом пространстве. Выделяются такие виды конструирование:

- крупномасштабное,

- напольно-настольное.

Настольно-напольное конструирование имеет большой выбор различных конструкторов с различными способами соединения.

В ходе проведённой работы у детей видны первые весомые результаты в формировании самостоятельности: они могут возвести постройку по образцу взрослого и по фотографии самостоятельно; умеют рассказать ο постройке, предпочитают хорошо усвоенные способы и гарантированный результат; знают виды, свойства и назначение конструктивного материала: куб, полукуб, кирпичик, призма, пластина, брусок, цилиндр, арка; умеют соблюдать порядок хранения материала в коробке и могут самостоятельно убрать по правилам хранения.

Вывод: Конструирование имеет большое значение для развития гармоничной личности ребёнка в целом. Работа по формированию самостоятельности должна быть системной и осуществляться через создание вышеперечисленных условий для саморазвития ребёнка.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный цветок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный цветок» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений о доброте, как о...

Читайте также

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Помощь зимующим птицам» Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное...

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...